Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа
Разработка эффективных управленческих решений – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа.
В общем виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Страница
1. Принятие решений в системе менеджмента
1.1. Понятие об управленческом решении
3
1.2. Классификация (типология) управленческих решений
5
1.3. Условия и факторы качества управленческих решений
9
1.4. Технология принятия решения
13
1.5. Система учета, контроля и мотивации реализации управленческих решений
19
2. Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений
27
3. Целеполагание при разработке управленческих решений
3.1. Иерархия и целеполагание при выборе управленческого решения
31
3.2. Оценивание целей
34
3.3. Методы сравнения целей
39
4. Экспертные методы в процессе прогнозирования и разработки управленческих решений
46
4.1. Метод «Дельфи»
47
4.2. Метод «Мозговой атаки»
54
4.3. Метод «Паттерн»
57
5. Выбор альтернатив
5.1. Методы многокритериального выбора
68
5.2. Графоаналитический метод - метод многокритериального выбора
73
5.3. Метод анализа иерархий
79
6. Принятие решений в условиях риска: понятие и классификация рисков, методы управления рисками, выводы
88
7. Оценка эффективности решений
97
Приложение 1 – Оценка существующей ситуации (SWOT-анализ)
100
Приложение 2 - Принятие управленческих решений в рамках концепции опережающего управления
102
Приложение 3 - Метод «Анализ ситуации (АС)»
104
Приложение 4 - Метод «Анализ проблем (АП)»
105
Приложение 5 - Метод «Анализ решений (АР)»
108
Приложение 6 - Метод «Анализ потенциальных проблем (АПП)»
113
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управленческие решения»
115
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию курсовой работы по дисциплине «Управленческие решения»
117
Литература
135
- тот, кто должен принимать решения о внесении изменений в существующую систему, не принимает этого решения. Можно привести немало случаев, когда решение признается верным, но не принимается, а следовательно, и не осуществляется из-за отсутствия разделения прав и обязанностей между соответствующими уровнями управления;
- любые изменения в
Итак, мы назвали несколько необходимых условий, обеспечивающих процесс подготовки решения системными свойствами. Мы установили также, что могут встретиться ситуации, когда эти условия не выполняются.
Качество управленческого решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации. Компоненты «черного ящика» системного подхода к принятию решения представлены на рисунке 1.5. Рассмотрим содержание компонентов «черного ящика».
Внешняя среда
Вход (Зt) Выход (Pt)
Обратная среда
Рисунок 1.5 Компоненты «черного ящика» системного подхода
к принятию решения
Вход системы характеризуется параметрами проблемы, которую необходимо решить по конкретным рынкам (требования потребителей, результаты сегментации, качество товара, объем продаж, сроки поставок, цены и т.п.). На выходе системы – решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата.
К компонентам внешней среды системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, экономика, техническое состояние отраслей, социально-демографические, природно-климатические, культурные и другие общестрановые факторы, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт и связь и др.), факторы, характеризующие конкретные связи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, организациями, посредниками, конкурентами и т.д.
Обратная связь характеризует различную информацию, поступающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к «процессу»), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы («вход»). Поступление информации по обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требованиями потребителей по уточнению или доработке решения, появлением новшеств, ноу-хау и другими факторами.
Процесс принятия решения включает следующие операции: подготовка к работе, выявление проблемы и формулирование целей, поиск информации, ее обработка, выявление возможностей ресурсного обеспечения, ранжирование целей, формулирование заданий, оформление необходимых документов, реализация заданий.
Применение системного подхода к процессу принятия управленческого решения позволяет определить структуру проблемы, систему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очередность их совершенствования. С целью экономии времени и средств на разработку управленческого решения рекомендуется следующая очередность совершенствования (формирования, отработки) компонентов «черного ящика» (рисунок 1.5). Сначала необходимо четко сформулировать, что следует получить, какими параметрами должно обладать решение.
К параметрам качества управленческого решения относятся:
- показатель энтропии, т.е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;
- степень риска инвестиций, связанного с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, внешнеэкономическим риском (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т.п.), неопределенностью политической ситуации, риском неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе, неполнотой и неточностью информации о динамике ТЭП, колебаниями рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;
- вероятность реализации
- степень адекватности (или степень точности прогноза, коэффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она балы разработана.
После предварительной регламентации параметров качествам управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры входа системы и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.
После уточнения требований выхода,
уточнения факторов внешней среды,
влияющих на качество и эффективность
решения, отработки входа системы
следует смоделировать
- применение к разработке
- изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения (закон спроса, предложения, возрастания дополнительных затрат, убывающей полезности и т.п.);
- обеспечение лица, принимающего
решение, качественной
- применение методов
- структуризация проблемы и построения дерева целей;
- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
- обеспечение многовариантности решений;
- правовая обоснованность
- автоматизация процесса сбора
и обработки информации, процесса
разработки и реализации
- разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
- наличие механизма реализации решения.
Выполнить перечисленные условия
повышения качества и эффективности
управленческого решения
Подводя итог, остановимся на факторах качества управленческих решений, которые можно сгруппировать в несколько таксонов (рисунок 1.6).
- Познание проблемы
- Научное предвидение
- Анализы и прогнозы
- Методы получения знаний
- Организация управления
Рисунок 1.6 Факторы качества управленческих решений
Любое решение всегда принимается с учетом внешней среды, которая не зависит от деятельности организации, но влияет на результаты. В условиях определенности внешняя среда характеризуется одним состоянием. Принятие решения в условиях неопределенности (в условиях измеряемой неопределенности и риска и в условиях полной неопределенности) характеризуется двумя и более состояниями внешней среды или невозможностью сформулировать предполагаемое состояние. Одним из способов преодоления неопределенности в управлении является внесение субъективных вероятностных оценок с помощью проведения экспертизы.
Процесс принятия решений состоит из двух взаимосвязанных, но самостоятельных стадий: разработка решений и его реализация. Поэтому возможны две модификации управленческого решения: теоретически найденного и практически реализованного.
Качество управленческого
- научная обоснованность, которая обеспечивается следующими факторами:
- учетом требований объективных
экономических законов и
- знанием и использованием
- наличием полной и достоверной информации,
- наличием знаний, образования и квалификации у ЛПР;
- своевременность;
-непротиворечивость;
- адаптивность;
- реальность.
Кроме того, качественное решение
должно удовлетворять его
Можно применять модель, позволяющую косвенно оценивать качество управленческого решения:
где - коэффициент качества управленческих решений;
- количество реализованных управленческих решений;
- количество выполненных качественных решений;
- количество управленческих решений.
Обычно качество измеряется в субъективных относительных единицах (от 0 до 1) или в процентах (от 0 до 100%). Оценка качества производится на каждом из этапов, общее качество УР вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих этапов.
Начало
1.4. Технология принятия решения
В понятие «технология принятия решения» входят следующие элементы: 1) для чего делать (реализация идеи, решение проблемы); 2) что именно (количество и качество объекта); 3) с какими затратами (ресурсами); 4) как (по какой технологии); 5) кому (исполнители; 6) когда (сроки); 7) для кого (потребители); 8) где (место); 9) что это даст (экономический, социальный, экологический, технический эффект)? Если вы ответили на все вопросы, дав их количественную оценку, и увязали элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит, вы разработали технологию принятия решения. При этом обязательно нужно учесть требования и применить определенные методы.
Технология – это совокупность методов и средств преобразования исходных материальных ресурсов, информации и других компонентов входя системы в товар и другие компоненты ее выхода. Основной вопрос, на который дает ответ технология – как делать, каким способом. Применительно к системе разработки управленческого решения на входе этой системы будут:
- совокупность научных подходов;
- методы анализа,
- требования к качеству решений;
- информация, характеризующая необходимые
для принятия решения
На выходе системы разработки управленческого решения будет зафиксированное на каком-либо информационном носителе утвержденное решение, отвечающее требованиям входа.
Процесс разработки управленческого решения является содержание «черного ящика» - системы разработки решения. К процессу предъявляются следующие требования:
- качество процесса, определяемое
профессионализмом ЛПР,
- организация процесса
- длительность и стоимость
Организация процесса разработки управленческого решения. Это увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контролю и координации его выполнения. Этот комплекс работ охватывает такие аспекты, как: