Формирование стиля работы руководителя на торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Провести анализ деятельности работы руководителя в управлении предприятием.
Задачи:
1. Проанализировать основные аспекты формирования стиля руководителя организации.
2. Осуществить оценку деятельности предприятия с учетом влияния внешних факторов, определить его положение на рынке и финансовые возможности для дальнейшего развития;
3. провести анализ кадровой работы в настоящее время, дать оценку;
4. на основании данной оценки выработать практические рекомендации по совершенствованию стиля управления организацией.
Объектом исследования является ОАО «Мебельный дом».

Содержание работы

Введение 3
1. Основные аспекты формирования стиля руководителя организации 5
1.1. Понятие и сущность стиля работы руководителя организации 5
1.2. Структура стиля руководителя 9
1.3. Этапы формирования стиля руководителя организации 12
2. Анализ хозяйственной деятельности и оценка сложившегося стиля руководителя предприятия торговли ОАО Мебельный дом 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия торговли ОАО «Мебельный дом» 16
2.2. Анализ сложившегося стиля работы руководителя ОАО «Мебельный дом» 23
2.3. Оценка личных и деловых качеств руководителя ОАО «Мебельный дом» 35
3. Мероприятия по совершенствованию стиля руководителя предприятия торговли ОАО «Мебельный дом» 39
3.1.Обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления предприятием 39
3.2.Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 47
Заключение 52
Библиография 54
Приложение 1 56

Файлы: 1 файл

Формирование стиля работы руководителя на торговом предприятии.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)


58

 

 

Курсовая работа

по дисциплине Менеджмент

на тему: Формирование стиля работы руководителя на торговом предприятии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение              3

1. Основные аспекты формирования стиля руководителя организации              5

1.1. Понятие и сущность стиля работы руководителя организации              5

1.2. Структура стиля руководителя

1.3. Этапы формирования стиля руководителя организации

2. Анализ хозяйственной деятельности и оценка сложившегося стиля руководителя предприятия торговли ОАО Мебельный дом

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия торговли ОАО «Мебельный дом»

2.2. Анализ сложившегося стиля работы руководителя ОАО «Мебельный дом»

2.3. Оценка личных и деловых качеств руководителя ОАО «Мебельный дом»

3. Мероприятия по совершенствованию стиля руководителя предприятия торговли ОАО «Мебельный дом»              39

3.1.Обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления предприятием              39

3.2.Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий              47

Заключение

Библиография

Приложение 1              56

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Поиск правильного пути руководства людьми в организациях представляет собой сегодня сферу приложения усилий множества людей. В век повышенного спроса на информацию и творчество, быстрых перемен во внешнем мире, многое зависит от того, насколько умело управляют человеком в рыночной организации. Происходящие в последнее время серьезные изменения на российском рынке, заставляют заново переоценивать нормы и ценности руководства людьми в организациях.

Многие люди все еще убеждены, что для того, чтобы быть эффективным руководителем, нужно обладать особыми личностными качествами. Поиски таких качеств, начиная с середины 30-х годов ХХ в., велись многие десятилетия и все еще ведутся. За это время были проведены сотни исследований. Обобщив результаты многих из них, американский ученый Р. Стогдилл сделал принципиально важный вывод о том, что хотя во многих случаях эффективные руководители отличались интеллектом, знаниями, ответственностью, активностью, надежностью, социальным участием, однако человек не становится эффективным руководителем только благодаря тому, что он обладает набором каких-то личных свойств. Иначе говоря, нет личностных качеств однозначно связанных с эффективностью деятельности человека в роли руководителя. Ни ум, ни решительность, ни воля, ни какое-то другое качество, ни их комбинации не являются гарантами успеха, так же как и недостаток каких-то качеств не ведет обязательно к неуспеху.

Неудачные попытки определить черты успешного руководителя привели к идее, что важно не то, какими качествами обладает руководитель, а что и как он делает, какова его манера взаимодействия с подчиненными, его «управленческий почерк» - стиль. Эта идея оказалась более продуктивной.

Поиск правильного пути руководства людьми в организациях представляет собой сегодня сферу приложения усилий множества людей. В век повышенного спроса на информацию и творчество, быстрых перемен во внешнем мире, многое зависит от того, насколько умело управляют человеком в рыночной организации. Происходящие в последнее время серьезные изменения на российском рынке, заставляют заново переоценивать нормы и ценности руководства людьми в организациях.

В связи с вышеизложенным, тема настоящей работы: «Формирование стиля работы руководителя на торговом предприятии» актуальна и имеет большую практическую значимость.

Цель работы: Провести анализ деятельности работы руководителя в управлении предприятием.

Задачи:

1.                  Проанализировать основные аспекты формирования стиля руководителя организации.

2.                  Осуществить оценку деятельности предприятия с учетом влияния внешних факторов, определить его положение на рынке и финансовые возможности для дальнейшего развития;

3.                  провести анализ кадровой работы в настоящее время, дать оценку;

4.                  на основании данной оценки выработать практические рекомендации по совершенствованию стиля управления организацией.

Объектом исследования является ОАО «Мебельный дом».

Предметом исследования – стили управления предприятием.

Обозначенные цели и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из трех глав, введения и заключения, в конце представлен перечень использованной литературы.

 

 


1. Основные аспекты формирования стиля руководителя организации
 

1.1 Понятие и сущность стиля работы руководителя организации

В процессе практической деятельности работа менеджера приобретает определенную устоявшуюся форму и содержание - стиль руководства, под которым понимается совокупность наиболее часто применяемых им принципов и методов управления. Это реальный стиль руководства конкретного менеджера.

Обычно под словом "стиль" понимают такую особенность, которая не имеет количественного измерения и воспринимается как нечто такое, что отличает один объект от другого.

Понятие "стиль руководства " применяется в таких значениях: философия менеджмента, климат в группе, модель или система управления, поведение менеджера в отношении персонала, техника управления[1].

Стиль руководства - это гибкое поведение менеджера по отношению к сотрудникам, которое изменяется во времени в зависимости от ситуации и проявляется в способах выполнения управленческих функций подчиненным менеджеру управленческим аппаратом. Это понятие характеризует не только стиль работы руководителя, но и всего аппарата управления.

Стиль менеджера - это совокупность типовых и относительно стабильных приемов влияния менеджера на подчиненных с целью обеспечить выполнение ими поставленных задач. Стиль руководства проявляется в том, какими приемами менеджер побуждает подчиненных к инициативному, творческому выполнению возложенных на них обязанностей, как контролирует результаты деятельности. Стиль характеризует устойчивость, которая проявляется в регулярном повторении тех или иных приемов управления.

Стиль руководства тесно взаимосвязан с методами управления. Методы как совокупность приемов воздействия на персонал для обеспечения его совместной деятельности - понятие объективное, существующее независимо от руководителя.

Существует достаточно много подходов к классификации стилей руководства. Чаще всего стиль руководства отождествляют с типологией руководителей и рассматривают три стиля: автократический, демократический и либеральный.             

В реальной жизни автократический, демократический и либеральный стили управления, как и соответствующие типы руководителей, в чистом виде не встречаются, на практике они используются в различных сочетаниях. Эффективность того или иного стиля или их сочетания определяется конкретными условиями деятельности, которые постоянно и довольно часто меняются.

Автократический стиль руководства приемлем в экстремальных условиях при неблагоприятном стечении обстоятельств. Он применим в формальных организационных структурах, и на практике используется в случаях, когда менеджер[2]:

-              обладает всей полнотой власти и не имеет преград для ее использования;

-              имеет право на любые чрезвычайные полномочия;

-              обладает набором уникальных знаний и навыков;

-              руководит формально, не является действительным лидером;

-              не имеет поддержки и понимания в коллективе;

-              в соответствии с классификацией относится к автократическому типу личности менеджера.

Демократический стиль руководства наиболее эффективен в условиях рынка. На практике он применяется как в формальной, так и в неформальной структуре и при таких обстоятельствах, когда менеджер:

-              может самостоятельно устанавливать границы использования своей власти;

-              коллектив может снять его с должности и заменить другим членом коллектива;

-              выбор возможных санкций в отношении подчиненных у менеджера ограничен;

-              менеджер стремится поделиться властью с подчиненными;

-              в соответствии с классификацией относится к демократическому типу личности менеджера.

-              Либеральный стиль руководства наименее эффективен в любых условиях деятельности. Применение

этого стиля обусловлено, в первую очередь, личностными качествами менеджера и условиями деятельности, когда менеджер:

-              не обладает реальной властью;

-              ориентируется на максимальную поддержку неформальных отношений с подчиненными;

-              несменяем на занимаемой должности, поскольку существующее положение всех устраивает;

-              не может реально применить никаких санкций к нерадивым работникам;

-              недостаточно компетентен, обладает низкой квалификацией;

-              в соответствии с классификацией относится к либеральному типу личности менеджера.

Другой важной причиной применения либерального стиля руководства являются подчиненные, в случаях, когда они:

-              имеют больше власти, нежели руководитель;

-              не принимают установленный порядок;

-              легко и с готовностью поднимают мятеж или забастовку;

-              плохо организованы;

-              являются учеными или высококвалифицированными работниками с редкими знаниями и умениями, осознающими свою незаменимость.

Менеджер, стремящийся быть эффективным, не может постоянно, в любой производственной ситуации применять один и тот же стиль. Не существует универсального стиля руководства. Это принципиальное положение вытекает из самого определения понятия "стиль руководства". Наилучший стиль в конкретной ситуации тот, который основывается на реальном положении вещей. Опытный и грамотный руководитель умело пользуется различными методами, стилями управления, которые наиболее подходят к конкретной ситуации. В этом и состоит суть ситуационного метода управления.

Приведем основные параметры трех стилей управления

Таблица 1.1

Основные параметры трех стилей управления

Параметры стилей управления

 

 

Виды стилей управления

Авторитарный

Демократический

Либеральный

1. Принятие решения и определение задач

Лично руководителем

С учетом предложений подчиненных

Одобрение и согласие с мнением подчиненных

2. Способ доведения решения

Приказ, категоричное требование

Совет, рекомендация, намек

Просьба, упрашивание

3. Степень регламентации действия подчиненных

Высокая

Оптимальная

Низкая

(максимальная свобода подчиненных)

4. Характер общения руководителя с подчиненными

Короткое, деловое, сухое

Более продолжительно, не только деловое, но и личностное

Может не вступать в общение, если подчиненные не обращаются к нему

5. Характер регуляции поведения и деятельности подчиненных

Делает упор на взыскания

Делает упор на поощрения

Воздерживается от регуляции поведения и деятельности подчиненных

6. Мнение руководителя о подчиненных

Категоричность, разделение на плохих и хороших, перевода из одной категории в другую прак­тически не делает

Считает всех подчиненных изначально хорошими, гибкость в изменении оценок

Оценок подчиненным практически не дает

7. Отношение руководителя к инициативе подчиненных

Недоверчивое, негативное

Поощрение проявления инициативы

Переоценка возможностей инициативы подчиненных

8 Морально-

психологический климат в

организации

 

 

 

Напряженный

Оптимальный

Крайне изменчив

 

 

 

 

 

 

9. Показатели

деятельности

организации

Высокие

Средние

Нестабильные

количественные,

количественные,

показатели

средние

высокие

 

качественные

качественные

 

10  Контроль

руководителя

за

деятельностью

подчиненных

 

 

 

Повышенный

Средний

Отсутствует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Структура стиля руководителя

   Выбор руководителем того или иного стиля руководства определяется рядом объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы:

                  тип организации (производственная, снабженческо-сбытовая, научная и др.);

                  специфика основной деятельности организации (производственная, снабженческо-сбытовая, учебная, научная и др.);

                  специфика решаемых задач (простые и сложные; новые и привычные; очередные и срочные; стандартные и нестандартные; текущие и внезапные и др.);

                  условия выполнения задач (благоприятные, неблагоприятные, экстремальные и др.);

                  способы и средства деятельности организации (индивидуальные, групповые и др.);

                  уровень развития организации;

                  стиль руководства, формы и методы работы вышестоящего руководителя;

                  ступень управленческой иерархии, на которой находится руководитель. Исследования психологов показывают, что чем выше эта ступень, тем больше руководитель склонен к авторитарным действиям, но и тем более сложные и завуалированные формы приобретает эта авторитарность;

                  совпадение стиля руководства руководителя с теми ожиданиями, которые выказывают подчиненные. Психологи установили, что в группах с высоким уровнем развития и образования ее членов преобладают ожидания демократичных действий со стороны руководителя. И наоборот, в группах с низким уровнем развития ее членов преобладают ожидания более жестких и конкретных действий руководителя. Ожидание авторитарного управления происходит также в экстремальной ситуации.

Субъективные факторы:

                  индивидуально-психические особенности личности руководителя (характер, темперамент, способности, волевые качества и др.);

                  наличие у руководителя авторитета. Авторитетный руководитель, как правило, более демократичен, потому что авторитет является той силой, которая воздействует на подчиненных кроме прямого управленческого воздействия. И наоборот, отсутствие авторитета руководитель пытается компенсировать жесткими, директивными действиями;

                  уровень общей и управленческой культуры, образования (в частности, знание основ теории управления);

                   имеющийся общий и управленческий опыт. Таким образом, факторов, влияющих на выбор стиля управления организацией, много, все они тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, а иногда и вступают в противоречия между собой. Вот почему нет единого правила, позволяющего руководителю определить, как следует вести себя в той или иной ситуации. Все зависит от того, насколько профессионально и психологически образован и подготовлен руководитель. Высокий уровень профессиональной и психологической компетентности поможет ему правильно определить, когда, где и как он должен действовать.

Информация о работе Формирование стиля работы руководителя на торговом предприятии