Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:32, курсовая работа
Инновационный менеджмент - относительно новое направление менеджмента. Это понятие стало широко употребляться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в развитых странах в ключевой фактор экономических стратегий и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент связан с профессиональной реализацией функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне.
При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:
-какой бизнес прекратить;
-какой бизнес продолжить;
-в какой бизнес перейти.
Это значит, что стратегия концентрирует внимание и связана с тем:
-что организация делает и чего не делает;
-что более важно и
что менее важно в
Тема 2. Управление инновационными процессами.
Методы воздействия хозяйственного механизма из инновационного
процесса.
Любое управление включает в себя определенную стратегию и тактику. Стратегия означает общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений.
Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели, естественно, ставят задачу разработки новой стратегии.
Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.
Этапы инновационного процесса.
Под инновационным процессом понимается единая цепь последовательных действий — от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества (его коммерциализации). Поэтому необходима и целостная система управления инновациями.
Инновационный процесс выполняет следующие основные функции;
1) познавательную (приращение общих знаний);
2) информационную (их распространение);
3) исследовательскую (целевое приобретение знаний в определенной области);
4) преобразовательную (улучшение существующих и создание принципиально новых объектов и процессов);
5) экономическую (сокращение затрат труда);
6) мотивационную (стимулирование творчества);
7) социально-потребительскую (обеспечение людей все более совершенными благами и услугами);
8) ресурсо - и природосберегающую (создание технологий, обеспечивающих охрану окружающей среды и экономию естественных ресурсов).
Первым этапом инновационного процесса являются фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме (в РФ затраты на них составляют от 1/3 ДО 1/4 общих расходов на науку, а на Западе — 1/3).
Целью этого этапа являются оценка необходимости и возможности изменений, изучение возникших проблем, генерирование, отбор, определение возможности реализации перспективных идей.
Фундаментальные исследования, в свою очередь, делятся на теоретические и поисковые; первые формируют концептуальные подходы к проблеме; вторые — новые принципы создания изделий и технологий.
Следующим этапом являются
прикладные исследования, направленные
на определение и уточнение
Конечным результатом этого этапа являются техническое задание, рекомендация, опытный образец.
Стадия опытно-конструкторских
разработок, связанная с созданием
новых образцов, пригодных для
производственного и
1. Подготовка заказчиком
технического задания,
2. Техническое и технико-
3. Экономическое обоснование
основных эксплуатационных
4. Изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы.
5. Подготовка на его
основе пояснительной записки
с технико-экономическим
6. Создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и документации, необходимой для его изготовления, монтажа и эксплуатации.
7. Изготовление, испытание и доводка опытного образца.
Опытно-конструкторские разработки, завершающие научный цикл инновационной деятельности, представляют собой первичную материализацию инноваций.
Они менее капиталоемки, рискованны и более перспективны, чем НИР, однако и здесь в среднем лишь 8 процентов результатов воплощается в действительно конкурентоспособные изделия.
На завершающей стадии инновационного процесса происходят освоение производства нового изделия и его распространение среди потребителей.
Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее коммерческой реализации.
Основу этого процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый (усовершенствованный) продукт.
Такая деятельность осуществляется в научных организациях и учебных заведениях.
Она формирует инновационный потенциал общества, т. е. готовность и способность осуществлять, воспринимать, воспроизводить нововведения.
Классификация инноваций.
Для управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
а) новые для отрасли в мире;
б) новые для отрасли в стране;
в) новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:
а) инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
б) инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
в) инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
а) радикальные (базовые);
б) улучшающие;
в) модификационные (частные).
Тема 3. Государственная инновационная политика.
Влияние нормативно-законодательной базы
на инновационную деятельность.
Нормативно-законодательная база регулирования инноваций достаточно обширна. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (последняя редакция 27.12.2009) утверждает права и обязанности субъектов научной и научно-технической деятельности, правила аккредитации научной организации, определяет правила информационного обеспечения и лицензирования отдельных видов научной деятельности, устанавливает цели государственной научно-технической политики и порядок ее формирования. Среди целей государственной политики называются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно - технического потенциала; увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства; обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства.
«Патентный закон Российской
Федерации регламентирует»
Закон «Об авторском праве и смежных правах» регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В нем указаны объекты авторского права, личные неимущественные и имущественные права авторов, срок действия авторского права.
Постановление Правительства РФ "О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ", Указ Президента «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ» регулируют формирование инфраструктуры инновационной деятельности, льготы и другие косвенные механизмы поддержки.
Кроме того, существует множество
чисто декларативных
Прямые и косвенные методы воздействия государства
на инновационные процессы.
Методы воздействия
Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно - ведомственная форма государственного регулирования инновационного процесса – это прямое финансирование, осуществляемое в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций – это контрактное финансирование инноваций посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками. В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции.
В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий (фирм, корпораций) в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундаментальных и поисковых исследований.
В этом направлении государственной
инновационной политики проявляется
ее ориентация на научную новизну промышленных
инноваций, что нередко является вторичным
при реализации интересов промышленных
фирм и предприятий, решающих в первую
очередь производственные
и коммерческие задачи.