Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа
Разработка эффективных управленческих решений – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа.
В общем виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Страница
1. Принятие решений в системе менеджмента
1.1. Понятие об управленческом решении
3
1.2. Классификация (типология) управленческих решений
5
1.3. Условия и факторы качества управленческих решений
9
1.4. Технология принятия решения
13
1.5. Система учета, контроля и мотивации реализации управленческих решений
19
2. Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений
27
3. Целеполагание при разработке управленческих решений
3.1. Иерархия и целеполагание при выборе управленческого решения
31
3.2. Оценивание целей
34
3.3. Методы сравнения целей
39
4. Экспертные методы в процессе прогнозирования и разработки управленческих решений
46
4.1. Метод «Дельфи»
47
4.2. Метод «Мозговой атаки»
54
4.3. Метод «Паттерн»
57
5. Выбор альтернатив
5.1. Методы многокритериального выбора
68
5.2. Графоаналитический метод - метод многокритериального выбора
73
5.3. Метод анализа иерархий
79
6. Принятие решений в условиях риска: понятие и классификация рисков, методы управления рисками, выводы
88
7. Оценка эффективности решений
97
Приложение 1 – Оценка существующей ситуации (SWOT-анализ)
100
Приложение 2 - Принятие управленческих решений в рамках концепции опережающего управления
102
Приложение 3 - Метод «Анализ ситуации (АС)»
104
Приложение 4 - Метод «Анализ проблем (АП)»
105
Приложение 5 - Метод «Анализ решений (АР)»
108
Приложение 6 - Метод «Анализ потенциальных проблем (АПП)»
113
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управленческие решения»
115
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию курсовой работы по дисциплине «Управленческие решения»
117
Литература
135
Иная последовательность этапов предлагается Б.Г.Литваком (рисунок 1.3).
Таким образом, рассмотренный процесс носит итеративный характер, поэтому в ходе работы необходимо проявлять гибкость при возникновении новых факторов и проводить переоценку полученных результатов, а в некоторых случаях менять идеи, лежащие в основе решения.
Рисунок 1.3 Основные этапы разработки управленческого решения
( по Б.Г. Литваку)
Начало
1.5. Система учета, контроля и мотивации реализации управленческих решений
Учет. Ведение регулярного, полного и качественного учета функционирования системы менеджмента является одним из основных условий повышения ее эффективности. Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовать по всем видам ресурсов, выпускаемым товарам, стадиям их жизненного цикла и подразделениям. По сложной технике еще необходимо организовать автоматизированный учет отказов, затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт. Требования к учету:
1) обеспечение полноты, т.е.
2) обеспечение динамичности, т.е. учет показателей в динамике и использование результатов учета для анализа;
3) обеспечение системности, т.е. учет показателей системы менеджмента и ее внешней среды (макросреда страны, инфраструктура региона, микросреда фирмы);
4) автоматизация учета на основе компьютерной техники;
5) обеспечение преемственности и перспективности учета;
6) использование результатов
Контроль. Если в основном ведется учет количественных показателей и его результаты где-нибудь фиксируются, то контрольная функция менеджмента несколько шире.
Во-первых, может проводиться контроль количественных показателей и качественных требований, документов и других предметов труда; во-вторых, он может осуществляться в различные периоды.
Контроль можно
а) стадия жизненного цикла товара – контроль на стадиях стратегического маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к эксплуатации, технического обслуживания и ремонта;
б) объект контроля – предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;
в) стадия производственного процесса – входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, ее транспортировки и хранения;
г) исполнитель – самоконтроль, контроль со стороны менеджера, контрольного мастера, отдела технического контроля, инспекционный, государственный и международный контроль;
д) возможность дальнейшего
е) принимаемое решение – активный (предупреждающий) и пассивный (по отклонениям) контроль;
ж) степень охвата объекта контролем – сплошной и выборочный контроль;
з) режим контроля – усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;
и) степень механизации – ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический контроль;
к) время контроля – предварительный, текущий и заключительный контроль;
л) способ получения и обработки информации – расчетно-аналитический, статистический и регистрационный контроль;
м) периодичность выполнения контрольных операций – непрерывный и периодический контроль.
Предметы контроля по подсистемам менеджмента указаны в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Предметы контроля по подсистемам системы менеджмента
Подсистема системы менеджмента |
Предмет контроля |
1. Научное обоснование системы |
1.1. Наличие и достоверность 1.2. Применение научных подходов и принципов менеджмента 1.3. Отражение функций менеджмента
в положениях о подразделениях
фирмы и должностных 1.4. Наличие нормативно- |
2. Целевая подсистема |
2.1. Рыночная стратегия фирмы 2.2. Дерево целей фирмы на 2.3. Нормативы конкурентоспособност 2.4. Показатели качества и 2.5. Показатели организационно- 2.6 Показатели социального 2.7 Экономическая эффективность системы менеджмента фирмы |
3. Управляемая подсистема |
3.1. Обоснованность проводимых 3.2. Качество и глубина разработок НИОКР 3.3. Организация ТПП 3.4. Организация производства и сервиса товаров |
4. Обеспечивающая подсистема |
4.1. Конкурентоспособность 4.2. Обоснованность состава и качества нормативов расхода различных ресурсов по конкретным товарам и стадиям их жизненного цикла. Источники поступления ресурсов 4.3. Качество информации 4.4. Состав и качество 4.5. Наличие и действенность организационно-технологических проектов реализации целей системы менеджмента, механизм ее формирования |
5. Внешняя среда |
5.1. Параметры макросреды (политические,
экономические, природно- 5.2. Параметры развития 5.3. Параметры микросреды фирмы (клиентура, конкуренты, система распределения, контактные аудитории) |
6. Управляющая подсистема |
6.1. Обоснованность 6.2. Качество положений о 6.3. Структура, квалификация и обеспеченность кадрами 6.4. Морально-психологический 6.5. Социальные методы повышения эффективности менеджмента 6.6. Психологические методы 6.7. Методы оптимизации управленческого решения 6.8. Эффективность системы |
По первым двум подсистемам (пункты
1 и 2) контроль должен осуществлять лично
высший руководитель фирмы, так как
от обоснованности и реализации этих
подсистем зависит
Фрагмент плана контроля выполнения пункта 1.1.
«Наличие и достоверность прогноза воспроизводственных
циклов и циклов прибыльности развития товаров»
Номер и наименование подраздела третьего уровня |
Номер и наименование подраздела четвертого уровня (объект контроля) |
Значения контролируемых показателей (нормативы) |
Результаты контроля |
Контролер (ФИО, должность) |
Примечание | |
Дата контроля |
Выполнение | |||||
1.1.1. Прогноз воспроизводственного цикла товара А |
1.1.1.1. Снятие с производства выпускаемой модели товара А 1.1.1.2. Начало проектирования новой марки товара А 1.1.1.3. Конкурентоспособность новой модели на 1 января года t: на рынке I на рынке II на рынке III 1.1.1.4. Окончание проектирования 1.1.1.5. Начало организационно- 1.1.1.6. Окончание ОТПП 1.1.1.7. Начало серийного выпуска новой модели |
|||||
1.1.2. Прогноз прибыльности товара А |
Нормативы контроля устанавливаются на стадии планирования. Они должны быть обоснованными и выполнимыми, иметь некоторый резерв, «буферный» запас. При составлении плана контроля ранее установленные нормативы могут быть скорректированы, так как на этой стадии управления имеется больше информации, чем на стадии планирования. Методы измерения фактических значений нормативов контроля должны быть максимально автоматизированными, обеспечивающими оперативность и однозначность прочтения результатов контроля. Если какой-либо норматив не выполняется, то необходимо тщательно проанализировать ситуацию и своевременно внести изменения в нормативы, чтобы потом не оказаться перед фактом срыва целей фирмы.
Мотивация. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работ и заставлять или стимулировать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация – это процесс побуждения работников к деятельности для достижения целей организации и личных целей. Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника или метод вознаграждения и наказания, который применяется в настоящее время. В основе мотивации лежат потребности, матрица которых приведена в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Матрица потребностей
Признак потребностей |
Характеристика признака |
1. Место в иерархии потребностей |
1.1 Первичные (низшие) 1.1. Физиологические (голод, жажда, 1.1.2. Безопасность, защищенность 1.2. Высшие 1.2.1. Социальные потребности ( 1.2.2. Духовные потребности, 1.2.3. Потребность в самовыражении, самоактуализации, власти, реализации творческих способностей |
2. Что влияет на потребности? |
2.1. Национальность 2.2. История 2.3. География 2.4. Природа 2.5. Пол 2.6. Возраст 2.7. Социальное положение |
3. Историческое место |
3.1. Прошлые 3.2. Настоящие 3.3. Будущие |
4. Уровень удовлетворения |
4.1. Полностью удовлетворенные 4.2. Частично удовлетворенные 4.3. Неудовлетворенные |
5. Степень сопряженности |
5.1. Слабо сопряженные с другими потребностями 5.2. Сопряженные 5.3. Сильно сопряженные ( |
6. Масштаб распространения |
6.1. Географический (всеобщий и региональный) 6.2. Социальный (всеобщий, внутри национальной группы, социальной группы по образованию и группы по доходу) |
7. Частота удовлетворения |
7.1. Единично удовлетворяемые 7.2. Периодически удовлетворяемые 7.3. Непрерывно удовлетворяемые |
8. Природа возникновения потребностей |
8.1. Основные 8.2. Вторичные 8.3. Косвенные |
9. Применяемость потребности |
9.1. В одной области 9.2. В нескольких областях 9.3. Во всех областях |
10. Комплексность удовлетворения потребности |
10.1. Удовлетворяемая одним товаром 10.2. Удовлетворяемая несколькими товарами 10.3. Удовлетворяемая |
11. Отношение общества |
11.1. Отрицательное 11.2. Нейтральное 11.3. Положительное |
12. Степень эластичности от |
12.1. Слабоэластичные (для 12.2. Эластичные (для удовлетворения высших потребностей) 12.3. Высокоэластичные (предметы роскоши) |
13. Способ удовлетворения |
13.1. Индивидуальный 13.2. Групповой 13.3. Общественный |
Упрощенная модель мотивации поведения людей через потребности показана на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 Упрощенная модель мотивации
поведения людей через
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. В основе современных концепций мотивации лежат работы Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Давида Макклелланда. По теории Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры (рисунок 2.3). Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Безопасность и защищенность Пе
Методы удовлетворения потребностей высших уровней
(вторичных потребностей)
Социальные потребности
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.
2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
3. Проводите с подчиненными периодические совещания.
4. Не старайтесь разрушить