Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа
Разработка эффективных управленческих решений – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа.
В общем виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Страница
1. Принятие решений в системе менеджмента
1.1. Понятие об управленческом решении
3
1.2. Классификация (типология) управленческих решений
5
1.3. Условия и факторы качества управленческих решений
9
1.4. Технология принятия решения
13
1.5. Система учета, контроля и мотивации реализации управленческих решений
19
2. Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений
27
3. Целеполагание при разработке управленческих решений
3.1. Иерархия и целеполагание при выборе управленческого решения
31
3.2. Оценивание целей
34
3.3. Методы сравнения целей
39
4. Экспертные методы в процессе прогнозирования и разработки управленческих решений
46
4.1. Метод «Дельфи»
47
4.2. Метод «Мозговой атаки»
54
4.3. Метод «Паттерн»
57
5. Выбор альтернатив
5.1. Методы многокритериального выбора
68
5.2. Графоаналитический метод - метод многокритериального выбора
73
5.3. Метод анализа иерархий
79
6. Принятие решений в условиях риска: понятие и классификация рисков, методы управления рисками, выводы
88
7. Оценка эффективности решений
97
Приложение 1 – Оценка существующей ситуации (SWOT-анализ)
100
Приложение 2 - Принятие управленческих решений в рамках концепции опережающего управления
102
Приложение 3 - Метод «Анализ ситуации (АС)»
104
Приложение 4 - Метод «Анализ проблем (АП)»
105
Приложение 5 - Метод «Анализ решений (АР)»
108
Приложение 6 - Метод «Анализ потенциальных проблем (АПП)»
113
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управленческие решения»
115
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию курсовой работы по дисциплине «Управленческие решения»
117
Литература
135
В то же время в условиях малоизменяющихся, консервативных ситуаций сроки прогнозирования могут быть увеличены. Это относится, например, к прогнозированию динамики изменения глобальных процессов в человеческом обществе.
Цели, которые ставит перед собой организация, охватывают основные аспекты ее деятельности. Так, в их число могут входить цели, характеризующие желаемое состояние организации в регионе:
- экономических показателей (доход, рентабельность);
- успешности маркетинга (объемы
продаж, доля рынка, уровень
- производства (ассортимент и объемы
производимой продукции,
- финансов (структура капитала, активы,
выпуск акций, выплата
- совершенствования продукции (изделие, отдельный модуль, отдельные характеристики, дизайн);
- организационных структур (дивизиональная структура, открытие нового филиала, финансово-промышленная группа);
- кадров (повышение профессионального уровня, стабильность коллектива);
- социальных условий (
Процесс формирования целей может идти в противоположном направлении – от целей менее высокого иерархического уровня к целям более высокого уровня. При таком подходе может быть использован метод составления аналитических обзоров, поскольку он может дать много целей более низких иерархических уровней, которые впоследствии обобщаются до уровня более общего характера. Распространенным методом построения (структуризации) системы целей является метод мозгового штурма, который нами будет рассмотрен далее.
Начало
3.2. Оценивание целей
Для осуществления эффективного управления недостаточно сформулировать цели, поставленные организацией при управлении объектом. Для того чтобы система управления была конструктивной, необходимы критерии, позволяющие оценить степень достижения цели. Оценить последнее можно с помощью соответствующего критерия, являющегося частью сформированной оценочной системы.
Оценочная система включает следующие составляющие:
- перечень критериев,
характеризующих объект
- оценку сравнительной важности критериев;
- шкалы для оценки проектов по критериям;
- принципы выбора.
Критерий предназначен
для оценки альтернатив с учетом
их существенных свойств и особенностей
(т.е. всесторонне) в отличие от показателя,
который характеризует
Любой критерий, с одной стороны, должен адекватно отражать степень достижения цели, а с другой – быть измеримым. В частности, это может быть количественный показатель, характеризующий экономическую эффективность деятельности организации; это может быть критерий, позволяющий использовать для получения количественной оценки качественную оценку состояния объекта, информация, позволяющая проранжировать состояния объекта по предпочтительности. В то же время критерий должен позволять оценивать именно степень достижения цели, к которой стремится организация.
Набор критериев, предназначенный для оценки целей принятия решений, должен обладать рядом свойств, оправдывающих его использование.
1. Полнота. Критерии, входящие в набор, должны обеспечивать адекватную оценку объекта экспертизы либо оценку степени достижения цели, стоящей перед ЛПР, если набор критериев предназначен для этого. Иными словами, в наборе должны быть представлены критерии, характеризующие все основные аспекты оценки объекта экспертизы либо степени достижения стоящей перед ЛПР цели. После получения от эксперта оценок критериев, входящих в состав набора, появляется возможность оценки объекта экспертизы.
2. Действенность (операционность). Поскольку критерии предназначены для оценок объектов при принятии решений, они должны однозначно пониматься как экспертами, так и ЛПР и способствовать выработке и принятию эффективных решений.
3. Разложимость. Принцип разложимости отражает тот факт, что эксперту либо ЛПР удобнее работать с небольшим числом критериев. Если анализируемая ситуация такова, что она должна оцениваться с помощью многих критериев, целесообразно разбить их на мелкие группы для удобства одновременной работы с ними.
4. Неизбыточность. Критерии должны быть неизбыточны, чтобы избежать дублирования при оценке анализируемой ситуации. Избыточность возникает при одновременном рассмотрении критериев, характеризующих получаемые результаты, и средств их достижения. Либо одновременного рассмотрения как входных характеристик системы, так и выходных.
5. Минимальная размерность. Этот принцип также направлен на то, чтобы процедура многокритериального оценивания не была громоздкой. В набор критериев для оценки анализируемой ситуации целесообразно включать лишь те, без которых оценка невозможна.
Во многих случаях альтернативы характеризуются не одним критерием, а несколькими. Тогда выбор может производиться по нескольким частным критериям или одному синтетическому. Например, если целью является обеспечение высокого качества выпускаемого организацией изделия, то в роли синтетического критерия может выступать качество изделия, а в роли частных – показатели, характеризующие функциональные возможности изделия, экономические, экологические, эргономические, а также показатели надежности, безопасности и т.д.
Чаще всего применяются следующие способы формирования синтетического критерия на основе нескольких показателей:
1.
где - показатель, увеличение которого желательно;
- показатель, численное значение которого желательно снизить.
Главный недостаток этого критерия в том, что одно и то же значение получается при различных комбинациях и , т.е. критерий не отражает соответствия частных решений общей цели.
2.
Подобный критерий обладает теми же недостатками, что и критерий в виде дроби.
3.
где - заданное значение определенного показателя;
- фактически достигнутое значение того же показателя.
4.
5. Составной или обобщенный критерий:
где показатели, характеризующие степень достижения различных целей;
коэффициенты относительной важности.
Для представления системы критериев, предназначенных для оценки целей, целесообразно использовать дерево критериев, отражающее структуру их иерархической подчиненности. В этих случаях все множество векторов оценок представляют в виде трех разных по роли групп:
- критерии – требования - это такие критерии, при несоответствии которым вариант решения автоматически отклоняется (0) или принимается (1);
- оценочные критерии - весовые коэффициенты; именно по ним сопоставляются варианты - решений;
- критерии – учитываемые условия , которые могут быть проранжированы по предпочтительности, и тогда альтернатива оценивается по степени соответствия этим критериям.
Для определения весового коэффициента критерия строится иерархия простых критериев, включаемых в синтетический критерий. Результат – это произведение частной оценки простого критерия и оценки синтетического критерия. При этом сумма частных оценок критериев относительно критерия обычно равна 1. Соответствие альтернатив тому или иному синтетическому критерию осуществляется по шкале (0;1) или по шкале (0;100). Сумма этих результатов позволяет выбрать предпочтительную альтернативу.
При оценке учитываемых показателей для каждой альтернативы определяют ранг каждого учитываемого показателя, но как величину, противоположную порядку этого ранга. Соответствия или несоответствия альтернативы показателю записываются как 0 или 1. Оценка альтернативы всем учитываемым показателям осуществляется по формуле:
Для сокращения числа показателей, по которым должна вестись оценка, все цели можно разделить на жизненно важные и альтернативные группы. Выделение ресурсов на жизненно важные цели не ставится под сомнение. Остальные цели считаются альтернативными, которых также желательно достичь, но не всегда удается это реализовать из-за ограниченности ресурсов.
При подготовке решений, касающихся
достижения альтернативных целей, возникает
необходимость формировать
Оцениваемые показатели, как и объекты оценки, достаточно разнообразны, поэтому используют различные виды шкал (например, непрерывные, или дискретные).
Дискретные шкалы подразделяютс
Порядковая шкала – это последовательность различных характеристик альтернатив, расположенных по убыванию, предпочтительности, исходя из соответствия определенным целям. При ее использовании нельзя установить, насколько один результат лучше другого. Можно только определить, какой вариант лучше других.
Метрическая шкала – допускает оценку расстояния между двумя соседними рангами и устанавливает, насколько одна альтернатива лучше другой.
Шкалы делятся на количественные и качественные.
В состав количественных шкал включают абсолютную, отношений, интервалов и шкалу разностей. Рассмотрим их особенности.
Абсолютная шкала. Если требуется определить количество мест в аудитории или количество работников, необходимых для выполнения определенной операции, то число, являющееся результатом подобных измерений, определяется однозначно и является единственным. В этом и заключается особенность абсолютной шкалы.
Шкала отношений. Предполагается возможность производить измерения в различных системах единиц. Так. например, если оценивать массу предмета в килограммах, получим одно числовое значение, в фунтах – другое и т.д. Однако какой бы системой измерений ни пользоваться отношение масс любых двух предметов будет одинаково и при переходе от одной системы к другой не меняется. То же самое наблюдается и при измерении длины предметов. Это типичные примеры шкалы отношений, в которых отношения числовых оценок остаются неизменными.
Шкала интервалов. В шкале интервалов при переходе от одной системы измерений к другой отношения числовых значений оцениваемых альтернатив не сохраняются, однако сохраняется отношение разностей числовых оценок. Примером таких измерений является определение температуры, которую, как известно, можно измерять по шкале: Цельсия, Фаренгейта и др. Каждый раз температура будет иметь разные числа, так как в температурных датчиках используются различные точки начала отсчета и различные единицы масштаба измерений. Но эти разные числовые оценки соответствуют одной и той же температуре объекта.
Шкала разностей. Если при переходе от одной числовой системы измерений к другой меняется лишь точка начала отсчета, такие шкалы называются шкалами разностей.
В состав качественных шкал включают номинальную, порядковую и вербально-числовую шкалу. Качественные измерения менее строги и носят субъективный характер.
Номинальная шкала (шкала наименований). Суть измерений оцениваемых альтернатив в этой шкале – разбиение их на классы по определенному признаку. Всем альтернативам, попавшим в один класс, должно соответствовать одно и то же число. Примерами измерений в номинальных шкалах может служить деление студентов одного курса на группы, разделение изделий по уровням качества (сортам) и т.д.
Порядковая шкала. Используется для ранжирования – определения порядка предпочтения альтернатив, выраженности того или иного свойства (например, важности или срочности).
Довольно часто возникает
В состав вербально-числовой шкалы входят содержательное (словесное) описание выделенных градаций и соответствующие последним числовые значения.
Наиболее известна шкала Харрингтона (таблица 5.1).
Таблица 5.1
Универсальная вербально-числовая шкала Харрингтона
Числовое значение (шкала отношений) |
Содержательное описание (шкала наименований) |
0,8-1,0 |
Очень высокая |
0,64-0,8 |
Высокая |
0,37-0,64 |
Средняя |
0,2-0,37 |
Низкая |
0,0-0,2 |
Очень низкая |
Численные значения градации шкалы Харрингтона получены по результатам анализа большого массива статистических данных. Благодаря этому шкала Харрингтона универсальна и может в соответствующих модификациях (например, в виде шкалы баллов) использоваться для оценки многих модификаций качественных показателей. Однако при оценке объектов по критериям, допускающим лишь субъективную оценку специалистов, целесообразны специальные шкалы, отражающие специфику управленческого решения (таблицы 5.2 и 5.4).