Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций
1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента
и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы,
производственную
культуру, систему адекватного
природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а так же
систему
социально-экономических
Технология (обобщающее понятие объекта инновационного рынка) становится
товаром лишь при определенных условиях и на определенной стадии продвижения
идеи.
Технологическое предложение, не обладающее достаточным потенциалом трансфера
и коммерциализуемости, отсеиваются в процессе внутренней и внешней
экспертизы.
Рынок
инноваций характеризуется
1) он
традиционно является новым
разработанного товара приходится иметь дело с незнакомыми потребителями;
2) он является малоэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой
политики на объем сбыта;
3) он
характеризуется ограниченным
Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного
сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании. Во многих
случаях создание не влечет за собой спроса, поскольку характерной
особенностью для нее является высокая степень рыночной и технологической
неопределенности.
Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации
относительно
характера и степени
с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально
новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его
неосведомленности о своих запросах.
Технологическая
производителя уверенности в том, сможет ли продукция удовлетворить осознанные
запросы потенциальных потребителей.
В настоящее время все высокотехнологичные фирмы развитых стран вырабатывают и
тщательно соблюдают выгодные для них правила передачи технологии, которые
даже приобретают характер технологической стратегии. Можно выделить две
ориентации, которых может придерживаться фирма - производитель:
а) ориентация на продукт, основанная на технологическом предложении;
б) технико-рыночная ориентация, основанная на изучении рыночного спроса.
Продуктовая ориентация имела широкое распространение в тот период,
когда позиции потребителя по отношению к производителю были достаточно слабы, и
он вынужден был принимать продукцию в том виде и такого качества, какими для
себя представлял их производитель.
Распространенным недостатком подобной ориентации является неадекватная оценка
потребностей сферы потребления и собственного производства со стороны фирмы.
Она, как правило, не обладает (и не стремится обладать) достаточной
информацией о потребителях, их предпочтениях, а также о наиболее острых
проблемах собственного производства.
Такая оценка характерна, как правило, для идей, разработок и продуктов,
инициируемых и осваиваемых самими авторами инноваций, будь то отдельные
ученые или исследовательские группы. Авторы обычно переоценивают практическую
полезность имеющегося у них исследовательского результата, исходят их
заведомо оптимистического взгляда на значимость своих исследований они,
будучи учеными, получают не столько от сферы потребления, сколько от процесса
саморазвития науки и научных знаний.
Смещение на макроуровне в 50-х годах нашего века баланса сил в сторону
потребителя обусловило усиление внимания к его требованиям.
В рамках технико-рыночной ориентации процесс нововведения
рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в
сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в
носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после
согласования самой технологии и удовлетворяемой потребности.
Такое поведение важно и по той причине, что имеются многочисленные
свидетельства того, как по словам Дж. Брайта “наиболее значимое применение
новой техники и технологии не всегда осуществлялось там, где оно впервые
наблюдалось;
научно-технические
тем целям, о которых и не помышляли в момент зарождения нововведения”.
В качестве правил, которыми необходимо руководствоваться при разработке
инновационных
решений целесообразно
· тщательное изучение потребностей рынка перед выходом на него с продукцией;
· сотрудничество с потенциальными потребителями, для которых качество
продукции, готовность предоставления услуг и отклик на спрос важнее самих
технических разработок;
· оперативный отбор момента выхода на рынок, широкое использование
дифференциации, стремление к тому, чтобы разработки опережали, а не догоняли
спрос.
2. Передача
технологии может
способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и
некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной и
международной.
Формы передачи технологии на некоммерческой основе:
n
информационные массивы
патенты, справочники;
n конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы;
n обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов,
осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями;
n
миграция ученых и
n
перекрестное лицензирование
Основной поток технологии в некоммерческой форме приходится на
некоммерческую, непатентоспособную информацию -фундаментальные исследования,
научные
открытия и незапатентованные
Некоммерческие формы передачи технологии, в т.ч. внутрифирменный трансфер,
осуществляются свободно и не нуждаются в договорно-правовом оформлении и
регламентации.
Основными формами коммерческой передачи информации являются:
n
продажа технологии в
технологических линий;
n
прямые инвестиции и
модернизация, модернизация предприятия, фирм, производств;
n портфельные инвестиции, в т.ч. современные предприятия, если они
сопровождаются потоком инвестиционных товаров, а также лизингом;
n продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности,
кроме товарных знаков, знаков обслуживания;
n
продажа лицензий на
“ноу-хау”, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные к
передаваемым оборудованию и технике документы, инструкции, чертежи, схемы,
спецификации, технологические карты, а также обучение специалистов,
консультационное сопровождение, экспертиза;
n
совместное проведение ОКР,
n инжиниринг.
По направлению передачи
передачу.
Вертикальная передача - это межорганизационный процесс, осуществляемый по
стадиям цикла “исследование - производство”.
Горизонтальная передача - внутриорганизационный процесс передачи
информации из одной научной области в другую.
На практике
эти формы могут
По количеству участников и степени их участия различают активные и
пассивные виды передачи.
При активной передаче посредником между передающими обязательно
выступает какая-либо нейтральная организация, которая берет на себя обязанности
помочь
передающему найти более
При пассивной - производитель технологии сам ищет себе партнера, беря на
себя все риски как инициирования инноваций, так и их коммерческой реализации.
В данном случае трудно обойтись без специализированных услуг проектно- и
бизнес- консультирования, т.к. разработчики сами не обладают необходимыми
умениями и знаниями.
Существуют и другие формы передачи технологии:
· имитационная - ведущая к поддержке процесса производства без
его коренного изменения;
· адаптивная - приспосабливающая производство к новой технике
без его существенного изменения;
· инновационная, требующая полного изменения производства.
3. Современный
инновационный менеджмент как
вид управленческой
основан
на принятии решений. Для повышения
эффективности целей