Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - относительно новое направление менеджмента. Это понятие стало широко употребляться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в развитых странах в ключевой фактор экономических стратегий и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент связан с профессиональной реализацией функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне.

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент-.docx

— 179.34 Кб (Скачать файл)

В государственном регулировании  инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы. Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности. Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны.

К косвенным методам следует  отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявления: в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно–технического надела; исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно–технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов; снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно–технических организаций; уменьшении в течение определяемого периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств. Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т.е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам – потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

 

Задачи по созданию благоприятного инновационного климата.

 

Инновационный климат –  это интегральная оценка состояния  компонентов внешней инновационной среды.

Инновационный климат является частью общей организационной культуры организации. Однозначного определения понятия инновационного климата не имеется. Чаще всего под ним понимается комплекс условий, способствующий усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей. Наиболее благоприятный инновационный климат характеризуется общей направленностью на инновационность, как ясно выраженную цель, достигаемую общими усилиями, а также с помощью высокой степени взаимного доверия, децентрализации принятия решений и финансового контроля.

Создание благоприятного инновационного климата предполагает атмосферу доверия, выявление и преодоление факторов, «блокирующих» творческие усилия и совместную поисковую работу персонала, расширение полномочий инноваторов на рабочем месте, использование организационных и психологических инструментов, помогающих «генерировать» новые идеи.

В структуре внешней среды  организации выделяют макросреду и  микросреду.

В макросреде выделяются четыре стратегические сферы: социальная (С), технологическая (Т), экономическая (Э) и политическая (П).

Микросреда организации  рассматривается как совокупность стратегических зон ближайшего окружения, как состав субъектов, непосредственно с ней взаимодействующих и прямо влияющих на состояние инновационного потенциала.

Можно выделить несколько основных условий поддержания инновационного климата:

  1. Предоставление необходимых ресурсов.

Поддержание творческого  климата в организации требует  значительных ресурсов, включающих время, умения, деньги и информацию. Особенно важно время, так как мало хороших идей рождается в спешке.

2. Распространение идей  внутри организации.

Либерализация обмена идеями и информацией в организации  способствуют лучшему освещению проблемы и снижают сопротивление нововведениям.

  1. Стимулирование открытых групповых процессов.

Все группы работников, связанные  с созданием новых продуктов (процессов) должны поощряться в отделении генерирования идей от оценки идей. Особое значение имеет, чтобы члены проектных групп чувствовали себя свободными в выражении своего мнения.

  1. Признание стоящих идей.

Лучший способ стимулировать открытость мнений - постоянное признание и оценка заслуг людей, выдвигающих ценные идеи.

  1. Выражать доверие работникам

Признание ценности идей - один из способов показывать работникам, что вы доверяете их способностям и признаете их преданность делу. В более общем смысле, показывать доверие может быть частью общей философии менеджмента, основанной на использовании творческого потенциала всех работников.

6. Подчеркивать профессионализм

Неотъемлемая часть доверия  работникам - подчеркивание ценности и уровня профессиональных знаний ключевых специалистов организации. Лучшим специалистам должны быть предоставлены условия  профессионального роста, возможности общения с коллегами на семинарах, выставках, конференциях и т.п.

7. Признавать потребность  работников в автономии

Большинство специалистов достигают  максимума в работе, когда они  внутри мотивированы не только возможным  вознаграждением, но и содержанием работы. Ощущение свободы творчества возникает лишь при определенном уровне независимости в работе.

8. Давать возможность  поскользнуться

Независимость в работе неизбежно связана с ошибками. Нельзя считать несистематические ошибки намеренными проступками или преступлениями.

9. Использовать децентрализованные  структуры принятия решений.

Значительная часть решений  по поводу инновационной деятельности может быть передана на нижние уровни управления при должном разделении прав и ответственности.

10. Ослаблять формализацию  организационной структуры

Инновации постоянно требуют активной координации между функциями и подразделениями, что не достижимо при использовании исключительно формальных структур управления. Нужно изыскивать возможности для организации общения специалистов вне служебной обстановки и использования целевых групп. Значительная часть задач по поддержанию инновационного климата в организации решается путем разработки и последовательной реализации адекватных форм и методов материального стимулирования.

 

Сравнение инновационной  активности развитых стран и РФ.

 

Несмотря на безусловное  инновационное лидерство в мире во времена СССР показатели инновационной  деятельности в России относительно мировых показателей весьма скромны (Таблица 3.4.).

РФ сильно отстает от развитых стран но уровню инновационной активности, доле высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, уровню развития инновационной инфраструктуры на государственном уровне и слабо интегрирована в мировую инновационную систему. Согласно данным исследования Национальных инновационных систем России и ЕС, нашей стране доля инновационной продукции составляет менее 1%. Для сравнения - в Финляндии - более 30%, Италии, Португалии, Испании - от 10% до 20% 4. В последующих разделах мы покажем, что наша страна, имея высочайший инновационный потенциал и исторический опыт лидерства в космосе, ядерной энергетике, авиации, оборонной промышленности и совершив ряд критических ошибок, имеет все шансы для восстановления и инновационного прорыва в ближайшей перспективе.

 

 

 

 

Тема 4. Экономические  интересы в инновационной сфере.

 

Формирование  рынка инноваций.

 

Рынок инноваций как экономическая категория тесно связан с обменом, обращением, торговлей новшествами и нововведениями, торговыми услугами по инжинирингу, консалтингу, лизингу, страхованию в отношении инноваций. Обмен новшествами можно рассматривать с двух сторон: как процесс движения новых товаров и как создание определенных рыночных отношений, в которые вступают инноваторы при этом обмене.

Обмен новшествами представляет собой экономические связи между инноваторами как производителями и потребителями новшеств и нововведений по поводу движения результатов НИОКР, полученных не для собственного потребления, а для дpугих, для удовлетворения новых общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные участники инновационной деятельности вступают в деловые контакты.

Товарное обращение инноваций - это более развитая форма товарного обмена, осуществляемого при посредстве денег на основе в взаимной возмездности в эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса, где инновации становятся не только товаром, но и капиталом. Товарное обращение предполагает организацию торговли инновациями как деятельности посредников по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи новшеств. Торговые сделки с инновациями требуют единства актов купли и продажи для заключения и выполнения таких сделок, что составляет суть торговой деятельности.

Сложность реализации инновации  требует особых основных дополнительных торговых услуг. К основным торговым услугам относятся такие торговые операции, как изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров, прием, выдача и хранение денег связанных с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и другие. К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства - в обращения (транспортировка. упаковка, хранение и т.п.), что обусловлено полным обособлением производства новшеств от сферы обращения. При этом в сфере обращения инноваций важны услуги финансовой и кредитной систем (страхование инновационных рисков, лизинг нового оборудования, венчурное финансирование инноваций, кредитование инновационных проектов и т.д.).

В товарно-денежном обращении  новшеств и нововведений возникает  инновационный капитал, который  может представлять собой интеллектуальный, человеческий, торговый, промышленный или финансовый капитал. Интеллектуальный капитал формируется на базе капитализации стоимости интеллектуальной собственности на основе патентов и лицензий. Человеческий капитал основывается на капитализации трудового опыта создания, распространения, внедрения и потребления новшеств, опыта управления и организации инновационного процесса. Торговый капитал базируется на новых торговых услугах по продвижению новшеств и нововведений до их конечных потребителей. Промышленный капитал формируется на основе внедрения и производственного использования новой техники и технологии. Финансовый капитал возникает на основе интеграции промышленного, акционерного и банковского капиталов внутри инновационных консорциумов, финансово-промышленных групп.

Инновационный капитал может  представлять собой реальный капитал  или фиктивный капитал сферы  обращения. Если инновациями одновременно создается и увеличивается стоимость  активов предприятия, то они представляют реальный капитал. Если же с их помощью только увеличивают стоимость без ее создания, то они представляют фиктивный капитал. Таким образом, рынок инноваций – это не только конкретная форма проявления товарного обмена новшествами и нововведениями, это еще и система функционирования инновационного капитала в формах интеллектуального, человеческого, торгового, промышленного, финансового, реального или фиктивного капиталов.

Суть рыночных отношений  в инновационной сфере сводится к возмещению затрат продавцов (производителей и торговцев новшеств) и получению ими инновационной сверхприбыли, а также удовлетворению нового платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это составляет сущностные черты рынка инноваций.

 

Влияние факторов рынка на характер

инновационной деятельности.

 

Инновационный процесс выступает  как равнодействующая многих экономических  факторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних.

К объективным факторам следует  отнести те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными  тенденциями и не связаны с  волевыми решениями конкретного субъекта.

К ним можно отнести  экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:

- закон получения и  присвоения прибыли, который можно  назвать еще законом движения  рыночной экономики, поскольку  прибыль является движущей силой производства;

- закон стоимости, регулирующий  развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;

- законы спроса и предложения,  определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;

- закон конкуренции, характеризующий  экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;

- закономерность циклического  развития экономики, определяющая  взаимосвязь деловой, в том  числе инновационной активности  и соответствующей фазы «цикла».

Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий.

Информация о работе Инновационный менеджмент