Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций

Описание работы

1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

                Тема 1: “Инновационный менеджмент”               

                                    Вопросы:                                   

1. Возникновение,  становление, основные черты

2. Взаимосвязь  инновационного менеджмента с  другими дисциплинами

3. Понятия  инновационного менеджмента

1. Сложность  и многообразие проблем, возникающих  в процессе деятельности

организаций и предприятий, выдвигает перед  менеджментом постоянно растущие

требования.

Обеспечение условий для развития организации, достижения конкурентных

преимуществ в товарно-рыночных позициях, особенно в условиях перемен,

происходящих  в хозяйственной и общественной жизни страны, вызывает

необходимость переоценки взглядов на содержание, роль и значение управления

инновациями. В настоящее время успехи в деятельности предприятий многие

ассоциируют со знаниями, неразрывно связанными с  инновациями и рассматривают

их как  один из важнейших ресурсов, которые  требуют системы управления всем

процессом получения, развития и преобразования знаний в коммерческий продукт

с целью  обеспечения преимуществ перед  конкурентами.

Возникновение инновационного менеджмента неразрывно связано с эволюцией

управленческой  деятельности и местом производителя  в процессе общественного

производства. Ремесленник, например, производя товары, самостоятельно

выполнял  все производственные и управленческие функции. С ростом масштабов

производства  появилось разделение труда, которое  затронуло и сферу управления,

и собственники производства в лице государства  или физических лиц вынуждены

были  передать часть своих функций  наемным работникам - профессиональным

руководителям всех уровней, т.е. менеджерам.

В настоящее  время менеджмент имеет ряд смысловых  значений.

Под менеджментом понимают, прежде всего, хозяйственное  управление

организацией, действующей в условиях рынка, связанное с необходимостью

нахождения  путей и средств ее развития.

     Менеджмент рассматривают и как  управление некоторой самостоятельной

сферой  деятельности. Объектом такого управления может быть персонал

организации, собственно производственная деятельность, техническое развитие,

финансы, инновации и т.п.

Часто под менеджментом понимают совокупность научных знаний и

практического опыта в области управления, которое  носит междисциплинарный

характер, т.к. тесно взаимосвязано с такими науками, как экономика, психология,

социология  и др.

Рассматривая  менеджмент, как управление организацией в целом, мы не можем не

отметить  главную его задачу - это способность  любой организации решать

проблемы  своего развития. В процессе своей деятельности организации пытаются

достичь заранее поставленных целей путем  разработки и реализации

соответствующих стратегий.

Под стратегией обычно понимают концепцию функционирования и развития

организации, способы достижения целей и разрешения возникающих перед

организацией  проблем распределения соответствующих  ресурсов.

     Традиционная стратегия, характерная  прежде всего для плановой  экономики,

акцентирует внимание на факторах внутренней среды  организации, стремясь к

рациональному использованию имеющихся в их распоряжении различных видов

ресурсов. Примером такой стратегии может  служить стратегия, направленная на

снижение  издержек производства. Такой подход имеет право на существование  при

определенных  условиях внешней среды, например, при  наличии высокого спроса на

товар и его дефиците.

Различия  в подходах к управлению, используемых методах, организационных

навыках даже при использовании определенной стратегии часто приводят к

различным результатам. Одни предприятия длительное время процветают, в то

время как другие сдают свои позиции на рынке. Безусловно, организации

существенно различаются по своим возможностям, но правильный выбор стратегии

обеспечивает  им конкурентные преимущества.

     Конкурентоспособность предприятий  зависит от многих факторов - как

внутреннего характера, так и внешнего окружения, а значит, современное

управление  требует не только эффективного использования  ресурсов, но и учета

рыночной  конъюнктуры и сложившихся пропорций  на рынке. Поэтому способность

предприятий к совершенствованию приобретает в условиях конкурентной борьбы

решающее  значение. Именно усиление конкуренции  стало одним из факторов

возникновения и становления инновационного менеджмента.

М. Портер, анализируя конкурентные преимущества предприятий в различных

странах, пришел к выводу, что конкурентоспособность предприятий в конечном

счете обуславливает приоритетное положение  данного государства при

производстве  того или иного продукта, в то время как стратегии этих

организаций существенно различаются, о чем  можно судить по следующим данным

(рис. 1)

                                     основанная 

на ресурсах                        на                                 на

на

накопленных              инвестициях          инновациях

богатствах

Стратегия обеспечения конкурентоспособности в странах мира.

Стратегия, ориентированная на рациональное использование  природных и

климатических ресурсов, характерна для таких стран, как Кувейт, Канада,

Венгрия, Австралия и т.д.

Стратегия, основанная на богатствах, характерна для ряда фирм стран Европы,

имевших колонии в других частях света.

Инвестиционная  стратегия характерна для азиатских  стран, где упор делается на

привлечение инвестиций, использование дешевой  рабочей силы, льготное

налогообложение.

Инновационная стратегия характерна для США, Японии, Германии, многие фирмы

которых являются лидерами в технологии производства продукции и формируют

“стандарты” деятельности других стран.

Успех организаций в конкурентной борьбе М. Портер связывал с 4 группами

факторов, которые формируют среду ее функционирования, и сформулировал три

принципа, обеспечивающих конкурентные преимущества.

Во-первых - это улучшения, новшества, перемены, которые проявляются в новых

товарах, производственном процессе, способе  организации, т.е. практически в

любом виде деятельности в процессе создания ценностей.

Во-вторых, конкурентное преимущество может быть потеряно, а потому оно должно

поддерживаться  путем непрерывного поиска более  эффективного ведения дела и

постоянного внесения изменений в поведение  фирмы в рамках ее общей стратегии.

В-третьих, конкурентные преимущества затрагивают  всю систему ценностей.

Можно выделить две группы факторов, которые  обеспечивают успех организации  в

конкурентной  борьбе.

Первая  группа связана с “превосходством  в ресурсах”, которыми располагает

предприятие: более производительное оборудование, прогрессивные технологии,

доступ  к источникам сырья, лучшая система  сбыта и обслуживания и т.п.

Вторая  группа связана с “преимуществами  в умении”, т.е. способностями

менеджмента (здесь менеджмент понимается как группа лиц, осуществляющих в

рамках  организации управленческие функции) рационально использовать имеющиеся

ресурсы. Поэтому , главная цель менеджмента  в этих условиях состоит в умении

накапливать знания и превращать их в конкретные преимущества. Именно знания

многие  авторы называют “неосязаемыми активами”, которые являются важным

фактором  развития и адаптации организаций  к внешней среде.

Влияние знаний на успех организации общепризнанно, но важен не сам процесс

накопления  знаний, а использование последних в новых процессах, услугах,

новых технологиях, способах производства, т.е. знания в настоящее время

рассматриваются как один из ресурсов организации, которыми необходимо

управлять.

С этой целью особое внимание уделяется  внутренней инновационной среде

организации, в формировании которой всевозрастающую  роль, наряду с

общепризнанным  инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом),

приобретает умение организовать весь процесс получения  знаний и трансформации

этих  знаний в продукт, имеющий спрос на рынке (рис. 2).

Уже сейчас такие фирмы как General Motors, Rank Xerox, Philips Morris и др.

Включили  знания в сферу своего внимания и  направляют в них от 3.5% до 10%

своих доходов, а инновации в управленческой сфере проявляются в появлении,

например, постов вице-президента по трансферту знаний, по интеллектуальному

капиталу, менеджера по обмену знаниями и др.

Конкурентные  преимущества или успех в выбранной  стратегии всегда связаны с

осуществлением  определенных перемен, которые затрагивают  всех членов данной

организации. Исходя из ряда условий (цели, типа экономики  и др.), стратегия

может быть либо привилегией руководства, либо инициативой сотрудников. Но в

Информация о работе Инновационный менеджмент