Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций

Описание работы

1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы,

производственную  культуру, систему адекватного управления, социальную и

природную среду, в которой реализуется  технологический процесс, а так  же

систему социально-экономических последствий (прежде всего экологических).

Технология  (обобщающее понятие объекта инновационного рынка) становится

товаром лишь при определенных условиях и  на определенной стадии продвижения

идеи.

Технологическое предложение, не обладающее достаточным  потенциалом трансфера

и коммерциализуемости, отсеиваются в процессе внутренней и внешней

экспертизы.

Рынок инноваций характеризуется рядом  отличительных особенностей:

1) он  традиционно является новым для  входящей на рынок фирмы: в  силу новизны

разработанного  товара приходится иметь дело с незнакомыми потребителями;

2) он  является малоэластичным, вследствие  ограниченного влияния ценовой

политики  на объем сбыта;

3) он  характеризуется ограниченным количеством  покупателей и продавцов.

Спрос на инновационную продукцию может  исходить из собственно научного

сообщества, промышленности или от общества в  широком его понимании. Во многих

случаях создание не влечет за собой спроса, поскольку характерной

особенностью  для нее является высокая степень  рыночной  и технологической

неопределенности.

     Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации

относительно  характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка

с помощью  новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально

новой продукции трудно предусмотреть  реакцию потребителя из-за его

неосведомленности о своих запросах.

     Технологическая неопределенность  заключается в отсутствии у

производителя уверенности в том, сможет ли продукция  удовлетворить осознанные

запросы потенциальных потребителей.

В настоящее  время все высокотехнологичные фирмы развитых стран вырабатывают и

тщательно соблюдают выгодные для них правила  передачи технологии, которые

даже  приобретают характер технологической  стратегии. Можно выделить две

ориентации, которых может придерживаться фирма - производитель:

а) ориентация на продукт, основанная на технологическом  предложении;

б) технико-рыночная ориентация, основанная на изучении рыночного  спроса.

     Продуктовая ориентация имела  широкое распространение в тот  период,

когда позиции потребителя по отношению к производителю были достаточно слабы, и

он вынужден был принимать продукцию в  том виде и такого качества, какими для

себя  представлял их производитель.

Распространенным  недостатком подобной ориентации является неадекватная оценка

потребностей  сферы потребления и собственного производства со стороны фирмы.

Она, как  правило, не обладает (и не стремится  обладать) достаточной

информацией о потребителях, их предпочтениях, а  также о наиболее острых

проблемах собственного производства.

Такая оценка характерна, как правило, для идей, разработок и продуктов,

инициируемых  и осваиваемых самими авторами инноваций, будь то отдельные

ученые  или исследовательские группы. Авторы обычно переоценивают практическую

полезность  имеющегося у них исследовательского результата, исходят их

заведомо  оптимистического взгляда на значимость своих исследований они,

будучи  учеными, получают не столько от сферы  потребления, сколько от процесса

саморазвития  науки и научных знаний.

Смещение  на макроуровне в 50-х годах нашего века баланса сил в сторону

потребителя обусловило усиление внимания к его  требованиям.

В рамках технико-рыночной ориентации процесс  нововведения

рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в

сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в

носителя  технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после

согласования  самой технологии и удовлетворяемой  потребности.

Такое поведение важно и по той причине, что имеются многочисленные

свидетельства того, как по словам Дж. Брайта “наиболее значимое применение

новой техники и технологии не всегда осуществлялось там, где оно впервые

наблюдалось; научно-технические нововведения часто  служат наиболее эффективно

тем целям, о которых и не помышляли в  момент зарождения нововведения”.

В качестве правил, которыми необходимо руководствоваться  при разработке

инновационных решений целесообразно выделять:

· тщательное изучение потребностей рынка перед  выходом на него с продукцией;

· сотрудничество с потенциальными потребителями, для которых качество

продукции, готовность предоставления услуг и  отклик на спрос важнее самих

технических разработок;

· оперативный  отбор момента выхода на рынок, широкое  использование

дифференциации, стремление к тому, чтобы разработки опережали, а не догоняли

спрос.

2. Передача  технологии может осуществляться  в различных формах, разными

способами и по разным каналам. Она может  передаваться на коммерческой и

некоммерческой  основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной  и

международной.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе:

n   информационные массивы специальной  литературы, компьютерные банки  данных,

патенты, справочники;

n    конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы;

n    обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов,

осуществляемые  на паритетных основах университетами, фирмами, организациями;

n   миграция ученых и специалистов;

n   перекрестное лицензирование на  паритетной основе.

Основной  поток технологии в некоммерческой форме приходится на

некоммерческую, непатентоспособную информацию -фундаментальные  исследования,

научные открытия и незапатентованные изобретения.

Некоммерческие  формы передачи технологии, в т.ч. внутрифирменный трансфер,

осуществляются  свободно и не нуждаются в договорно-правовом оформлении и

регламентации.

Основными формами коммерческой передачи информации являются:

n   продажа технологии в материализованном  виде - станков, оборудования,

технологических линий;

n   прямые инвестиции и сопровождающие  их строительство, реконструкция,

модернизация, модернизация предприятия, фирм, производств;

n   портфельные инвестиции, в т.ч.  современные предприятия, если  они

сопровождаются  потоком инвестиционных товаров, а  также лизингом;

n   продажа лицензий на все виды  запатентованной промышленной собственности,

кроме товарных знаков, знаков обслуживания;

n   продажа лицензий на запатентованные  виды промышленной собственности  -

“ноу-хау”, секреты производства, технологический  опыт, сопроводительные к

передаваемым  оборудованию и технике документы, инструкции, чертежи, схемы,

спецификации, технологические карты, а также  обучение специалистов,

консультационное  сопровождение, экспертиза;

n   совместное проведение ОКР, научно-производственная  кооперация;

n   инжиниринг.

     По направлению передачи технологий выделяют вертикальную и горизонтальную

передачу.

     Вертикальная передача - это межорганизационный  процесс, осуществляемый по

стадиям цикла “исследование - производство”.

     Горизонтальная передача - внутриорганизационный  процесс передачи

информации из одной научной области в другую.

На практике эти формы могут взаимодополнять  друг друга.

     По количеству участников и  степени их участия различают  активные и

пассивные виды передачи.

При активной передаче посредником между передающими  обязательно

выступает какая-либо нейтральная организация, которая берет на себя обязанности

помочь  передающему найти более выгодного  покупателя его технологии.

При пассивной - производитель технологии сам ищет себе партнера, беря на

себя  все риски как инициирования инноваций, так и их коммерческой реализации.

В данном случае трудно обойтись без специализированных услуг проектно-  и

бизнес- консультирования, т.к. разработчики сами не обладают необходимыми

умениями  и знаниями.

Существуют  и другие формы передачи технологии:

·     имитационная - ведущая к поддержке  процесса производства без

его коренного  изменения;

·     адаптивная - приспосабливающая производство к новой технике

без его  существенного изменения;

·     инновационная, требующая полного  изменения производства.

3. Современный  инновационный менеджмент как  вид управленческой деятельности

основан на принятии решений. Для повышения  эффективности целей менеджмента

Информация о работе Инновационный менеджмент