Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций

Описание работы

1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

финансируемым за счет этих источников можно отнести:

1) работы  и исследования, направленные на  поддержание конкурентоспособности  и

сокращение  сроков окупаемости действующего капитала, т.е. развитие и

совершенствование производства;

2) работы  и исследования, направленные на  изыскание новых прибыльных сфер

приложения  капитала, т.е. на поиски новой продукции  и технологии;

3) научно-исследовательские  работы общепроблемного, базисного характера,

призванные  обеспечить перспективное поле деятельности для изысканий

прикладного характера.

Как следствие  коммерческого подхода к научно-исследовательской  работе первые

две категории  исследований, ориентированных на извлечение прибыли в ближайшем

будущем, финансируются гораздо полнее (60-95%). Третья категория исследований

финансируется значительно слабее, у многих предприятий  она отсутствует вообще

и ведется  лишь в крупных фирмах.

Объем финансирования исследований первого направления широко варьируется,

находясь  в прямой зависимости от фазы их развития. Так, на ранних стадиях

инновационного  процесса отношение объема финансирования этого вида

исследований  к объёму продаж довольно высокое. Далее, по мере становления

производства и упрочения рыночных позиций сокращаются расходы по этим

стадиям. Считается, что темпы роста объема продаж товарной продукции должны

постоянно опережать темпы роста расходов на этот вид исследований, которые

как правило, колеблются в пределах 3-5% объёма продаж.

При планировании финансирования исследований второго  направления исходят из

расчета, что в известном промежутке времени  рубль, израсходованный на эти

цели, откроет  возможность прибыльного инвестирования 2-3 рублей. Если же тот

или иной научный поиск оканчивается безрезультатно, то затраченные на него

средства  списываются в графе финансовых потерь.

Поскольку в рыночных условиях научно-исследовательская  работа является

составной частью предпринимательской стратегии, то вопросы экономической

эффективности затрат, коммерческой выгодности исследований оказываются в

центре  внимания управленческих и экономических  служб.

Ограниченность  в собственных средствах вынуждает  организации оценивать

эффективность научных исследований, осуществляемых как собственными силами,

так и  силами сторонних организаций.

Поиск критерия экономической эффективности  НИР связаны: фактор времени,

элементом неопределенности, тесной кооперацией  разнородных функциональных

групп.

Американские  специалисты выделяют 4 основных метода оценки эффективности

исследование  и разработок:

     1. метод соотносительности предполагает  определение эффективности

исследований  относительно основных показателей  деятельности фирмы, а именно:

· отношение  исследовательских затрат к валовым  прибылям;

· процент поступлений от реализации новой продукции к общей сумме продаж;

· изменения  в доле рынка того или иного  товарного продукта соотносительно с

объемом исследовательских расходов;

· отношение  исследовательских расходов к расширению продаж фирмы или к

изменениям в доле продаж “старой” и новой продукции;

· отношение  исследовательских расходов к численности  работников,

административным  расходам  и расходам, связанным  с реализацией продукции.

Недостатками  этого метода являются:

а) неполный учет всех компонентов результативности исследований и факторов

воздействия на их эффективность, т.к. часто расходы  на проведение

исследований  не соответствует прибыли за тот  же период времени, то

используется  кумулятивный метод их исключения за 5 лет;

б) сложно разработать методологию расчетов и выявлять доходы каждой категории

продукции новой и старой, поскольку в  формировании прибыли участвуют  помимо

исследовательских служб, службы производства и сбыта.

     2. метод “движения денежных средств”  основан на систематическом контроле

работ в ходе исследовательского проекта, затрат по его осуществлению, степени

достижения  результатов и размеров доходов. Для наглядности при этом методе

строится  график-диаграмма в системе координат  “время - денежные средства”

(расходы  и поступления, связанные с осуществлением и реализацией данного

исследовательского  проекта). По данным диаграммы производится сравнительный

анализ  поступлений и расходов денежных средств. Постоянная оценка работы служб

исследований, различных проектов исследовательской программы предприятия

позволит  наладить качественный контроль.

     3. метод “конечной оценки проекта”  сводится к тому, что по завершению

работ над проектом проводится тщательный анализ проделанного и собираются

всевозможные  данные и сведения: денежные расходы, затраты времени, трудовые

затраты, результаты исследований и их ценность. Главный недостаток этого метода

- не  всегда корректное соответствие  валовых доходов и чистых прибылей, и оценка

вклада  исследовательского подразделения  в конечный результат. Однако в целом

этот  метод принято считать близким  к оптимальному для критерия экономической

эффективности.

     4. метод “объявленных исследовательских  доходов” - один из наиболее

признанных  методов определения экономической  эффективности. Техника определения

результативности  исследований по этому методу состоит  в следующем: -

проводится  подсчет прямых и косвенных затрат по исследовательским проектам.

Базой для определения косвенных затрат берется рабочее время и его  оплата в

чел.-час, чел.-днях и т.д.

После завершения работ по проекту и получения нового продукта суммируются

исследовательские расходы, связанные с ним. Далее  берется некоторая доля

прибылей  от продаж новой продукции как  за счет будущих отрезков времени.

Далее сумма фактических и ожидаемых  доходов разносится по годам работы над

проектом, что открывает возможность прямого  сопоставления ежегодных

исследовательских затрат с исследовательскими доходами за соответствующие

годы.

3. Лизинг, венчурное и трастовое финансирование, ценные бумаги.

              Тема 4: “Рынок инновационной продукции”             

Вопросы:

1. Характеристика  рынка.

2. Формы  передачи технологий.

3. Информационное  обеспечение инноваций на рынке.

4. Система  экспертизы

1. Одной  из причин низкого уровня состояния  инновационной сферы является

неразвитость  рынка интеллектуальных и инновационных  продуктов. Формирование

рыночных  отношений в этой сфере осложняется  трудностями, связанными, с одной

стороны, со спецификой научно-технической продукции, как товара и, с другой

стороны, слабостью отношений, определяющих инновационный характер

общественного развития.

Научно-техническая  продукция воплощает собой логичный результат

интеллектуальной  деятельности. Научно-техническая продукция  признается

товаром, если она выступает средством  углубления, расширения и получения

новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного

труда при сохранении потребительской  стоимости материального продукта,

созданного  на его основе.

При этом рынок научно-технической продукции  представляет собой

форму экономических отношений между  владельцами интеллектуальной собственности

и покупателем  права владения, пользования и  распоряжения, в результате которых

происходит  эквивалентный обмен платежеспособного  спроса покупателя на

потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.

     Субъекты инновационного рынка  - государство, предприятия,

учреждения, фонды, физические лица (ученые, специалисты).

     Объекты рынка - это результаты  интеллектуальной деятельности, представленные:

· в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок,

инструментов  и образцов, технологических линий  и т.д.);

· в  неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-

конструкторских, технологических работ в виде аналитического отчета,

обобщающего описания способа, конструкторской  и технической документации);

· в  виде знаний, опыта, консультирования в виде консалтинга, маркетинга,

проектного  управления, инжиниринга и других научно-практических услуг,

связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Общепринятым  м мировой практике является обобщение  всего спектра

экономических отношений по поводу купли-продажи  результатов научной,

инновационной деятельности и оказания услуг в  этой сфере в понятии

“технологический обмен” или “передача (трансфер) технологий”. В основе такого

подхода лежит современное понимание  сущности технологии, которая включает в

себя  как технические средства, систему  соответствующих навыков и знаний, так

Информация о работе Инновационный менеджмент