Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа
Разработка эффективных управленческих решений – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа.
В общем виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Страница
1. Принятие решений в системе менеджмента
1.1. Понятие об управленческом решении
3
1.2. Классификация (типология) управленческих решений
5
1.3. Условия и факторы качества управленческих решений
9
1.4. Технология принятия решения
13
1.5. Система учета, контроля и мотивации реализации управленческих решений
19
2. Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений
27
3. Целеполагание при разработке управленческих решений
3.1. Иерархия и целеполагание при выборе управленческого решения
31
3.2. Оценивание целей
34
3.3. Методы сравнения целей
39
4. Экспертные методы в процессе прогнозирования и разработки управленческих решений
46
4.1. Метод «Дельфи»
47
4.2. Метод «Мозговой атаки»
54
4.3. Метод «Паттерн»
57
5. Выбор альтернатив
5.1. Методы многокритериального выбора
68
5.2. Графоаналитический метод - метод многокритериального выбора
73
5.3. Метод анализа иерархий
79
6. Принятие решений в условиях риска: понятие и классификация рисков, методы управления рисками, выводы
88
7. Оценка эффективности решений
97
Приложение 1 – Оценка существующей ситуации (SWOT-анализ)
100
Приложение 2 - Принятие управленческих решений в рамках концепции опережающего управления
102
Приложение 3 - Метод «Анализ ситуации (АС)»
104
Приложение 4 - Метод «Анализ проблем (АП)»
105
Приложение 5 - Метод «Анализ решений (АР)»
108
Приложение 6 - Метод «Анализ потенциальных проблем (АПП)»
113
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управленческие решения»
115
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию курсовой работы по дисциплине «Управленческие решения»
117
Литература
135
Таблица 5.2
Оценка вероятности совершения событий
Шкала отношений |
Шкала наименований |
1,0 |
Определенный |
0,92 |
Малый риск ошибиться |
0,84 |
Решение, основанное на этом аргументе, не может быть ошибочным, большинство выводов из этого будут верными |
0,77 |
Надежный |
0,69 |
Есть некоторый риск |
0,62 |
Признается возможность ошибки |
0,54 |
Могут быть сделаны некоторые неправильные выводы |
0,46 |
Большой риск ошибиться |
0,39 |
Нежелательно принимать |
0,3 |
Можно сделать много неправильных выводов |
0,23 |
Ненадежный |
0,16 |
Почти наверняка будет ошибка |
0,08 |
Не используется как основа для принятия решений |
0 |
Ошибочный |
Таблица 5.3
Оценка желательности эффективности события
Шкала отношений |
Шкала наименований |
1,0 |
Наиболее желательное |
0,9 |
Будет иметь положительный эффект |
0,8 |
Очень выгодное |
0,7 |
Окупается всеми своими достоинствами |
0,6 |
Желательное |
0,5 |
Выгодное |
0,4 |
Окупается в связи с решением других вопросов |
0,3 |
Может иметь нулевой эффект |
0,2 |
Нежелательное |
0,1 |
Может явно иметь отрицательный эффект |
0 |
Явно не окупается |
Таблица 5.4
Оценка важности события
Шкала отношений |
Шкала наименований |
20 |
Имеющий отношение к основным вопросам в наибольшей степени |
17 |
Очень важный |
16 |
Первоочередной |
15 |
Имеющий прямое отношение к основным вопросам |
14 |
Важный |
13 |
Должен быть рассмотрен |
12 |
Относится к основным вопросам во вторую очередь |
11 |
Значительный при рассмотрении вместе с другими вопросами |
10 |
Не обязательно должен быть решен полностью |
9 |
Не очень важный |
8 |
Незначительно релевантный |
6 |
Относящийся к основным вопросам в третью очередь |
4 |
Малозначительный |
2 |
Неважный |
1 |
Нет измеримой эффективности |
0 |
Не подлежит обсуждению |
Можно использовать конкретную процедуру для формирования вербально-числовых шкал, специально предназначенных для оценки проектов по критериям, для которых нет стандартных шкал.
Формирование вербально-
При определении градации шкалы желательно выбрать такие, интерпретации которых одинаково или почти одинаково (с незначительными разногласиями, не превышающими заданного порога) принимаются всеми лицами, участвующими в выработке управленческих решений.
Для получения численных значений, соответствующих содержательно описанным градациям шкалы, могут быть использованы методы. Методы качественных и количественных экспертных оценок используются и для определения сравнительной предпочтительности целей.
Начало
3.3. Методы сравнения целей
Применяются несколько способов получения порядковой меры. В большинстве случаев для этого привлекают экспертов. Иногда специфика объектов оценивания такова, что эксперты затрудняются дать количественные оценки частных показателей либо объекту в целом; в некоторых случаях такие оценки вообще неоправданны, так как не позволяют получить надежную экспертную информацию. В этих случаях более оправданным является использование методов качественной оценки объектов экспертизы. Поэтому ниже охарактеризованы методы, которые могут быть использованы для получения оценок. Они делятся на количественные (непосредственная количественная оценка, метод средней точки, метод Черчмена – Акоффа, метод лотерей) и качественные.
Методы получения количественных оценок
1. Непосредственная количественная оценка используется как в случае, когда надо определить значение показателя, измеряемого количественно, так и в случае, когда надо оценить степень сравнительной предпочтительности различных объектов.
В первом случае каждый из экспертов непосредственно указывает значение показателя для оцениваемого объекта. Это может быть конкретное числовое значение показателя для оцениваемого объекта. Например, стоимость жилой квартиры, цена единицы продукции, при которой она может иметь конкурентоспособный спрос, предполагаемая емкость рынка, оптимальный объем производства и т.д. Если эксперт затрудняется указать конкретное значение показателя, он может указать диапазон, в котором лежит значение оцениваемого показателя.
Во втором случае, когда оценивается сравнительная предпочтительность объектов по тому или иному показателю, количественная оценка определяет степень их сравнительной предпочтительности. Например, большее значение оценки соответствует более предпочтительному альтернативному варианту. Иногда количественную оценку сравнительной предпочтительности объектов целесообразней производить в баллах, используя специальные балльные шкалы.
2. Метод средней точки использует
3. Метод Черчмена – Акоффа используется при количественной оценке сравнительной предпочтительности альтернативных вариантов и допускает корректировку оценок, даваемых экспертами. Предполагается, что оценки альтернативных вариантов есть неотрицательные числа . Если альтернативный вариант Ц1 предпочтительнее альтернативного варианта Ц2, то больше, чем , а оценка одновременной реализации альтернативных вариантов Ц1 и Ц2 оценивается как
Все альтернативные варианты ранжируются по предпочтительности, и каждому из них эксперт присваивает количественные оценки в долях единицы. Далее эксперт сопоставляет по предпочтительности альтернативный вариант а1 и сумму остальных альтернативных вариантов. Если он предпочтительнее, то и значение должно быть больше суммарного значения остальных альтернативных вариантов, в противном случае – наоборот. Если эти отношения не выполняются, то оценки должны быть скорректированы.
Если Ц1 менее предпочтителен, чем сумма остальных альтернативных вариантов, то он сравнивается с суммой остальных альтернативных вариантов, за исключением последнего. Если альтернативный вариант Ц1 на каком-то шаге оказался предпочтительнее суммы остальных альтернативных вариантов и для оценок это соотношение подтверждается, то Ц1 из дальнейших рассмотрений исключается.
Этот процесс продолжается
до тех пор, пока последовательно
не будут рассмотрены все
Подробный алгоритм метода рассмотрим далее, на примере.
При оценивании объектов с помощью шкал можно рекомендовать метод Черчмена – Акоффа. Исходные положения оценки целей при использовании этого метода:
- каждой цели соответствует действительное неотрицательное число интерпретируемое как величина истинной важности цели ;
- если цель важнее цели , то ;
- если и равноценны, то ;
- если и соответствуют целям и , то соответствует совокупности целей ;
- если предпочтительнее , а предпочтительнее , то совместный результат и предпочтительнее ;
- значимость общего результата и эквивалентна значимости общего результата и , т.е. порядок представления результатов или их группировки не влияют на предпочтения;
- если общий результат и эквивалентен , то
Окончательное значение оценок можно пронормировать в , разделив каждое на
Пример.
В ходе анализа финансового состояния организации было выявлено, что уровень рентабельности недостаточно высок, доля собственных средств в активах не превышает 50% и показатели вероятности банкротства близки к критическим. Для преодоления сложившегося положения дирекция организации сформулировала следующие цели:
- повысить долю собственных средств в активах;
- повысить рентабельность;
- снизить вероятность
- повысить квалификацию
- ввести в ассортимент новый товар;
- продать в течение года 2500 единиц товара;
- создать региональное
Дирекция организации рассматривает три стратегии – А, В, С:
А – расширение деятельности путем освоения новых видов продукции;
В – расширение путем увеличения доли рынка по уже выпускаемой продукции;
С – сохранение прежних позиций с увеличением относительной доли выпуска наиболее рентабельной продукции.
Упорядочив результаты по степени их важности и присвоив им значения от 7 до 1:
Сравнение оценок по методу Черчмена – Акоффа
7<6+5+4+3+2+1 |
Согласен |
7<6+5+4+3+2 |
Согласен |
7<6+5+4+3 |
Согласен |
7<6+5+4 |
Согласен |
7<6+5 |
Согласен |
6<5+4+3+2+1 |
Согласен |
6<5+4+3+2 |
Согласен |
6<5+4+3 |
Согласен |
6<5+4 |
Согласен |
5<4+3+2+1 |
Согласен |
5<4+3+2 |
Согласен |
5<4+3 |
Согласен |
4<3+2+1 |
Согласен |
4<3+2 |
Согласен |
3<2+1 3=3 |
Согласен |