Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - относительно новое направление менеджмента. Это понятие стало широко употребляться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в развитых странах в ключевой фактор экономических стратегий и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент связан с профессиональной реализацией функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне.

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент-.docx

— 179.34 Кб (Скачать файл)

Основными факторами, определяющими  тип, сложность и иерархичность (количество уровней управления) организационной структуры предприятия, являются:

- масштаб производства  и объем продаж;

- номенклатура выпускаемой  продукции;

- сложность и уровень  унификации продукции;

- уровень специализации,  концентрации, комбинирования и  кооперирования производства;

-   степень развития  инфраструктуры региона;

- международная интегрированность предприятия .

Структура ИО в зависимости  от рассмотренных факторов может  быть линейной, функциональной, линейно-функциональной матричной (штабной), бригадной, дивизиональной, либо проблемно-целевой.

Каждый из перечисленных  типов структур имеет свои недостатки и преимущества. Для выбора (проектирования) конкретной структуры конкретного предприятия (организации) необходимо выполнить глубокий анализ факторов, влияющих на структуру, которые были рассмотрены в начале данного вопроса.

К факторам дальнейшего развития структуры предприятия мы относим  следующие:

-  развитие специализации  и кооперирования производства;

-  автоматизация управления;

-  применение к проектированию  структуры и к функционированию  системы менеджмента совокупности  научных подходов,

- соблюдение принципов  рациональной организации производственных  процессов (пропорциональность, прямоточность и ДР-);

- перевод существующих  структур управления на проблемно-целевую  структуру. Основные принципы  формирования проблемно-целевой  структуры предприятия являются:

- целевой подход, т. е.  формирование структуры на основе  дерева целей предприятия;

- комплексность в определении  количества заместителей руководителя  предприятия (1-й уровень дерева целей);

- ориентация на проблемы, т. е. формирование подразделений  для решения конкретной проблемы или выполнения конкретных функций в целом по предприятию (2-й уровень дерева целей);

- ориентация на конкретные  товары или рынки при построении  структур подразделений по отдельным товарам или рынкам, формирование финансового плана предприятия (на 3-м уровне дерева целей);

- отсутствие специальных  подразделений для обязательной  горизонтальной координации выполнения дерева целей предприятия;

- обеспечение мобильности  и адаптивности структуры к  изменениям;

- обеспечение координации  решения проблем по достижению  конкурентоспособности товаров (по горизонтали) маркетологами по конкретным товарам.

Таким образом, структура  определяется: количеством и глубиной соблюдаемых принципов и требований к формированию; структурой дерева целей; содержанием положений об отделах и должностных инструкций. На рис.2.2 представлена проблемно-целевая организационная структура, учитывающая перечисленные условия.

 

Инновационные факторы, обеспечивающие конкурентоспособность 

организаций.

 

Всю систему факторов конкурентоспособности  инновационной организации можно подразделить на две основные группы.

Первая группа состоит  из факторов конкурентного преимущества организации. В эту группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности предпринимательской организации, а также параметры, отражающие степень использования факторов производства. Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды, находящиеся вне среды непосредственного влияния организации.

Кроме внутренних и внешних  факторов следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние  на уровень конкурентоспособности  организации (элементы).

С учетом всего вышеизложенного  система основных факторов конкурентоспособности предпринимательской организации может быть представлена трехуровневой структурой, первый уровень которой представляют элементы конкурентоспособности организации, а второй и третий уровни – собственно внешние и внутренние фактор.

Приведенная классификация  факторов конкурентоспособности инновационной организации обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности инновационной организации, обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Среди внутренних факторов конкурентоспособности организации  важная роль принадлежит технологическому фактору, который включает в себя технический уровень продукции и собственно технологию производства. Конкурентоспособность технологии – базовая категория по отношению к конкурентоспособности предпринимательской организации. Она во многом зависит от конкурентных возможностей взаимодействующих средств производства и рабочей силы, зависит также от внешних факторов (технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития науки).

 

 

 

Значение инновационного предпринимательства в экономике.

 

Любая инновационная деятельность является предпринимательской и  основана на:

- поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;

- поиске необходимых ресурсов;

- создании и управлении предприятием;

- получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.

Не всякое предпринимательство  является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность. В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность. Первые инновационные предприятия на территории России существовали в таких организационных формах, как центры научно-технического творчества молодежи, союзы изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, научно-технические кооперативы. Эти предприятия использовали материально-техническую базу, научный задел и кадровый потенциал государственных НИИ и ПКБ. Вследствие ухудшения экономической ситуации и снижения инновационного спроса многие из перечисленных выше организационных форм прекратили свою деятельность или изменили ее направление.

Исследование субъектов  инновационной деятельности предполагает рассмотрение, что они собой представляют в высокоразвитой рыночной экономике, в каких экономических отношениях находятся и какие функции выполняют. Без анализа современных теоретических представлений о природе и характере инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в экономически развитых странах невозможно выделить и практически реализовать приоритеты, которым должны следовать процессы реформирования отечественной инновационной сферы.

Важнейшая функция инновационных  предприятий - осуществление посреднической роли между научно-технической и производственной сферами, обеспечение почти автоматического экономического обмена между ними без всяких сбоев в конкурентных условиях. Инновационные предприятия, помимо доведения продукта научно-технической деятельности до состояния, позволяющего использовать его в производственной сфере (через создание различных объектов инновационного продукта), осуществляют поиск коммерческого партнера, способного удовлетворить новую латентную общественную потребность, "чреватую" возможной прибылью. Таким образом, инновационные фирмы (предприятия) возникают как следствие общественной потребности в сокращении издержек, появляющихся в процессе трансформации продукта, созданного в научно-технической сфере, в продукт, создаваемый в хозяйственной сфере.

Инновационные предприятия  позволяют ликвидировать некоторые  из затрат и сократить издержки производства, т.е. они выступают институциональной формой, обеспечивающей эффективное взаимодействие научно-технических институтов и частных хозяйствующих субъектов в рамках рыночных отношений.

Сами инновационные предприятия  выделяются как самостоятельные  хозяйствующие субъекты, если их функционирование позволяет сократить затраты, которые  вынуждены нести научно-технические  институты и хозяйствующие субъекты, связанные с созданием инновационного продукта или доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования.

Действительно, при количественном наращивании внутрифирменных трансакций, фирма может неэффективно размещать  ресурсы на создание инновационного продукта, по сравнению с тем, что может реализовать инновационный предприниматель. Издержки от непроизводительного расходования ресурсов фирмы могут превысить трансакционные издержки открытого рынка, т.е. издержки при организации этой трансакции инновационным специализированным предприятием.

Инновационное предприятие, таким образом, возникает, когда  трансакционные издержки хозяйствующих субъектов, связанных с приобретением инновационного продукта на рынке, меньше внутренних затрат, связанных с созданием аналогичного продукта самим хозяйствующим субъектом.

Инновационное предпринимательство - многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

- создание инновационного  продукта (собственно инновационное  предпринимательство);

- выполнение посреднических  функций (оказание услуг, связанных  с продвижением инновационного  продукта и его передачей от  непосредственного создателя его потребителю);

- осуществление функций  в финансовой сфере для обеспечения  инновационной деятельности.

Будучи относительно самостоятельными, данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.

 

Роль венчурных  фирм в инновационной деятельности.

 

Венчурные фирмы являются временными организационными структурами, создаваемыми для решения конкретных проблем. Данные организации характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанных идей, технологий, изобретений с наименьшим риском и минимальными затратами времени и средств.

Особое значение венчурного бизнеса, по мнению Ю.А. Ровенского, заключается в следующем: он приводит к созданию новых жизнеспособных хозяйственных единиц, воздействующих на всю традиционную структуру ведения научных исследований, и вызывает структурные изменения в общественном производстве стран; увеличивает занятость высококвалифицированных специалистов; способствует техническому перевооружению традиционных отраслей экономики; побуждает крупные корпорации усовершенствованию принципов управления и организационных структур; показывает, что ориентация на долгосрочные цели требует создания специальной кредитно-финансовой системы в виде венчурного капитала.

Венчурные фирмы (рисковые фирмы), как правило, небольшого размера, занятые разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты, создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций. Современные малые венчурные фирмы представляют собой гибкие и мобильные структуры, которые отличаются очень высокой и целенаправленной активностью, что объясняется в первую очередь прямой личной заинтересованностью работников предприятия и инвесторов в скорейшей успешной коммерческой реализации разрабатываемой идеи, технолсгии, объекта, изобретения, причем с минимальными затратами.

Наибольшее значение и  распространение венчуры получили в наукоемких отраслях экономики, где они специализируются на проведении научных исследований и инженерных разработок, поскольку на современном этапе роль малого бизнеса в научных исследованиях и разработках существенно возросла.

Это связано с тем, что  НТР дала мелким и средним внедренческим и высокотехнологичным фирмам современную технику, соответствующую их размерам - микропроцессоры, микроэвм, микрокомпьютеры, позволяющую вести производство и разработки на высоком техническом уровне и требующую сравнительно доступных затрат.

Инициаторами такого предприятия  чаще всего выступает небольшая  группа лиц — талантливые инженеры, изобретатели, ученые, менеджеры-новаторы, желающие посвятить себя разработке перспективной идее и при этом работать без ограничений, неизбежных в лабораториях крупных фирм, подчиненных в своей деятельности жестким программам и централизованным планам.

Информация о работе Инновационный менеджмент