Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - относительно новое направление менеджмента. Это понятие стало широко употребляться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в развитых странах в ключевой фактор экономических стратегий и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент связан с профессиональной реализацией функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне.

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент-.docx

— 179.34 Кб (Скачать файл)

При определении стратегии  фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

-какой бизнес прекратить;

-какой бизнес продолжить;

-в какой бизнес перейти.

Это значит, что стратегия  концентрирует внимание и связана  с тем:

-что организация делает  и чего не делает;

-что более важно и  что менее важно в осуществляемой  в организации деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Управление инновационными процессами.

 

Методы воздействия  хозяйственного механизма из инновационного

процесса.

 

Любое управление включает в себя определенную стратегию и  тактику. Стратегия означает общее  направление и способ использования  средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений.

Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели, естественно, ставят задачу разработки новой стратегии.

Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

 

Этапы инновационного процесса.

 

 

Под инновационным процессом  понимается единая цепь последовательных действий — от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества (его коммерциализации). Поэтому необходима и целостная система управления инновациями.

Инновационный процесс выполняет  следующие основные функции;

1) познавательную (приращение общих знаний);

2) информационную (их распространение);

3) исследовательскую (целевое приобретение знаний в определенной области);

4) преобразовательную (улучшение существующих и создание принципиально новых объектов и процессов);

5) экономическую (сокращение затрат труда);

6) мотивационную (стимулирование творчества);

7) социально-потребительскую (обеспечение людей все более совершенными благами и услугами);

8) ресурсо - и природосберегающую (создание технологий, обеспечивающих охрану окружающей среды и экономию естественных ресурсов).

Первым этапом инновационного процесса являются фундаментальные  исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме (в РФ затраты на них составляют от 1/3 ДО 1/4 общих расходов на науку, а на Западе — 1/3).

Целью этого этапа являются оценка необходимости и возможности  изменений, изучение возникших проблем, генерирование, отбор, определение возможности реализации перспективных идей.

Фундаментальные исследования, в свою очередь, делятся на теоретические и поисковые; первые формируют концептуальные подходы к проблеме; вторые — новые принципы создания изделий и технологий.

Следующим этапом являются прикладные исследования, направленные на определение и уточнение способов применения результатов предыдущего  этапа. Эти исследования могут быть теоретическими и экспериментальными (в том числе связанными с созданием  моделей).

Конечным результатом  этого этапа являются техническое  задание, рекомендация, опытный образец.

Стадия опытно-конструкторских  разработок, связанная с созданием  новых образцов, пригодных для  производственного и коммерческого  использования, включает следующие этапы:

1. Подготовка заказчиком  технического задания, определяющего  основные требования к изделию (принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену).

2. Техническое и технико-экономическое  обоснование целесообразности его создания, включая укрупненный расчет себестоимости и ожидаемой экономической эффективности.

3. Экономическое обоснование  основных эксплуатационных характеристик, позволяющее решать вопрос о целесообразности дальнейшей работы над новшеством.

4. Изготовление эскизного  проекта, содержащего чертежи  общего вида, принципиальные схемы.

5. Подготовка на его  основе пояснительной записки  с технико-экономическим обоснованием  и расчет эксплуатационных издержек.

6. Создание рабочего проекта,  содержащего полное описание  конструкции объекта и документации, необходимой для его изготовления, монтажа и эксплуатации.

7. Изготовление, испытание  и доводка опытного образца.

Опытно-конструкторские  разработки, завершающие научный  цикл инновационной деятельности, представляют собой первичную материализацию инноваций.

Они менее капиталоемки, рискованны и более перспективны, чем НИР, однако и здесь в среднем лишь 8 процентов результатов воплощается в действительно конкурентоспособные изделия.

На завершающей стадии инновационного процесса происходят освоение производства нового изделия и его распространение среди потребителей.

Таким образом, инновационный  процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее коммерческой реализации.

Основу этого процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый (усовершенствованный) продукт.

Такая деятельность осуществляется в научных организациях и учебных  заведениях.

Она формирует инновационный  потенциал общества, т. е. готовность и способность осуществлять, воспринимать, воспроизводить нововведения.

 

Классификация инноваций.

 

Для управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

а) новые для отрасли  в мире;

б) новые для отрасли  в стране;

в) новые для данного  предприятия (группы предприятий).

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

а) инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

б) инновации «на выходе»  предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

в) инновации системной  структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

а) радикальные (базовые);

б) улучшающие;

в) модификационные (частные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Государственная  инновационная политика.

 

Влияние нормативно-законодательной  базы

на инновационную  деятельность.

Нормативно-законодательная база регулирования инноваций достаточно обширна. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (последняя редакция 27.12.2009) утверждает права и обязанности субъектов научной и научно-технической деятельности, правила аккредитации научной организации, определяет правила информационного обеспечения и лицензирования отдельных видов научной деятельности, устанавливает цели государственной научно-технической политики и порядок ее формирования. Среди целей государственной политики называются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно - технического потенциала; увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства; обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства.

«Патентный закон Российской Федерации регламентирует» использование права промышленной собственности и создает правовую защиту для ее владельцев. К промышленной собственности относятся изобретения, полезные модели и промышленные образцы. В законе установлены условия патентоспособности изобретения (новизна изобретательский уровень и промышленная применимость), полезной модели (новизна и промышленная применимость) и промышленного образца (новизна, оригинальность и промышленная применимость). Закон определяет процедуру выдачи и срок действия патента, права и обязанности патентообладателя.

Закон «Об авторском праве  и смежных правах» регулирует отношения, возникающие в связи  с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В нем указаны объекты авторского права, личные неимущественные и имущественные права авторов, срок действия авторского права.

Постановление Правительства  РФ "О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ", Указ Президента «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ» регулируют формирование инфраструктуры инновационной деятельности, льготы и другие косвенные механизмы поддержки.

Кроме того, существует множество  чисто декларативных документов, в которых констатируется снижение в последние годы инвестиционной и инновационной активности в качестве фактора, представляющего угрозу национальным интересам России. Признается важность этой деятельности и необходимость ее государственной поддержки, вообще, и в малом бизнесе, в частности; констатируется необходимость максимально использовать потенциал высшей школы.

 

Прямые и косвенные  методы воздействия государства 

на инновационные  процессы.

 

Методы воздействия государства  в области инноваций можно  подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в  двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно - ведомственная форма государственного регулирования инновационного процесса – это прямое финансирование, осуществляемое в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций – это контрактное финансирование инноваций посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками. В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции.

В системе прямых методов  воздействия государства на инновационный  процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий (фирм, корпораций) в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундаментальных и поисковых исследований.

В этом направлении государственной  инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных фирм и предприятий, решающих в первую очередь производственные 
и коммерческие задачи.

Информация о работе Инновационный менеджмент