Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций
1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента
жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий); закономерности
процесса внедрения и т.п.
Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман,
Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б.Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это
понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б.
Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея
приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это
совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий,
приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и
оборудования. По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-
экономический процесс, который через практическое использование идей и
изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий,
технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду,
прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпетер
трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию
производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во
внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического
развития.
Анализ
различных определений
содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной
деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1) использование
новой техники, новых
рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и его материально-технического
обеспечения;
5) появление новых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911-м году. Позднее, в 30-е
годы, он уже ввел понятие инновации, поясняя его как изменение с целью
внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых
производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в
промышленности.
Иногда инновация трактуется как процесс. В этом случае акцент делается на
том, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные
стадии.
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики
базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору,
обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа
национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала
Руководство Фраскати (“Предлагаемая стандартная практика для обследования
исследований
и экспериментальных
связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати
(Италия) в 1963 г.
Положения Руководства Фраскати периодически уточняются, что обусловлено
изменениями
в стратегии научно-
международном уровнях, в организации научных исследований и разработок.
Последняя редакция Руководства Фраскати принята в 1993 г. В ней содержатся
основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам; из
состав и границы; методика измерения численности персонала, занятого
исследованиями и разработками, и др.
Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на
рекомендациях, принятых в Осло в 1992 г. Она получила название “Руководство
Осло”.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как
конечный
результат инновационной
нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или
усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической
деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновация может быть рассмотрена как динамическом так и в статистическом
аспекте. В последнем случае инновация рассматривается как конечный результат
научно-производственного цикла.
Термины “инновация” и “инновационный процесс” близки, но не однозначны.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением
инноваций.
Создатели инноваций (новаторы) руководствуются такими критериями, как
жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена
на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано
уникальным в определенной области.
Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный
результата
научно-производственного
превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Научно-
технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с
целью
его практического
материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-
технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой
реализации для удовлетворения определенный запросов потребителей.
Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и
производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к
инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого
необходимы определенные усилия.
Следовательно инновацию необходимо рассматривать неразрывно с инновационным
процессом. Инновации в равной мере присущи все три свойства: научно-
техническая новизна, производственная применимость и коммерческая
реализуемость.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость,
осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента:
“материализацию” инновации, изобретений и разработок в новые технически
совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда,
технологии и организации производства и “коммерциализацию”, превращающую их в
источник дохода.
На практике понятия новшество, новация, нововведение нередко отождествляются,
хотя между ними есть и некоторые различия.
Новшеством может быть новый
порядок, новый метод,
Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к
распространению новшество приобретает новое качество и становится
инновацией.
Следовательно,
научно-технические инновации
1) обладать новизной;
2) удовлетворять рыночному спросу;
3) приносить прибыль производителю.
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью
инновационного процесса (ИП).
Различают три логические формы инновационного процесса: простой
внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный),
расширенный. Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и
использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом
случае
не принимает непосредственно
межорганизационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи.
Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и
производителя от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс
проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении
монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию
совершенствованию
потребительских свойств
товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих
субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь)
нововведения. Если новшество - технологический процесс, его производитель и
потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой
инновационный процесс
новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза - это
последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ,
организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого
производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения,
а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-
полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а
также
между производителями и
Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость
которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей
восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к