Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций
1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента
практическому использованию этой информации и т.п. Дело в том, что
хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют
неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по
коммуникационным
каналам между членами
Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся
новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия
- это распространение уже однажды освоенной инновации в новых условиях или
местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей,
так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность
нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии
нововведений в рыночной экономике.
В реальных
инновационных процессах
факторов:
n формы принятия решения;
n способа передачи информации;
n
свойств социальной системы, а
также свойств самого
Свойствами нововведений
· относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями;
· совместимость со сложнейшей практикой и технологической структурой;
· сложность;
· накопленный опыт и др.
Один из важнейших факторов распространения любой инновации состоит в ее
взаимодействии
с соответствующим социально-
существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно
теории нововведения И. Шумпетера, диффузия нововведений - это процесс
кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих
нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы:
новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.
Новаторы являются
индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы
в получении части дохода от использования изобретений.
В роли
ранних реципиентов выступают
новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего
продвижения новшеств на рынок. Они получили название “пионерских” организаций.
Раннее большинство
производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с
нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.
Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.
И. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия
нововведений. Однако на ранних стадиях диффузии нововведений никто из
хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных
преимуществах конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие субъекты вынуждены
внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка.
Внедрение нововведений - это всегда трудный и болезненный процесс для любой
организации.
Во всех случаях для принятия решения каждым субъектом альтернативные
технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но
получить такую информацию достаточно сложно, т.к. это связано с конкурентным
положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знакома с опытом
ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это
обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии
нововведений в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с
самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная
прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования
нововведений неопределенность может быть устранена. Однако со снижением
неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его
рыночного проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлечения
дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и
снижается по мере приближения предела его распространения.
Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так
и от количества пионеров реципиентов. Предприниматели открывают новые
технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора.
Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой
большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции
технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более
ранних реципиентов будет сильнее, чем последующих.
Оценить относительные преимущества нововведений в ранней фазе их диффузии
трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации
значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор
последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить
конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает ее шанс на
принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать
ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда уже
освоены альтернативные технологии и их относительные преимущества известны с
достаточной степенью достоверности, последующие реципиенты принимают решения,
основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате
конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется
стратегиями имитаторов.
Для быстрого
распространения инновации
Инновационный
процесс имеет циклический
Деятельность, представляющая инновационный процесс, распадается на отдельные
разделяющиеся
между собой участки и
организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда.
Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса лишь
частично воплощается в новых продуктах или технологиях.
Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-
технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т.е.
повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных
элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям.
В общем виде инновационный процесс можно записать так:
ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,
где ФИ - фундаментальное (теоретическое) исследование;
ПИ - прикладные исследования;
Р - разработка;
Пр - проектирование;
С - строительство;
ОС - освоение;
ПП - промышленное производство;
М - маркетинг;
Сб - сбыт.
Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм
управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми
этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для
любой другой области менеджмента, для него свойственно:
· постановка целей и выбор стратегии;
· четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация,
исполнение, руководство.
Схематично инновационный менеджмент представлен на рис. 2.
1
Постановка цели
и выбор
стратегии
условий и
4
Руководство
Рис.5. Схема инновационного менеджмента
На каждой стадии цикла решаются определенные задачи.
1. Планирование - составление плана реализации стратегии.
2. Определение условий и организация - определение потребности в
ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач
перед сотрудниками организации, организация работы.
3. Исполнение - осуществление исследований и разработок, реализация плана.
4. Руководство - контроль, анализ, корректировка действий, накопление
опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных
управленческих решений, применения новшеств.