Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Разработка эффективных управленческих решений – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа.
В общем виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Содержание работы

Страница
1. Принятие решений в системе менеджмента
1.1. Понятие об управленческом решении

3
1.2. Классификация (типология) управленческих решений
5
1.3. Условия и факторы качества управленческих решений
9
1.4. Технология принятия решения
13
1.5. Система учета, контроля и мотивации реализации управленческих решений

19
2. Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений

27
3. Целеполагание при разработке управленческих решений

3.1. Иерархия и целеполагание при выборе управленческого решения
31
3.2. Оценивание целей
34
3.3. Методы сравнения целей
39
4. Экспертные методы в процессе прогнозирования и разработки управленческих решений

46
4.1. Метод «Дельфи»
47
4.2. Метод «Мозговой атаки»
54
4.3. Метод «Паттерн»
57
5. Выбор альтернатив

5.1. Методы многокритериального выбора
68
5.2. Графоаналитический метод - метод многокритериального выбора
73
5.3. Метод анализа иерархий
79
6. Принятие решений в условиях риска: понятие и классификация рисков, методы управления рисками, выводы

88
7. Оценка эффективности решений
97
Приложение 1 – Оценка существующей ситуации (SWOT-анализ)
100
Приложение 2 - Принятие управленческих решений в рамках концепции опережающего управления

102
Приложение 3 - Метод «Анализ ситуации (АС)»
104
Приложение 4 - Метод «Анализ проблем (АП)»
105
Приложение 5 - Метод «Анализ решений (АР)»
108
Приложение 6 - Метод «Анализ потенциальных проблем (АПП)»
113
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управленческие решения»
115
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию курсовой работы по дисциплине «Управленческие решения»
117
Литература
135

Файлы: 1 файл

Алиииии.doc

— 1.84 Мб (Скачать файл)

5. Создавайте условия для социальной  активности членов организации  вне ее рамок.

Потребности в уважении

1. Предлагайте подчиненным более  содержательную работу.

2. Обеспечьте им положительную  обратную связь с достигнутыми  результатами.

3. Высоко оценивайте и поощряйте  результаты, достигнутые подчиненными.

4. Привлекайте подчиненных к  формулировке целей и выработке решений.

5. Делегируйте подчиненным дополнительные  права и полномочия.

6. Продвигайте подчиненных по  служебной лестнице.

Потребности  в самовыражении

1. Обеспечивайте подчиненным возможности  для обучения и развития, которые  позволили бы полностью использовать их потенциал.

2. Давайте подчиненным сложную  и важную работу, требующую полной  отдачи.

3. Поощряйте и развивайте у  подчиненных творческие способности.

Кроме теории Маслоу, в настоящее  время находят применение содержательные теории мотивации Макклелланда и Герцберга.

Стимулирование. Стимулирование потребителей осуществляется с применением следующих методов и приемов:

- распространение образцов среди  потребителей бесплатно или на  пробу по принципу «в каждую  дверь», по почте, раздача в  магазине, бесплатное приложение к другому образцу, к рекламным материалам и др.;

- купоны, дающие право потребителю  на оговоренную экономию при  покупке конкретного товара. Их  можно рассылать  по почте,  печатать в газетах, рекламных  приложениях;

- упаковки по льготной цене, когда по сниженной цене продают один вариант расфасовки товара (например, две пачки по одной цене);

- премии – это товар, предлагаемый  по довольно низкой цене или  бесплатно в качестве поощрения  за покупку другого товара. Премия  может находиться и внутри упаковки;

- конкурсы с бесплатной выдачей  приза;

- зачетные талоны –  это спецификой вид премии, которую  получают потребители при совершении  покупки;

- экспозиции и демонстрация  товара в местах его продажи  и другие методы стимулирования.

Стимулирование сферы торговли осуществляется с применением следующих методов: зачеты за покупку, предоставление товаров бесплатно, зачеты дилерам за включение товара в номенклатуру, проведение совместной рекламы, проведение торговых конкурсов дилеров, выдача премий и др.

Стимулирование торгового  персонала осуществляется с применением следующих методов: выплата премий, проведение конкурсов, конференций продавцов, предоставление путевок и т.п.

Регулирование. Это функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, и принятию мер по доведению параметров системы менеджмента до требований внешней среды. Главными факторами внешней среды, влияющими на качество решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, являются:

1) темпы научно-технического прогресса  в области деятельности фирмы;

2) новые потребности потребителей  и их претензии по выпускаемым  товарам;

3) политика поставщиков;

4) рыночная стратегия конкурентов;

5) государственная политика в  области внешнеэкономической деятельности;

6) ценовая политика;

7) другие факторы инфраструктуры  рынка, макросреды страны, микросреды  фирмы, инфраструктуры региона.

Организация оценивает действие факторов внешней среды по трем направлениям: а) изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей деятельности фирмы; б) факторы, представляющие угрозу для текущей деятельности фирмы; отслеживание рыночной стратегии конкурентов; в) факторы, представляющие дополнительные возможности для достижения текущих и стратегических целей фирмы. Результаты анализа семи перечисленных факторов внешней среды вносятся после тщательного обоснования в бизнес-план организации и ее рыночную стратегию, таким образом,  устанавливается обратная связь в цикле управления.

 

 Начало

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений

 

Поскольку решения принимаются  людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, участвовавшего в их разработке и принятии. В связи с этим при изучении управленческих решений возникает весьма важная общая проблема: как связаны между собой процесс разработки решений и индивидуальные качества его (решения) субъекта? Существует ли некая специфическая способность к принятию управленческих решений? Как соотносятся индивидуальные качества, важные для управленческой деятельности в целом, с качествами, обеспечивающими эффективные решения? Связаны ли индивидуальные качества, специфичные для принятия решений, с традиционными общими качествами менеджера, обозначаемыми как «организаторские» или «управленческие» способности?

В связи с этими вопросами  необходимо отметить, что проблема индивидуальных качеств менеджера (лидера) широко представлена в исследованиях управленческой деятельности, имеет множество аспектов и является одной из традиционных сфер менеджмента. В то же время, данное направление весьма незначительно связано с проблемой собственно принятия управленческих решений и практически не выделено в качестве самостоятельного предмета изучения. В значительно большей степени исследованы общие вопросы, такие, как зависимость эффективности управленческой деятельности от индивидуальных качеств субъекта; проблема управленческих и организаторских способностей; зависимость стиля руководства от индивидуальных качеств лидера; исследование структуры личности руководителя; проблемы, связанные с подбором, оценкой и аттестацией управленческих кадров.

Конечно, имеются веские аргументы в пользу того, чтобы предположить возможность использования результатов всех этих исследований и при изучении процессов принятия управленческих решений. Главный из них состоит в том, что процессам выбора принадлежит ведущая роль в структуре управленческой деятельности; именно процесс принятия решений (ППР), как уже отмечено выше, определяет и ее процедуру, и результат. При таком подходе можно считать, что качества, которые определяют общую эффективность управленческой деятельности, являются наиболее значимыми и для успешности процессов принятия решений и вопрос о специфических качествах личности, необходимых для принятия эффективных решений, вообще не возникает.

Совокупность индивидуальных качеств, обеспечивающих эффективность работы менеджера, определяется различными авторами по-разному.

Чаще всего к таким качествам  относят:

- практический ум,

- психологический такт,

- энергичность,

- требовательность,

- критичность, 

- инициативность,

- самостоятельность, 

- общительность,

- настойчивость, 

- работоспособность, 

- умение разбираться в людях, 

- волю,

- оптимизм,

- компетентность,

- креативность,

- «здоровый карьеризм» и др.

Их объединяет одна особенность: эти  качества обобщенные, разнородные по своей сути, так как выделены на основе структуры деятельности, профессии, а не структуры личности. Поэтому некоторые психологи считают такое отождествление необоснованным и, исходя из того, что управленческая деятельность не сводится только к процессам принятия решений, стараются выявить специфические качества личности, непосредственно связанные с успешным принятием решений. Проводимые в этом направлении эксперименты еще далеки от завершения, но показывают, что проблема нуждается в серьезном исследовании.

Еще одним весьма важным аспектом психологии принятия управленческих решений является проблема стиля руководства и его взаимосвязи с процессом разработки и принятия решений. Как вести себя руководителю с подчиненными в ситуации, требующей выбора? Всегда ли следует обсуждать с ними возникшую проблему и возможные варианты ее решения? Нужно ли добиваться согласия подчиненных с принятым решением?

Ответы на эти и  подобные вопросы помогает дать достаточно простая и эффективная модель принятия решений Врума — Йеттона, представленная на рисунке 1.

Авторы модели, американские ученые Виктор Врум и Филипп Йеттон, считают, что существует пять стилей руководства, которые могут быть использованы руководителем в зависимости от роли, которая отводится его подчиненным в процессе принятия решений.

АI. Руководитель сам принимает решение, используя для этого имеющуюся в его распоряжении в данный момент информацию.

AII. Руководитель получает от подчиненных необходимую информацию и затем сам решает проблему. При этом он может говорить или не говорить подчиненным, в чем заключается проблема. Роль подчиненных при этом сводится только к предоставлению информации.

CI. Руководитель излагает возникшую проблему только тем подчиненным, кого она касается, и выслушивает их идеи и предложения. При этом руководитель не собирает их вместе в одну группу, а беседует с каждым индивидуально. Затем руководитель сам принимает решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных.

CII. Проблема, требующая решения, доводится до сведения всех подчиненных, и группа вместе ее обсуждает, высказывая различные мнения и предложения. После этого руководитель самостоятельно принимает решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных.

GII. Руководитель излагает проблему группе подчиненных. Все вместе они находят и оценивают возможные альтернативы решения и пытаются достичь согласия. Роль руководителя в этом случае схожа с ролью председателя собрания. Он не пытается влиять на подчиненных, чтобы те приняли его решение, и готов принять, утвердить и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.

АI и AII – авторитарный стиль принятия решений, CI и CII – консультационный стиль и GII – полное участие.

От чего же зависит выбор руководителем  какого-либо из этих возможных стилей? Во-первых, от характера ситуации и, во-вторых, от характера проблемы. Чтобы помочь руководителю оценить ситуацию, Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные — руководитель», и модель дерева решений.

Критерии проблемы в модели Врума — Йеттона:

1) значение качества решения;

2) наличие достаточной информации  или опыта у руководителя для  принятия качественного решения;

3) степень структурированности  проблемы;

4) значение согласия подчиненных  с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения;

5) вероятность (определяемая на  основе прошлого опыта), что авторитарное  решение руководителя получит  поддержку подчиненных;

6) степень мотивации подчиненных  достичь целей организации;

7) степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.

Каждый критерий превращается в  вопрос, который руководитель задает себе при оценке ситуации. Первые три  вопроса относятся к качеству решения, последние четыре — к  факторам, определяющим согласие подчиненных.

Чтобы определить, какой из пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений. Начиная  с его «корня» — левой стороны  модели, руководитель отвечает последовательно  на каждый вопрос, находит таким  образом критерий проблемы и в итоге подбирает наиболее адекватный стиль руководства.

Выводы

1. В процессах разработки управленческих  решений проявляется присущая  человеку ограниченная рациональность  выбора, а также особенности как  индивидуального, так и группового  принятия решений.

2. В результате анализа процессов  разработки и принятия решений  психологи выявили множество  специфических особенностей поведения  людей — психологических феноменов,  наблюдаемых в ППР.

3. Наиболее известными и важными  психологическими феноменами групповых решений являются: феномен позитивного сдвига риска, феномен деформации индивидуального мышления при групповом решении проблемы, эффект состава группы и др.

4. Процессы разработки управленческих  решений в организациях протекают  в иерархически организованных группах — группах, имеющих структуру (как формальную, так и неформальную) и лидеров, что также накладывает свои психологические особенности, проявляющиеся в феноменах гипертрофированного доверия к лидеру, ложного согласия, виртуального решателя и др.

5. Так как решения принимаются  людьми, то их характер несет  на себе отпечаток личности  менеджера и, следовательно, успешность  процесса принятия решений во  многом зависит от индивидуальных  качеств руководителя.

Информация о работе Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений