Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций

Описание работы

1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий); закономерности

процесса  внедрения и т.п.

Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман,

Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б.Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс  и др.), трактуют это

понятие в зависимости от объекта и  предмета своего исследования. Например, Б.

Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или  идея

приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это

совокупность  технических, производственных и коммерческих мероприятий,

приводящих  к появлению на рынке новых  и улучшенных промышленных процессов  и

оборудования. По мнению Б. Санто, инновация - это такой  общественно-технико-

экономический процесс, который через практическое использование идей и

изобретений приводит к созданию лучших по своим  свойствам изделий,

технологий, и в случае, если инновация ориентирована  на экономическую выгоду,

прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпетер

трактует  инновацию как новую научно-организационную комбинацию

производственных  факторов, мотивированную предпринимательским  духом. Во

внутренней  логике нововведений - новый момент динамизации экономического

развития.

Анализ  различных определений инновации  приводит к выводу, что специфическое

содержание  инновации составляют изменения, а  главной функцией инновационной

деятельности  является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1) использование  новой техники, новых технологических  процессов или нового

рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

2) внедрение  продукции с новыми свойствами;

3) использование  нового сырья;

4) изменения  в организации производства и  его материально-технического

обеспечения;

5) появление  новых рынков сбыта.

Эти положения  И. Шумпетер сформулировал еще в 1911-м году. Позднее, в 30-е

годы, он уже ввел понятие инновации, поясняя  его как изменение с целью

внедрения и использования новых видов  потребительских товаров, новых

производственных  и транспортных средств, рынков и форм организации в

промышленности.

Иногда  инновация трактуется как процесс. В этом случае акцент делается на

том, что  нововведение развивается во времени  и имеет отчетливо выраженные

стадии.

Методология системного описания инноваций в  условиях рыночной экономики

базируется  на международных стандартах. Для  координации работ по сбору,

обработке и анализу информации о науке  и инновациях в рамках Организации

экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа

национальных  экспертов по показателям науки и техники, которая разработала

Руководство Фраскати (“Предлагаемая стандартная  практика для обследования

исследований  и экспериментальных разработок”). Этот документ носит название в

связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати

(Италия) в 1963 г.

Положения Руководства Фраскати периодически уточняются, что обусловлено

изменениями в стратегии научно-технической  политики на национальном и

международном уровнях, в организации научных  исследований и разработок.

Последняя редакция Руководства Фраскати принята в 1993 г. В ней содержатся

основные  понятия, относящиеся к научным  исследованиям и разработкам; из

состав  и границы; методика измерения численности  персонала, занятого

исследованиями  и разработками, и др.

Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на

рекомендациях, принятых в Осло в 1992 г. Она получила название “Руководство

Осло”.

В соответствии с международными стандартами инновация  определяется как

конечный  результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде

нового  или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или

усовершенствованного  технологического процесса, используемого  в практической

деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация может быть рассмотрена как динамическом так и в статистическом

аспекте. В последнем случае инновация  рассматривается как конечный результат

научно-производственного  цикла.

Термины “инновация” и “инновационный процесс” близки, но не однозначны.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением

инноваций.

Создатели инноваций (новаторы) руководствуются  такими критериями, как

жизненный цикл изделия и экономическая  эффективность. Их стратегия направлена

на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано

уникальным  в определенной области.

Научно-технические  разработки и нововведения выступают  как промежуточный

результата  научно-производственного цикла  и по мере практического применения

превращаются  в научно-технические инновации - конечный результат.  Научно-

технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с

целью его практического использования, а научно-технические инновации - это

материализация  новых идей и знаний, открытий, изобретений  и научно-

технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой

реализации  для удовлетворения определенный запросов потребителей.

Непременными  свойствами инновации являются научно-техническая  новизна и

производственная  применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к

инновации выступает как потенциальное  свойство, для достижения которого

необходимы  определенные усилия.

Следовательно инновацию необходимо рассматривать  неразрывно с инновационным

процессом. Инновации в равной мере присущи  все три свойства: научно-

техническая новизна, производственная применимость и коммерческая

реализуемость.

Коммерческий  аспект определяет инновацию как  экономическую необходимость,

осознанную  через потребности рынка. Обратим  внимание на два момента:

“материализацию” инновации, изобретений и разработок в новые технически

совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда,

технологии  и организации производства и  “коммерциализацию”, превращающую их в

источник  дохода.

На практике понятия новшество, новация, нововведение нередко отождествляются,

хотя  между ними есть и некоторые различия.

     Новшеством  может быть новый  порядок, новый метод, изобретение. 

Нововведение  означает, что новшество используется. С момента принятия к

распространению  новшество приобретает новое качество и становится

инновацией.

Следовательно, научно-технические инновации должны:

1) обладать  новизной;

2) удовлетворять  рыночному спросу;

3) приносить  прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью

инновационного  процесса (ИП).

Различают три логические формы инновационного процесса: простой

внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный),

расширенный. Простой внутриорганизационный  ИП предполагает создание и

использование новшества внутри одной и той  же организации, новшество в этом

случае  не принимает непосредственно товарной формы. При простом

межорганизационном  процессе новшество выступает как  предмет купли-продажи.

Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и

производителя от функции его потребителя. Расширенный  инновационный процесс

проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении

монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию

совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях

товарного инновационного процесса действуют  как минимум два хозяйствующих

субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь)

нововведения. Если новшество - технологический процесс, его производитель и

потребитель могут совмещаться в одном  хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит  в товарный за две фазы: 1) создание

новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза - это

последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ,

организация опытного производства и сбыта, организация  коммерческого

производства. На первой фазе еще не реализуется  полезный эффект нововведения,

а только создаются предпосылки такой  реализации. На второй фазе общественно-

полезный  эффект перераспределяется между производителями  нововведения, а

также между производителями и потребителями.

Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость

которого  зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей

восприятия  информации хозяйствующими субъектами, их способностей к

Информация о работе Инновационный менеджмент