Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - относительно новое направление менеджмента. Это понятие стало широко употребляться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в развитых странах в ключевой фактор экономических стратегий и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент связан с профессиональной реализацией функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне.

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент-.docx

— 179.34 Кб (Скачать файл)

• эффект от использования  новшества выражается в формировании дополнительной прибыли, создаваемой при его использовании в производстве;

• срок использования новшества, от которого зависит масса эффекта, обусловливается моральным износом  новшества;

• эффект от новшества не может быть полностью присвоен инновационной организацией (продавцом), так как это делает бессмысленным для предпринимателя его покупку и использование в производстве.

Разнообразие факторов, воздействующих на цену новшества, усложняет установление цены.

Если новшество используется непосредственно в материальном производстве, то цена на него должна исходить из ожидаемых экономических результатов именно этого производства. Во всех остальных случаях в условиях рынка цена на него всегда будет условной.

Указанных недостатков, приводящих к искажению действительной стоимости  новшества, можно в определенной мере избежать в условиях, когда покупатель и продавец договариваются о рыночной цене новшества на основе разделения прибыли от нововведения. Но и в этом случае, когда цена прямо зависит от прибыли субъекта нововведения, не удается полностью избежать этих недостатков.

В силу индивидуальности новшества  и общественно необходимых затрат на его создание, а также вследствие различных экономических условий использования новшества можно констатировать, что и рынок новшеств не дает равновесной рыночной цены. В этих условиях есть, пожалуй, возможность использовать две цены на новшество: цену покупателя и цену продавца. Между этими ценами будет лежать договорная цена, которую называют ценой рыночной инновационной сделки.

Цена покупателя новшества  будет рассматриваться им в прямой зависимости от его полезности (прибыльности). Вместе с тем в условиях интенсивного развития реального сектора не всякое новшество полезно (имеет цену). Совершенно правомерно покупатель исходит из того, что величина создаваемого прибавочного продукта с использованием новшества позволяет, как минимум, окупить инвестиции в определенный срок.

Под затратами на создание новшества следует понимать не индивидуальные, а общественно необходимые затраты на его создание (производство), т.е. стоимость.

По мнению покупателя, технико-экономический  потенциал новшества должен быть достаточным, чтобы обеспечить выполнение соотношения. Покупатель понимает, что понесенные продавцом затраты на создание новшества должны возмещаться, и он согласен с этим, но не более.

В условиях конкурентного  рынка, где действуют, по крайней  мере, два покупателя на новшество, а само новшество в результате купли-продажи не отторгается от продавца и, по существу, передается только право на его использование, а не право собственности, это поведение покупателя может быть оправдано и договорная цена на практике будет близка к цене покупателя новшества.

Цена продавца новшества рассматривается им каждый раз как цена права на его исключительное использование покупателем. Поэтому продавец новшества стремится не только возместить собственные затраты на создание новшества, но и получить прибыль, значительно превышающую эти затраты. В целях дополнительного потребления и накопления средств продавец новшества будет стремиться получить цену, как минимум, паритетного участия с покупателем в прибыли от использования новшества.

Инновационное предприятие, как и любая коммерческая фирма, вырабатывает определенную политику в области ценообразования, которой будет следовать, учитывая, по возможности, все значимые факторы ценообразования. К ним относятся:

1) тип рынка сбыта продукции  (чистая, монополистическая или олигополистическая конкуренция, чистая монополия). В инновационной сфере действуют закономерности, более свойственные рынкам олигополии или чистой монополии, когда продавец может существенно влиять на цены:

2) стратегическое направление  фирмы. Если это выживаемость  инновационного предприятия, то действует принцип снижения цены на продукцию; если максимизация текущей прибыли, то выбираются цены, обеспечивающие наибольшую массу прибыли; если достижение лидерства за счет качества продукции, то повышенные цены, возмещающие повышенные затраты;

3) соотношение уровней  предложения и спроса на производимую  инновационным предприятием продукцию. Чем выше спрос, тем большую цену продавец (инновационное предприятие) может запросить. Но тогда вырастет и предложение, так как аналогичную продукцию будут предлагать рынку и другие инновационные предприятия, привлеченные высокой ценой. Если со временем растущее предложение окажется выше спроса, то продавцам придется снизить цены. Оптимальное значение цены соответствует равновесию кривых спроса и предложения;

4) уровень доходов покупателей  инновационной продукции. Улучшение финансового состояния потребителей повышает спрос, и кривая спроса сдвигается вправо, а ухудшение снижает его, и кривая спроса перемещается влево;

5) изменения цен на  дополнительные товары, необходимые  для использования данной продукции;

6) уровень издержек на  производство и реализацию продукции  (производитель предлагает цену, возмещающую его издержки и дающую желаемую прибыль). Конкретные цены могут возмещать различные по своему составу затраты, но в целом по инновационному предприятию необходимо, чтобы ценами покрывались все затраты на производство;

7) уровень планируемой  рентабельности, обусловленный величиной  намечаемой прибыли. Учитываются предстоящие расходы из прибыли: уплата налогов, относимых на результаты финансовой деятельности инновационного предприятия, налога на имущество и др.; уплата налогов из прибыли, остающейся в распоряжении инновационного предприятия; погашение ранее взятых кредитов; выплата дивидендов по акциям инновационного предприятия - платежи собственникам; отчисления в резервный фонд; взносы на благотворительные цели; расходы на материальное стимулирование работников и некоторые другие;

8) государственные регуляторы - устанавливаемые или регулируемые  государством цены и тарифы  на отдельные виды ресурсов  и услуг, налоги и ставки  налогообложения, таможенные правила  и пошлины, ставки центрального банка по ссудам, курсы валют и др.;

9) правовые условия договора  купли-продажи инновационного продукта (чем больше объем передаваемых покупателю прав на использование или распространение объекта продажи, тем выше цена);

10) величина риска продавца  и покупателя (если покупатель  берет на себя значительные  риски, то он обоснованно требует  снижения цены):

11) конкретные условия  сделки, срочность работ, технические  аспекты: возможности и основания  для применения ценовых льгот  или наценок и др.

Для оплаты заказчиками и  потребителями инновационной научно-технической  продукции применяются договорные цены, условия определения и размеры которых указываются в хозяйственных договорах, контрактах, соглашениях или государственных либо муниципальных заказах. Плановая договорная цена устанавливается совместно заказчиком и разработчиком одновременно с техническим заданием, до начала выполнения работ. При установлении договорных цен инновационное предприятие и покупатель руководствуются принципом экономической выгодности цены как для разработчика, так и для заказчика

Цена инновационного продукта (научно-технической продукции) определяется в конкретном договоре купли-продажи и является, как правило, свободной. Для каждого инновационного решения цена устанавливается индивидуально при заключении договора (контракта) между продавцом и покупателем.

Выбор модели цены инновационного решения обусловлен правовыми условиями  купли-продажи. Продавец ноу-хау при  передаче технической документации передает все, что у него имеется по данному решению. В этом случае предпочтительнее паушальная цена. Продавец лицензии обеспечивает себе охрану решения, передаваемого на основе лицензионного соглашения. Здесь предпочтительнее платежи роялти или смешанная система (сложная цена).

Способом установления более  обоснованных цен на крупные инновационные проекты являются торги и конкурсы. Торги - форма размещения заказов и выбора цен на инвестиционные, инновационные проекты. Для рыночной экономики нормальной является ситуация конкурентных торгов. Предполагается, что на торги выставляются инновационные проекты (варианты), в каждом торге участвуют несколько продавцов и один или несколько покупателей (чаще один).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8. Инфраструктура инновационной деятельности.

 

Организационное обеспечение инновационной сферы.

 

Правовое обеспечение  основано на законодательных и нормативных  актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровне. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты. Правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:

- правовые вопросы функционирования экономики страны;

- законы и нормативные  акты по системам стандартизации, метрологии, сертификации товаров и услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством продукции, безопасности и охраны труда и др.;

- законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;

- правовое регулирование формирования и функционирования организации.

Основное место в системе  правового обеспечения инновационной  деятельности и предпринимательства занимает принятая в 1993 году Конституция РФ. С 1 января 1995 года первой частью ГК РФ и с 1 марта 1996 года второй частью ГК РФ введены в действие основополагающие положения предпринимательской деятельности.

Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального (государственного), муниципального (регионального), либо организационного уровня. Документы нижестоящего уровня не должны противоречить документам вышестоящего уровня. Нормативно-методические документы могут быть следующих видов:

- нормативные акты;

- стандарты;

- методики, положения, инструкции и т.п.

Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят в систему ресурсного обеспечения. В силу этого формирование финансовой базы для осуществления инноваций является важным элементом государственной научно-технологической политики, на реализацию которой должны быть привлечены ресурсы из различных источников. При этом формы и методы привлечения ресурсов даже из традиционно сложившихся источников не остаются постоянными в связи с изменением хозяйственной практики.

Финансовое обеспечение  любого хозяйствующего субъекта охватывает денежные отношения организации  с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической  продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих  изделий, расчетов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами управления.

Система финансирования выступает  одним из основных инструментов реализации государственной политики. Система финансирования выполняет две функции: распределительную и контролирующую. Принципы организации финансирования:

- четкая целевая ориентация системы - ее увязки с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;

- логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;

- множественность источников финансирования;

- широта и комплексность системы, т.е. возможность охвата максимально широкого круга технических новинок и направлений их практического использования;

- адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку, как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

Информационное обеспечение  инновационной деятельности в России регулируется «Положением о государственной  системе научно-технической информации», утвержденным Постановлением Правительства  РФ от 24 июля 1997 года № 950 и статистикой  науки и инноваций ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития).

Государственная система  научно-технической информации - совокупность научно-технических библиотек и организаций - юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

Цель создания ГСНТИ - обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации (НТИ), их интеграции в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.

К основным направлениям государственной  инновационной политики можно отнести: разработку и совершенствование  нормативно-правового обеспечения  инновационной деятельности, механизмов её стимулирования, системы институциональных  преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной  сфере и введение её в хозяйственный  оборот, создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентноспособоности и экспорта наукоемкой продукции.

Информация о работе Инновационный менеджмент