Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций
1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента
Ядро технологического уклада: электронная промышленность, выч. Техника,
программное обеспечение, авиапром-ть, инф. услуги, производство и потребление
газа.
Ключевой фактор уклада: микроэлектронные компоненты.
Формирующееся ядро нового
техника, тонкая химия.
Основные преимущества: индивидуализация производства и потребления,
повышение гибкости и расширение разнообразия, преобладание экологических
ограничений, деурбанизация размещения производства и населения в малых городах
на основе транспортных и телекоммуникационных технологий.
Режимы экономического регулирования в странах-лидерах: снижение роли
государственного регулирования, государственное регулирование стратегических
видов информационных и коммуникационных инфраструктур.
Международные режимы
мировой экономической системы, создание региональных блоков, становление новых
институтов
глобального регулирования
Основные экономические
средних фирм на основе информационных технологий, интеграция производства и
сбыта.
Организация инновационной
интеграция НИОКР, проектирования и обучения, создание вычислительных сетей,
проведение совместных исследований, государственная поддержка новых технологий.
2. Формирование
замысла, подготовка и
изменений называется инновационным процессом. Содержание инновационного
процесса охватывает этапы создания как новшества, так и нововведения. Этапы
создания новшества включают следующие стадии:
· фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению
проблемы;
· прикладные исследования и экспериментальные модели;
· экспериментальные разработки, определение технических параметров,
проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка;
· первичное освоение, подготовка производства, запуск и управление освоенным
производством, поставка продукции;
· потребление и устаревание, необходимая ликвидация устаревшего производства
и создание вместо него нового.
Представленный таким образом инновационный процесс в полной мере отражает
жизненный цикл нового продукта. Жизненный цикл - стадийность процесса,
единство его начала и конца.
Применительно к нововведению, как процесса переноса новшества в сферу
применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в
себя стадии:
· зарождение
- осознание потребности и
разработка новшества;
· освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление
производственных изменений;
· диффузия - распространение, тиражирование и многогранное повторение на
других объектах;
· рутинизация - реализация нововведения в стабильных, постоянно
функционирующих
элементах соответствующих
Нововведение как процесс, не может считаться полностью завершенным на одной
из этих стадий. С другой стороны жизненный цикл может прекратиться на стадии
использования, если не сомкнется с нововведением.
Таким образом, оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и
невозможны один без другого. Оба жизненных цикла охватываются общим понятием
инновационного процесса и основное отличие между ними заключается в том, что
в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом -
процесс её коммерциализации.
Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены на рис.
2.2.
Процесс перевода новшества в нововведение требует затрат различных ресурсов,
основными из которых являются инвестиции и время.
Для анализа этой модели следует абстрагироваться от факторов обратной связи
между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ - ОС, который
может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоятельность каждой из
фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т.д.
Начальной стадией инновационного процесса является фундаментальное
исследование, связанное с понятием научной деятельности. Разумеется, и каждый
отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС, и П) насыщен научной
деятельностью, связанной с ФИ.
НАУЧНАЯ РАБОТА - ЭТО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА
ПОЛУЧЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКУ НОВЫХ, ОРИГИНАЛЬНЫХ, ДОКАЗАТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ И
ИНФОРМАЦИИ. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью,
доказательностью.
Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП.
Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и
стандартными приемами.
Если говорить о конечном результате ФИ, то необходимо выделить
исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку
новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области
теории вопроса.
ФИ не
связано непосредственно с
именно оно составляет фундамент инновационного процесса. Вместе с тем
необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями
практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.
ФИ, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не
сразу. Развитие может осуществляться по схеме рис.2.3.
ФИ1
ФИ
_____
ФИ2
Рис.2.3. Схема развития фундаментальных исследований
Только некоторые ФИ воплощаются в ПИ - Р - ПР и т.д. Примерно 90 % тем ФИ
могут иметь отрицательный результат. Из оставшихся 10% с положительным
результатом не все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие
процесса (теории вопроса).
Иную целенаправленность имею прикладные исследования (ПИ).
Это “овеществление знаний”, их преломление в процессе производства, передача
нового продукта, технологической схемы и т.д.
В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования и
процесс плавно переходит в фазы: проектирование, строительство, освоение,
промышленное производство. Фазы М и Сб связаны с коммерческой реализацией
результатов инновационного процесса.
Т.о., инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного
процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.
3. Особенности
инновационных процессов
нововведений, образующих данные процессы. В свою очередь классификация
нововведений позволяет реализующей их организации:
· обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения,
определение его места среди других, а также возможностей и ограничений;
· обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и
инновационной стратегией;
· обеспечить программное планирование и системное управление нововведением на
всех стадиях его жизненного цикла;
· разработать
соответствующий
реализации нововведения и замены его новым в целях обеспечения
стратегических задач организации;
· выработать соответствующий механизм компенсации (преодоление
антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить воздействие нововведения
на устойчивость и равновесие системы.
В литературе приведен ряд классификаций инноваций. Например, А.И. Пригожин
предлагает типологию нововведений по 9 признакам:
1) по типу новшества:
n материально-технические;
n экономические;
n организационно-управленческие;
n правовые;
n педагогические
С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации
материально-технические инновации включают:
n инновации-продукты;
n инновации-процессы.
Продуктовые инновации
повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (это возможно при
условии
объективно существующего
активной сбытовой и рекламной политики, формирующей повышенный интерес к
новинке, но это кратковременно), так и за счет увеличения объёма продаж
(фирма разрабатывает и предлагает на существующем товарном рынке
привлекательные, высокоэффективные продукты, переключая тем самым спрос на себя