Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций
1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента
финансируемым за счет этих источников можно отнести:
1) работы
и исследования, направленные на
поддержание
сокращение сроков окупаемости действующего капитала, т.е. развитие и
совершенствование производства;
2) работы
и исследования, направленные на
изыскание новых прибыльных
приложения капитала, т.е. на поиски новой продукции и технологии;
3) научно-исследовательские работы общепроблемного, базисного характера,
призванные обеспечить перспективное поле деятельности для изысканий
прикладного характера.
Как следствие
коммерческого подхода к
две категории исследований, ориентированных на извлечение прибыли в ближайшем
будущем, финансируются гораздо полнее (60-95%). Третья категория исследований
финансируется значительно слабее, у многих предприятий она отсутствует вообще
и ведется лишь в крупных фирмах.
Объем финансирования исследований первого направления широко варьируется,
находясь в прямой зависимости от фазы их развития. Так, на ранних стадиях
инновационного процесса отношение объема финансирования этого вида
исследований к объёму продаж довольно высокое. Далее, по мере становления
производства и упрочения рыночных позиций сокращаются расходы по этим
стадиям. Считается, что темпы роста объема продаж товарной продукции должны
постоянно опережать темпы роста расходов на этот вид исследований, которые
как правило, колеблются в пределах 3-5% объёма продаж.
При планировании финансирования исследований второго направления исходят из
расчета, что в известном промежутке времени рубль, израсходованный на эти
цели, откроет
возможность прибыльного
или иной научный поиск оканчивается безрезультатно, то затраченные на него
средства списываются в графе финансовых потерь.
Поскольку в рыночных условиях научно-исследовательская работа является
составной частью предпринимательской стратегии, то вопросы экономической
эффективности затрат, коммерческой выгодности исследований оказываются в
центре внимания управленческих и экономических служб.
Ограниченность
в собственных средствах
эффективность научных исследований, осуществляемых как собственными силами,
так и силами сторонних организаций.
Поиск критерия экономической эффективности НИР связаны: фактор времени,
элементом неопределенности, тесной кооперацией разнородных функциональных
групп.
Американские специалисты выделяют 4 основных метода оценки эффективности
исследование и разработок:
1. метод соотносительности
исследований относительно основных показателей деятельности фирмы, а именно:
· отношение исследовательских затрат к валовым прибылям;
· процент поступлений от реализации новой продукции к общей сумме продаж;
· изменения в доле рынка того или иного товарного продукта соотносительно с
объемом исследовательских расходов;
· отношение исследовательских расходов к расширению продаж фирмы или к
изменениям в доле продаж “старой” и новой продукции;
· отношение исследовательских расходов к численности работников,
административным расходам и расходам, связанным с реализацией продукции.
Недостатками этого метода являются:
а) неполный учет всех компонентов результативности исследований и факторов
воздействия на их эффективность, т.к. часто расходы на проведение
исследований не соответствует прибыли за тот же период времени, то
используется кумулятивный метод их исключения за 5 лет;
б) сложно разработать методологию расчетов и выявлять доходы каждой категории
продукции новой и старой, поскольку в формировании прибыли участвуют помимо
исследовательских служб, службы производства и сбыта.
2. метод “движения денежных
работ в ходе исследовательского проекта, затрат по его осуществлению, степени
достижения результатов и размеров доходов. Для наглядности при этом методе
строится
график-диаграмма в системе
(расходы и поступления, связанные с осуществлением и реализацией данного
исследовательского проекта). По данным диаграммы производится сравнительный
анализ поступлений и расходов денежных средств. Постоянная оценка работы служб
исследований, различных проектов исследовательской программы предприятия
позволит наладить качественный контроль.
3. метод “конечной оценки
работ над проектом проводится тщательный анализ проделанного и собираются
всевозможные данные и сведения: денежные расходы, затраты времени, трудовые
затраты, результаты исследований и их ценность. Главный недостаток этого метода
- не
всегда корректное
вклада исследовательского подразделения в конечный результат. Однако в целом
этот метод принято считать близким к оптимальному для критерия экономической
эффективности.
4. метод “объявленных
признанных
методов определения
результативности исследований по этому методу состоит в следующем: -
проводится подсчет прямых и косвенных затрат по исследовательским проектам.
Базой
для определения косвенных
чел.-час, чел.-днях и т.д.
После завершения работ по проекту и получения нового продукта суммируются
исследовательские расходы, связанные с ним. Далее берется некоторая доля
прибылей от продаж новой продукции как за счет будущих отрезков времени.
Далее сумма фактических и ожидаемых доходов разносится по годам работы над
проектом,
что открывает возможность
исследовательских затрат с исследовательскими доходами за соответствующие
годы.
3. Лизинг,
венчурное и трастовое
Тема 4: “Рынок инновационной продукции”
Вопросы:
1. Характеристика рынка.
2. Формы передачи технологий.
3. Информационное
обеспечение инноваций на
4. Система экспертизы
1. Одной
из причин низкого уровня
неразвитость рынка интеллектуальных и инновационных продуктов. Формирование
рыночных отношений в этой сфере осложняется трудностями, связанными, с одной
стороны, со спецификой научно-технической продукции, как товара и, с другой
стороны, слабостью отношений, определяющих инновационный характер
общественного развития.
Научно-техническая
продукция воплощает собой
интеллектуальной деятельности. Научно-техническая продукция признается
товаром, если она выступает средством углубления, расширения и получения
новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного
труда
при сохранении потребительской
стоимости материального
созданного на его основе.
При этом
рынок научно-технической
форму экономических отношений между владельцами интеллектуальной собственности
и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых
происходит
эквивалентный обмен
потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.
Субъекты инновационного рынка - государство, предприятия,
учреждения, фонды, физические лица (ученые, специалисты).
Объекты рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:
· в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок,
инструментов и образцов, технологических линий и т.д.);
· в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-
конструкторских, технологических работ в виде аналитического отчета,
обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);
· в виде знаний, опыта, консультирования в виде консалтинга, маркетинга,
проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг,
связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.
Общепринятым м мировой практике является обобщение всего спектра
экономических отношений по поводу купли-продажи результатов научной,
инновационной деятельности и оказания услуг в этой сфере в понятии
“технологический обмен” или “передача (трансфер) технологий”. В основе такого
подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в
себя
как технические средства, систему
соответствующих навыков и