Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций

Описание работы

1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

     Ядро технологического уклада: электронная  промышленность, выч. Техника,

программное обеспечение, авиапром-ть, инф. услуги, производство и потребление

газа.

     Ключевой фактор уклада: микроэлектронные  компоненты.

     Формирующееся ядро нового технологического: биотехнологии, космическая

техника, тонкая химия.

     Основные преимущества: индивидуализация производства и потребления,

повышение гибкости и расширение разнообразия, преобладание экологических

ограничений, деурбанизация размещения производства и населения в малых городах

на основе транспортных и телекоммуникационных технологий.

     Режимы экономического регулирования в странах-лидерах: снижение роли

государственного  регулирования, государственное регулирование  стратегических

видов информационных и коммуникационных инфраструктур.

     Международные режимы экономического  регулирования: полицентричность

мировой экономической системы, создание региональных блоков, становление новых

институтов  глобального регулирования экономической  активности.

     Основные экономические институты:  международная интеграция мелких  и

средних фирм на основе информационных технологий, интеграция производства и

сбыта.

     Организация инновационной деятельности  в странах-лидерах: горизонтальная

интеграция  НИОКР, проектирования и обучения, создание вычислительных сетей,

проведение  совместных исследований, государственная поддержка новых технологий.

2. Формирование  замысла, подготовка и постепенное  осуществление инновационных

изменений называется инновационным процессом. Содержание инновационного

процесса  охватывает этапы создания как новшества, так и нововведения. Этапы

создания  новшества включают следующие стадии:

· фундаментальные  исследования и разработка теоретического подхода к решению

проблемы;

· прикладные исследования и экспериментальные  модели;

· экспериментальные  разработки, определение технических  параметров,

проектирование  изделий, изготовление, испытание, доводка;

· первичное  освоение, подготовка производства, запуск и управление освоенным

производством, поставка продукции;

· потребление  и устаревание, необходимая ликвидация устаревшего производства

и создание вместо него нового.

Представленный  таким образом инновационный  процесс в полной мере отражает

жизненный цикл нового продукта. Жизненный цикл - стадийность процесса,

единство  его начала и конца.

Применительно к нововведению, как  процесса переноса новшества в сферу

применения, содержание жизненного цикла несколько  отличается и включает в

себя  стадии:

· зарождение - осознание потребности и возможности  изменений, поиск и

разработка  новшества;

· освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление

производственных  изменений;

· диффузия - распространение, тиражирование и  многогранное повторение на

других  объектах;

· рутинизация - реализация нововведения в стабильных, постоянно

функционирующих элементах соответствующих объектов.

Нововведение  как процесс, не может считаться полностью завершенным на одной

из этих стадий. С другой стороны жизненный  цикл может прекратиться на стадии

использования, если не сомкнется с нововведением.

Таким образом, оба жизненных цикла  взаимосвязаны, взаимообусловлены  и

невозможны один без другого. Оба жизненных цикла охватываются общим понятием

инновационного  процесса и основное отличие между  ними заключается в том, что

в одном  случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом -

процесс её коммерциализации.

Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены на рис.

2.2.

Процесс перевода новшества в нововведение требует затрат различных ресурсов,

основными из которых являются инвестиции и  время.

Для анализа  этой модели следует абстрагироваться от факторов обратной связи

между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ - ОС, который

может продолжаться свыше 10 лет, и относительную  самостоятельность каждой из

фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т.д.

Начальной стадией инновационного процесса является фундаментальное

исследование, связанное с понятием научной  деятельности. Разумеется, и каждый

отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС, и  П) насыщен научной

деятельностью, связанной с ФИ.

     НАУЧНАЯ РАБОТА - ЭТО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА

ПОЛУЧЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКУ НОВЫХ, ОРИГИНАЛЬНЫХ, ДОКАЗАТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ И

ИНФОРМАЦИИ. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью,

доказательностью.

Характерно, что количество новых сведений и  информации убывает от ФИ к ПП.

Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и

стандартными  приемами.

Если  говорить о конечном результате ФИ, то необходимо выделить

исследовательскую деятельность, направленную на получение  и переработку

новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области

теории  вопроса.

ФИ не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако

именно  оно составляет фундамент инновационного процесса. Вместе с тем

необходимость теоретических исследований может  быть обусловлена потребностями

практики  и синтезом предыдущих знаний о предмете.

ФИ, как  правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не

сразу. Развитие может осуществляться по схеме  рис.2.3.

ФИ1                                      ФИ3         <

ФИ                                                                     ФИ4

_____

ФИ2                                       ФИ5      ...........

Рис.2.3. Схема развития фундаментальных  исследований

Только  некоторые ФИ воплощаются в ПИ - Р - ПР и т.д. Примерно 90 % тем ФИ

могут иметь отрицательный результат. Из оставшихся 10% с положительным

результатом не все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие

процесса (теории вопроса).

Иную  целенаправленность имею прикладные исследования (ПИ).

Это “овеществление знаний”, их преломление в процессе производства, передача

нового  продукта, технологической схемы  и т.д.

В результате разработок создаются конструкции  новых машин и оборудования и

процесс плавно переходит в фазы: проектирование, строительство, освоение,

промышленное  производство. Фазы М и Сб связаны  с коммерческой реализацией

результатов инновационного процесса.

Т.о., инновационный  менеджер имеет дело с различными фазами инновационного

процесса  и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

3. Особенности  инновационных процессов обуславливаются  преобладающим типом

нововведений, образующих данные процессы. В свою очередь классификация

нововведений  позволяет реализующей их организации:

· обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения,

определение его места среди других, а также  возможностей и ограничений;

· обеспечить эффективную взаимосвязь между  конкретным видом нововведения и

инновационной стратегией;

· обеспечить программное планирование и системное  управление нововведением на

всех  стадиях его жизненного цикла;

· разработать  соответствующий организационно-экономический  механизм

реализации  нововведения и замены его  новым  в целях обеспечения

стратегических  задач организации;

· выработать соответствующий механизм компенсации (преодоление

антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить  воздействие нововведения

на устойчивость и равновесие системы.

В литературе приведен ряд классификаций инноваций. Например, А.И. Пригожин

предлагает  типологию нововведений по 9 признакам:

1) по  типу новшества:

n   материально-технические;

n   экономические;

n   организационно-управленческие;

n   правовые;

n   педагогические

С точки  зрения влияния на достижение экономических  целей организации

материально-технические  инновации включают:

n   инновации-продукты;

n   инновации-процессы.

     Продуктовые инновации позволяют  обеспечить рост прибыли как  за счет 

повышения цены на новые продукты или модификацию  прежних (это возможно при

условии объективно существующего неудовлетворенного спроса и проведении

активной  сбытовой и рекламной политики, формирующей  повышенный интерес к

новинке, но это кратковременно), так и  за счет увеличения объёма продаж 

(фирма  разрабатывает и предлагает на  существующем товарном рынке

привлекательные, высокоэффективные продукты, переключая тем самым спрос на себя

Информация о работе Инновационный менеджмент