Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Разработка эффективных управленческих решений – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа.
В общем виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Содержание работы

Страница
1. Принятие решений в системе менеджмента
1.1. Понятие об управленческом решении

3
1.2. Классификация (типология) управленческих решений
5
1.3. Условия и факторы качества управленческих решений
9
1.4. Технология принятия решения
13
1.5. Система учета, контроля и мотивации реализации управленческих решений

19
2. Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений

27
3. Целеполагание при разработке управленческих решений

3.1. Иерархия и целеполагание при выборе управленческого решения
31
3.2. Оценивание целей
34
3.3. Методы сравнения целей
39
4. Экспертные методы в процессе прогнозирования и разработки управленческих решений

46
4.1. Метод «Дельфи»
47
4.2. Метод «Мозговой атаки»
54
4.3. Метод «Паттерн»
57
5. Выбор альтернатив

5.1. Методы многокритериального выбора
68
5.2. Графоаналитический метод - метод многокритериального выбора
73
5.3. Метод анализа иерархий
79
6. Принятие решений в условиях риска: понятие и классификация рисков, методы управления рисками, выводы

88
7. Оценка эффективности решений
97
Приложение 1 – Оценка существующей ситуации (SWOT-анализ)
100
Приложение 2 - Принятие управленческих решений в рамках концепции опережающего управления

102
Приложение 3 - Метод «Анализ ситуации (АС)»
104
Приложение 4 - Метод «Анализ проблем (АП)»
105
Приложение 5 - Метод «Анализ решений (АР)»
108
Приложение 6 - Метод «Анализ потенциальных проблем (АПП)»
113
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управленческие решения»
115
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию курсовой работы по дисциплине «Управленческие решения»
117
Литература
135

Файлы: 1 файл

Алиииии.doc

— 1.84 Мб (Скачать файл)

- тот, кто должен принимать  решения о внесении изменений в существующую систему, не принимает этого решения. Можно привести немало  случаев, когда решение признается верным, но не принимается, а следовательно, и не осуществляется из-за отсутствия разделения прав и обязанностей между соответствующими уровнями управления;

- любые изменения в организационной  системе связаны с совместной  деятельностью людей. Если работники  не принимали участия в выработке  решения,  они могут быть, в  лучшем случае, равнодушны к его  выполнению.

Итак, мы назвали  несколько необходимых условий, обеспечивающих процесс подготовки решения системными свойствами. Мы установили также, что могут встретиться ситуации, когда эти условия не выполняются.

Качество управленческого  решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.  Компоненты  «черного ящика» системного подхода к принятию решения представлены на рисунке 1.5. Рассмотрим  содержание компонентов «черного ящика».

 

 Внешняя    среда


 

 

Вход (Зt) Выход (Pt)

 

 

  Обратная     среда

 

Рисунок 1.5 Компоненты «черного ящика» системного подхода 

к принятию решения

 

Вход системы характеризуется параметрами проблемы, которую необходимо решить по конкретным рынкам (требования потребителей, результаты сегментации, качество товара, объем продаж, сроки поставок, цены и т.п.). На выходе системы – решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата.

К компонентам внешней среды системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, экономика, техническое состояние отраслей, социально-демографические, природно-климатические, культурные и другие общестрановые факторы, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт и связь и др.), факторы, характеризующие конкретные связи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, организациями, посредниками, конкурентами и т.д.

Обратная связь характеризует различную информацию, поступающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к «процессу»), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы («вход»). Поступление информации по обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требованиями потребителей по уточнению или доработке решения, появлением новшеств, ноу-хау и другими факторами.

Процесс принятия решения включает следующие операции: подготовка к работе, выявление проблемы и формулирование целей, поиск информации, ее обработка, выявление возможностей ресурсного обеспечения, ранжирование целей, формулирование заданий, оформление необходимых документов, реализация заданий.

Применение системного подхода  к процессу принятия управленческого  решения позволяет определить структуру  проблемы, систему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очередность их совершенствования. С целью экономии времени и средств на разработку управленческого решения рекомендуется следующая очередность совершенствования (формирования, отработки) компонентов «черного ящика» (рисунок 1.5). Сначала необходимо четко сформулировать, что следует получить, какими параметрами должно обладать решение.

К параметрам качества управленческого решения относятся:

- показатель энтропии, т.е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;

- степень риска инвестиций, связанного с  нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, внешнеэкономическим риском (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т.п.), неопределенностью политической ситуации, риском неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе, неполнотой и неточностью информации о динамике ТЭП, колебаниями рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;

- вероятность реализации решения  по показателям качества, затрат  и сроков;

- степень адекватности (или степень точности прогноза, коэффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она балы разработана.

После предварительной регламентации  параметров качествам  управленческого  решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней  среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры входа системы и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.

После уточнения требований выхода, уточнения факторов внешней среды, влияющих на качество и эффективность  решения, отработки входа системы  следует смоделировать технологию принятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработке решения. Если качество входа оценивается на «удовлетворительно», то при любом уровне качества процесса в системе качество выхода, т.е. качество решения, будет удовлетворительным. К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:

- применение к разработке управленческого  решения научных подходов менеджмента;

- изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения (закон спроса, предложения, возрастания дополнительных затрат, убывающей полезности и т.п.);

- обеспечение лица, принимающего  решение, качественной информацией,  характеризующей параметры выхода, входа, внешней  среды и процесса системы разработки решения;

- применение методов функционально-стоимостного  анализа, прогнозирования, моделирования  и экономического обоснования  каждого решения;

- структуризация проблемы и  построения дерева целей;

- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;

- обеспечение многовариантности  решений;

- правовая обоснованность принимаемого  решения;

- автоматизация  процесса сбора  и обработки информации, процесса  разработки и реализации решений;

- разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

- наличие механизма реализации  решения.

Выполнить перечисленные условия  повышения качества и эффективности  управленческого решения довольно трудно, и это требует значительных затрат. Речь о выполнении полного набора условий может идти только для рациональных управленческих решений по капиталоемким объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента.

Подводя итог,  остановимся на факторах качества управленческих решений, которые можно сгруппировать в несколько таксонов (рисунок 1.6).


 

 

 

 

 

 

 

        - Познание проблемы                                               - Стиль поведения

        -   Научное предвидение                                           - Мотивы и интересы руководителя

        -   Анализы и прогнозы                                             - Личностные черты руководителя

                                                                                                 и его квалификация

        -  Методы получения знаний                                    - Политическая и социальная среда

        -  Организация управления                                       - Общественные и правовые основы

 

Рисунок 1.6 Факторы качества управленческих решений

Любое решение всегда принимается  с учетом внешней среды, которая  не зависит от деятельности организации, но влияет на результаты. В условиях определенности внешняя среда характеризуется  одним состоянием. Принятие решения  в условиях неопределенности  (в  условиях измеряемой неопределенности и риска и в условиях полной неопределенности) характеризуется двумя и более состояниями внешней среды или невозможностью сформулировать предполагаемое состояние. Одним из способов преодоления неопределенности в управлении является внесение субъективных вероятностных оценок с помощью проведения экспертизы.

Процесс принятия решений состоит  из двух взаимосвязанных, но самостоятельных  стадий: разработка решений и его  реализация. Поэтому возможны две  модификации управленческого решения: теоретически найденного и практически реализованного.

Качество управленческого решения  необходимо оценивать на стадии его  принятия. Любок качественное решение  должно соответствовать таким характеристикам,  как:

- научная обоснованность, которая  обеспечивается следующими факторами:

- учетом требований объективных  экономических законов и закономерностей,

- знанием и использованием тенденций  развития объекта  управления,

-  наличием полной и достоверной  информации,

- наличием знаний, образования  и квалификации у ЛПР;

- своевременность;

-непротиворечивость;

- адаптивность;

- реальность.

Кроме того, качественное решение  должно удовлетворять его разработчиков  и обеспечивать возможность эффективной  реализации.

Можно применять модель, позволяющую  косвенно оценивать качество управленческого решения:

 

                                              ,

где - коэффициент качества управленческих решений;

      - количество реализованных управленческих решений;

      - количество выполненных качественных решений;

     - количество управленческих решений.

 

Обычно качество измеряется в субъективных относительных единицах (от 0 до 1) или в процентах (от 0 до 100%). Оценка качества производится на каждом из этапов, общее качество УР вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих этапов.

Начало

 

 

1.4. Технология принятия решения

 

 

В понятие «технология принятия решения» входят следующие элементы: 1) для чего делать (реализация идеи, решение проблемы); 2) что именно (количество и качество объекта); 3) с какими затратами (ресурсами); 4) как (по какой технологии); 5) кому (исполнители; 6) когда (сроки); 7) для кого (потребители); 8) где (место); 9) что это даст (экономический, социальный, экологический, технический эффект)? Если вы ответили на все вопросы, дав их количественную оценку, и увязали элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит, вы разработали технологию принятия решения. При этом  обязательно нужно учесть требования и применить определенные методы.

Технология – это совокупность методов и средств преобразования исходных материальных ресурсов, информации и других компонентов входя системы в товар и другие компоненты ее выхода. Основной вопрос, на который дает ответ технология – как делать, каким способом. Применительно к системе разработки управленческого решения на входе этой системы будут:

- совокупность научных подходов;

- методы анализа, прогнозирования,  оптимизации и экономического  решения проблемы;

- требования к качеству решений;

- информация, характеризующая необходимые  для принятия решения особенности  проекта, внешней среды и другие  данные.

На выходе системы разработки управленческого решения будет зафиксированное на каком-либо информационном носителе утвержденное решение, отвечающее требованиям входа.

Процесс разработки управленческого  решения является содержание «черного ящика» - системы разработки решения. К процессу предъявляются следующие требования:

- качество процесса, определяемое  профессионализмом ЛПР, качеством  технических средств для принятия  решений, должно быть не ниже  качества входа системы;

- организация процесса разработки  управленческого решения должна отвечать принципам пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности, автоматичности, ритмичности, специализации;

- длительность и стоимость процесса  разработки управленческого решения  должны быть минимальными при  условии соответствия уровня качества решения предъявляемым требованиям.

Организация процесса разработки управленческого решения. Это увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контролю и координации его выполнения. Этот комплекс работ охватывает такие аспекты, как:

Информация о работе Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений