Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:32, курсовая работа
Инновационный менеджмент - относительно новое направление менеджмента. Это понятие стало широко употребляться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в развитых странах в ключевой фактор экономических стратегий и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент связан с профессиональной реализацией функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне.
Процедура патентования достаточно сложна и формализована, поэтому заявителям целесообразно прибегать к услугам официально зарегистрированных патентных поверенных, для иностранных заявителей это условие обязательно. Патентные поверенные, в большинстве бывшие работники системы Роспатента, обычно хорошо знают требования к заявкам и практику экспертизы, а главное – умеют правильно отразить объем защищаемых патентных прав. От этого зависит последующее эффективное введение патента в хозяйственных оборот и возможность преследования возможных нарушителей патента. Новацией Патентного закона РФ является введение в 2003г. и уточнение в 2006г. ст.9' в отношении патентов, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту. Согласно этой норме, права на такие патенты принадлежат исполнителю контракта (подрядчку), если договором не предусмотрено иное. Введение указанной нормы подтверждает большую эффективность использования разработок при наличии коммерческого интереса подрядчика.
Динамика подачи заявок и выдачи патентов на изобретения в России говорит о некотором росте интереса к этому объекту охраны: в 2005г. подано свыше 32 тыс.заявок (выдано свыше 23 тыс.патентов) по сравнению с 2001г. (30тыс. и 16 тыс. соответственно). Однако реальный интерес к патентованию и резкое увеличение числа заявок и полученных патентов можно ожидать только при востребованности экономики в инновациях, а также действенном механизме льгот и преференций авторам и патентообладателям. Важную роль в этом процессе может сыграть участие инновационных центров, технопарков, фондов венчурного инвестирования, а также инновационных брокеров как эффективных посредников между инвесторами и разработчиками.
http://www.edu.ru/db/portal/e-
http://www.patent-bureau.ru/
Роль лицензионных соглашений в инновационной сфере.
В международной торговле широко распространены лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау".
Лицензионные соглашения, помимо передачи технических знаний, могут предусматривать оказание лицензиатором инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, поставки оборудования и т.п.
Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что они являются менее рискованными по сравнению с прямым инвестированием.
Лицензионные соглашения отражают целый комплекс взаимоотношений, связанных с организацией производства лицензируемой продукции или с использованием лицензируемого процесса. Кроме научно-технических аспектов, комплекс отражает финансовые отношения, производственные отношения по реализации продукции и др. Типовые лицензионные соглашения разрабатываются различными организациями (комиссиями ООН, отраслевыми ассоциациями промышленных фирм и др.). Типичными являются соглашения, представляющие лицензиату право на запатентованное изобретение или технологический процесс вместе с техническими значениями, опытом, "ноу-хау", а также с правом использования товарного знака.
В качестве возмещения на использование предмета соглашения лицензиат уплачивает некоторое вознаграждение.
Различают:
- лицензионные вознаграждения, размер которых определяют на основе фактического экономического результата использования лицензии (это могут быть периодические процентные отношения, участие в прибылях);
- лицензионные вознаграждения, размер которых непосредственно не связан с фактическим использованием лицензий, а заранее устанавливается и указывается в договоре, исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии (первоначальный платеж наличными; национальный платеж; передача ценных бумаг лицензиата; передача встречной технической документации).
Периодические процентные отношения или текущие отношения ("роялти") устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок (в процентах) и выплачиваются лицензиатом через определенные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате). Принципы расчета процентных отношений следующие:
- со стоимости производимой по лицензии продукции;
- с суммы продаж лицензируемой продукции;
- с единицы выпускаемых или реализуемых изделий в виде процента к цене или себестоимости;
- на специально обусловленной базе (например, с установленной мощности запатентованного оборудования, с объема переработанного по запатентованному способу сырья и т. п.).
Ставки текущих отчислений дифференцированы в зависимости от вида лицензии, срока действия соглашения, объема производства лицензируемой продукции, ее реализационных цен, экспортных или внутренних продаж.
В лицензионное соглашение может быть включена оговорка о минимальной сумме вознаграждения, которая в любом случае должна быть выплачена лицензиатом.
Уровень ставок текущих отчислений в современной практике колеблется от 2 до 10 %.
Чаще встречаются ставки в 3-5%.
Твердо зафиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения называется паушальным платежом. Этот платеж устанавливается в следующих случаях:
- при передаче лицензии вместе с поставками оборудования (эта сделка носит единовременный характер, что требует единовременного определения ее стоимости);
- при продаже лицензии на базе секрета производства (как гарантия от убытков в случае его разглашения);
- когда в стране лицензиата имеются затруднения в отношении перевода прибылей и др. Паушальный платеж может производиться в разовом порядке и в рассрочку (например, 50% - после подписания соглашения; 40% - после поставки оборудования и передачи технической документации; 10% - после пуска оборудования).
Первоначальный платеж наличными предусматривает оплату лицензиатом установленной в соглашении суммы в виде единовременного взноса или по частям в течение установленного в соглашении срока или по выполнении определенных условий.
В настоящее время наметилась тенденция к сокращению срока действия лицензионных соглашений, что связано с быстрым моральным старением машин и оборудования и государственным регулированием лицензионных сделок во многих промышленно развитых странах, не допускающих длительных сроков их действия. Наиболее распространены соглашения со сроком действия 5-10 лет.
Результаты инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи "ноу-хау", являются специфическим товаром мирового рынка.
Значение грантов в организации инновационных процессов.
Для организации и управления финансированием инновационной деятельности существуют так называемые донорские организации, которые могут быть как фондом, частным лицом, так и государственным учреждением или компанией и которые безвозмездно предоставляют средства для осуществления конкретного инновационного проекта.
В качестве одной из возможностей привлечения донорского финансирования инновационной деятельности можно выделить бюджетные ассигнования. Правительством предусмотрено выделение средств федерального бюджета на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств на конкурсных началах. При этом в зависимости от направления инновационного проекта формы и размеры бюджетных инвестиций имеют существенные различия.
Право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективные инновационные проекты, связанные в первую очередь с развитием экономики, по которым инноватор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет.
Проекты на конкурс предоставляются в Министерство экономики РФ и должны содержать: бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.
Еще одной альтернативой для финансирования Вашего инновационного проекта является грант. Грант (grant) — средства, безвозмездно передаваемые спонсором организации или частному лицу для осуществления конкретного инновационного проекта.
В России существуют и работают как свои национальные, так и международные донорские организации. Каждый донор работает по своим правилам, с которыми надо считаться и уважать, поскольку речь идет о предоставлении Вам денег и инвестор заботится о том, чтобы они не были потрачены впустую.
Обратим Ваше внимание на то, что у каждой донорской организации существуют свои приоритеты, которые могут включать определенные направления деятельности, предпочтительные типы грантозаявителей, а также региональные предпочтения.
Еще одна трудность заключается в том, что усиливается конкуренция за получение доступа к донорским источникам финансирования, поскольку зачастую средства фондов-грантодателей являются единственным источником поступления новых финансовых средств для многих инновационных проектов.
И помните, что ни одна из организаций не получает от фондов-грантодателей средства на реализацию своих программ автоматически, только потому, что является хорошей организацией, делающей важное дело. Чтобы получить грант, Вам необходимо проделать большую работу.
Начинайте процесс поиска грантовых средств в следующей последовательности:
Определите цели, задачи и ожидаемые результаты Вашей деятельности, а также объем необходимых ресурсов и выделение тех, что уже есть у Вас.
Поищите возможные источники донорского финансирования.
Предварительно отберите доноров, которых может заинтересовать Ваш проект.
Уточните информацию о грантодателях и выберите Вашего основного донора.
Наладьте контакт с представителями выбранного донора.
Составьте предварительную заявку на финансирование и представьте ее в донорскую организацию.
Дождитесь получения подтверждения интереса донора к Вашему проекту.
Предоставьте окончательный пакет заявки донору.
Если Вы думаете, что это все, что в результате Вы точно получите деньги, то Вы безнадежный оптимист! К сожалению, в практике встречаются случаи, когда заявка, которая готовилась в течение нескольких месяцев и уже была рекомендована к финансированию филиалом уважаемой донорской организации в России, по неизвестным причинам в итоге так и не была профинансирована. Так что потенциальный интерес донора еще не говорит о том, что Вы получите грант. Между тем, времени и сил на подготовку заявки у Вас уйдет достаточно много. Подумайте об этом прежде, чем принимать решение об обращении в донорскую организацию.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что сбор информации о донорских организациях является очень важной частью процесса получения гранта. Постарайтесь собрать как можно больше информации о потенциальных грантодателях.
В настоящее время в России существует масса источников информации о фондах, открывающихся конкурсах и других возможностях. Как не утонуть в потоке этой информации и стоит ли со всем знакомиться самому, если Ваша цель лишь найти финансирование и сделать работу?
Самым надежным и оперативным источником информации является Internet. В Internet существуют множество серверов, профессионально занимающихся сбором информации о конкурсах и информирующих о них всех желающих.
Список некоторых ссылок на донорские структуры, осуществляющих поддержку инновационных проектов, Вы можете просмотреть в Приложении.
Тема 9. Роль менеджера
при осуществлении
Поведенческая стратегия
менеджера в инновационной
Поведенческая стратегия менеджера предприятия включает свод основных правил, которыми должен руководствоваться менеджер в своей повседневной деятельности. Одно из обязательных условий эффективной деятельности менеджера — систематическое информирование подчиненных по широкому кругу вопросов. Практические данные подтверждают, что подчиненные могут самостоятельно и продуктивно работать, когда они получают своевременную и полную информацию о стоящих перед ними в настоящее время задачах, о путях и методах, благодаря которым менеджер хочет достигнуть тех или иных целей. На предприятиях, где отсутствует гласность, ходит много слухов и сплетен, создается обстановка нервозности, что отрицательно сказывается на морально-психологическом климате коллектива.
Вместе с тем, широко информируя подчиненных по многим вопросам, менеджер должен не забыть о существовании сведений, представляющих коммерческую тайну конкретного предприятия. К этим сведениям надо относиться весьма бережно. Разглашение их может принести значительный экономический ущерб данному предприятию.
Важнейшим качеством менеджера следует считать объективность в оценке результатов труда подчиненных. Быть объективным довольно сложно, тем более если речь идет о работниках, с которыми менеджер работает в тесном контакте. Безусловно, некоторые работники вызывают чувство симпатии, а другие — антипатии. Нельзя не учитывать и возможного дружеского расположения менеджера к отдельным работникам. Однако при поощрении или наказании, решении вопроса о повышении в должности менеджер должен объективно оценить как достижения, так и промахи своего подчиненного. Необъективность надо считать профессиональным недостатком менеджера предприятия.