Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Разработка эффективных управленческих решений – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа.
В общем виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Содержание работы

Страница
1. Принятие решений в системе менеджмента
1.1. Понятие об управленческом решении

3
1.2. Классификация (типология) управленческих решений
5
1.3. Условия и факторы качества управленческих решений
9
1.4. Технология принятия решения
13
1.5. Система учета, контроля и мотивации реализации управленческих решений

19
2. Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений

27
3. Целеполагание при разработке управленческих решений

3.1. Иерархия и целеполагание при выборе управленческого решения
31
3.2. Оценивание целей
34
3.3. Методы сравнения целей
39
4. Экспертные методы в процессе прогнозирования и разработки управленческих решений

46
4.1. Метод «Дельфи»
47
4.2. Метод «Мозговой атаки»
54
4.3. Метод «Паттерн»
57
5. Выбор альтернатив

5.1. Методы многокритериального выбора
68
5.2. Графоаналитический метод - метод многокритериального выбора
73
5.3. Метод анализа иерархий
79
6. Принятие решений в условиях риска: понятие и классификация рисков, методы управления рисками, выводы

88
7. Оценка эффективности решений
97
Приложение 1 – Оценка существующей ситуации (SWOT-анализ)
100
Приложение 2 - Принятие управленческих решений в рамках концепции опережающего управления

102
Приложение 3 - Метод «Анализ ситуации (АС)»
104
Приложение 4 - Метод «Анализ проблем (АП)»
105
Приложение 5 - Метод «Анализ решений (АР)»
108
Приложение 6 - Метод «Анализ потенциальных проблем (АПП)»
113
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управленческие решения»
115
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию курсовой работы по дисциплине «Управленческие решения»
117
Литература
135

Файлы: 1 файл

Алиииии.doc

— 1.84 Мб (Скачать файл)

6. Весьма важным психологическим  аспектом принятия решений является также проблема стиля руководства, т.е. правильного поведения руководителя по отношению к подчиненным в ситуации, требующей выбора. Решить ее помогает простая и эффективная модель Врума—Йеттона.

 

Начало

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

Есть ли требования          

к качеству решения,

позволяющие определить

 степень 

предпочтительности 

одной альтернативы

по сравнению с другой?

Располагаю ли

я  достоверной информацией, чтобы принять качественное решение?

Структурированы ли проблема?

Является ли согласие подчиненных существенным для эффективного выполнения принятого решения?

Уверен ли я в том, что если приму решение единолично, подчиненные его поддержат?

Согласны ли подчиненные  с целями организации, на достижение которых направлено решение?

Не приведет ли выбранное  решение  к конфликту между  подчиненными?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

Да

 

 

              Да

 

 

           Нет

 

Нет          1-АI

 

 

 

      Да                               

 

 

 

            Нет           4-AI          

 

Да

 

 

 

 

 

     Да

 

Нет    10-АII

              Да

 

 

Нет     14-CII

 

         Да         2-АI

 

 

 

Нет       3-GII

 

 

 

       Да             5-АI

 

 

    Нет

 

 

                               Нет

 

 

              Да  9-АII

      Да

                   11-СII

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            6-GII

        Да

 

 

          Нет

 

 

 

 

             Да    12-GII

 

 

 

 

Нет      13-СII

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              7-СII

      Да

 

 

   Нет     

8-СI


Рисунок 1 – Модель принятия решений Врума – Йеттона     Начало

 

3.  Целеполагание при  разработке управленческих решений

 

3.1. Иерархия и целеполагание при выборе управленческого решения

 

 

Под целеполаганием понимается процесс  обоснования и формирования целей. Выбор  цели является одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия и тактика развития организации, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий. Иными словами, цель является тем стержнем, вокруг которого формируется управленческая деятельность. Существуют различные определения понятия цели.

Цель – это состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация. Можно дать и иное определение: цель – те направления деятельности организации, реализуя которые она осуществляет свою миссию.

Действительно, деятельность организации направлена на достижение определенных результатов, которые бы изменили состояние объекта управления. Цели, стоящие перед организацией, определяются системой ценностей ее высшего руководства, миссией организации и реальными условиями, в которых она функционирует. Естественно, что объективно необходимые цели должны быть конкретны, реальны и контролируемы.

Конкретность означает, что цель должна содержать вполне осязаемые, ощутимые результаты, которые предполагается достичь, - экономические, социальные, научно-технические и др. В идеале требование конкретности предполагает количественное выражение цели, хотя, разумеется, далеко не все цели в социальной и особенно духовной сферах общества удается выразить количественно.

Реальность цели означает ее достижимость, что связано с обеспечением ее ресурсами, с правильно выбранной стратегией достижения, эффективностью управления.

Если соблюдены требования конкретности и реальности, то движение к цели ее достижение вполне контролируемы. Для реализации требования контролируемости цели большое, если не решающее, значение имеет обеспеченность информацией, особенно обратной, осведомляющей субъект управления о ходе течения заданного процесса. Своевременная и качественная переработка осведомляющей информации, ее преобразование в информацию, содержащую корректирующие команды, позволяет вовремя устранить отклонения в движении системы к заданной цели.

Цели организации бывают различных  видов, например стратегические и тактические. Стратегические цели формируются при определении долговременной политики развития организации, а тактические – при решении оперативных задач управления.

Естественно, что при формировании тактических целей учитываются  стратегические  цели организации. Более того, тактические цели ставятся организацией для обеспечения ее стратегических целей. В то же время совокупность тактических целей при их анализе может оказывать влияние на корректировку стратегических целей.

Цели могут быть траекторными и точечными. Траекторные (их еще называют направляющими) определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. В то же время точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата.

Существуют цели истинные и цели мнимые. Организация воспроизводственного процесса в хозяйственном субъекте  в соответствии с мнимыми целями, как правило, приводит к банкротству, т.е. умиранию системы. В связи с этим задача  формирования истинной цели исключительно актуальна.

Цели могут быть различных иерархических  уровней. Под иерархией понимается расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Иерархия – это определенный тип системы, основанный на предположении, что элементы системы могут группироваться в группы или уровни. ЛПР создают иерархию обычно для того, чтобы уменьшить познавательные усилия и облегчить процесс принятия решения. Самая простая иерархия – линейная.

Преимущества иерархии:

- иерархические представления  системы могут использоваться  для описания того, как влияет  изменение приоритетов на верхних уровнях на приоритет элементов верхних уровней;

- иерархия предоставляет более  подробную информацию о структуре  и функциях на нижних уровнях  и обеспечивает рассмотрение  целей на высших уровнях;

- естественные системы, составляемые  иерархически, строятся эффективнее, чем системы собранные в целом;

- иерархии устойчивы и гибки.

Главная цель устанавливается на вершине  иерархии, их подцели – непосредственно  под ними, на самом нижнем уровне размещаются возможные ресурсы.  Ресурсы системы – это все  то, что может использоваться для достижения целей и находится внутри системы.

При характеристике ресурсов системы  надо оценивать не только их наличие, но и степень использования, принимая во внимание, что использование ограниченных ресурсов на одном из участков означает потерянные возможности на другом участке.

Если целью 0-го уровня считать генеральную  цель, например  обеспечение производства конкурентоспособной продукцией, то целями 1-го уровня могут быть реструктуризация производства, введение  в действие новой технологической линии, повышение квалификации специалистов, изменении системы материального стимулирования работников и т.д.

Цели 1-го уровня  в свою очередь  могут представляться в виде совокупности целей 2-го уровня и т.д. (рисунок 5.1).

 

 

 Генеральная цель


 

 

Цели 1-го уровня

 

 

Цели второго уровня

 

Цели более низких

                                                                                                                         уровней

 

Рисунок 3.1 – Структуризация целей

 

Основной метод структуризации системы целей – метод построения дерева целей, базирующийся на принципах дедуктивной логики. Разработка осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели. К сожалению, надо признать, что пока нет достаточно четких правил, согласно которым разработчики, осуществляющие целеполагание по отношению к одному и тому же объекту, приходили бы к полному единству результатов.

Название «дерево целей» возникло потому, что процесс формирования целей напоминает собой перевернутое дерево. Ствол – это главная (генеральная) цель. Каждая ветвь, отходящая от ствола, - цель второго порядка. Ветвь, отходящая от главной ветви, - цель третьего порядка и т.д. На конечных уровнях дерева целей даются исчерпывающие ответы на вопросы  о том, кто, что и в какие сроки должен сделать, чтобы проблема была решена.

В целеполагании всегда возникает задача: свести множество  возникающих целей до минимума, из минимума выбрать главную – приоритетную, исключить из веера целей те из них, которые выступают как средство достижения других целей, а также те, которые не влияют на выбор альтернатив.

Термин «дерево целей» заимствован из математической дисциплины – топологии, изучающей свойства сложных геометрических фигур. Топология  соприкасается с теорией графов.

Граф – геометрическая фигура (круг, четырехугольник и т.д.). Дерево целей – это своего рода граф, все узлы которого соединяются друг с другом  ребрами (дугами) особым образом. Узлы (вершины) – это целевые показатели, характеризующие желательное развитие системного объекта, а ребра (дуги) – работы, которые должны быть выполнены для достижения вышестоящей цели.

Все целевые показатели в дереве упорядочиваются по уровням, т.е. дерево является иерархической структурой организации управленческого процесса.

Графовые структуры типа дерева целей широко применяются не только при принятии управленческих решений, но и в других областях человеческой деятельности,  связанных с необходимостью решения сложных проблем – прогнозирования, планирования национальной и региональной экономики, хозяйственного управления, при использовании теории решений, в задачах оценки качества товаров. Употребляемые при этом графовые структуры аналогичны дереву целей, хотя в зависимости от области применения они могут называться по-иному: «прогнозное дерево», «дерево релевантности», «дерево декомпозиции», «иерархическое дерево», «граф целей», «дерево решений».

Структура типа дерева по степени  детерминированности можно классифицировать следующим образом:

- со строго детерминированными  уровнями – показатели любого уровня связаны с показателями только соседних уровней;

- со слабо детерминированными  уровнями – показатели любого  уровня связан с показателями  любых уровней;

- с недетерминированными уровнями  - на каждом уровне расположен  только один показатель.

Первые два графа могут иметь  свернутую и развернутую структуры. В развернутой структуре каждый показатель связан только  с одним  показателем вышележащего уровня.

С помощью дерева целей сложные  решения иерархически расчленяются на элементы, причем цели становятся более конкретными по мере того, как ветвление продвигается вниз. При построении дерева целей должны соблюдаться:

- соподчиненность, полнота, согласованность  и непротиворечивость целей в  дереве (это обеспечивается методикой  его построения, основанной на последовательном развертывании основной цели на множество подцелей);

- определенность, обеспечиваемая  возможностью оценки достижения  целей в количественной форме;

- конкретность цели, т.е. цели  должны выражаться в конкретных  показателях;

- реальность, т.е. имеющиеся средства и ресурсы должны быть достаточными для выполнения  цели в определенные сроки;

- комплексность, обеспечивающая  единство научных, социальных, технических,  экономических и производственных  требований.

Цель должна излагаться однозначно, формулироваться набором ключевых слов в терминах событий.

Для того чтобы поставленная организацией цель была конкретизирована, целесообразно  указывать также временной интервал ее достижения. С этой точки зрения  цели бывают долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными.

Долгосрочные цели предполагают их реализацию в течение длительного  промежутка  времени (пять и более  лет), среднесрочные ( от года до пяти лет), краткосрочные (до года).

Долгосрочные цели более характерны для стратегического планирования, краткосрочные – для тактического, среднесрочные могут использоваться как при стратегическом, так и при тактическом планировании.

В условиях быстро изменяющихся ситуаций долгосрочной может считаться цель, поставленная на период в полгода, а  краткосрочной – не превышающая месяца. С таким целеполаганием иногда приходится сталкиваться в банковской сфере.

Информация о работе Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений