Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций
1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента
обоих случаях можно говорить о наличии разных проектов развития, которые
позволяют осуществлять выбор наиболее выгодной а данных условиях стратегии
развития. При этом изменения, в той или иной степени, всегда связаны с
инновациями.
Термин
инновация традиционно
проблемам управления научно-техническим прогрессом, но в последнее
Внешнее окружение
Внутренняя инновационная обстановка
Нововведение
как результат сложных
время он становится все более популярным среди предпринимателей и
руководителей в различных сферах материального и нематериального
производства.
Инновации, т.е. новшества или нововведения, связывают в настоящее время с
различными сторонами деятельности предприятий и рассматривают их как элемент
развития, а совокупность работ, направленных на практическое использование
научных, научно-технических результатов и интеллектуального потенциала с целью
получения нового продукта или технологии, способа организации и т.п., называют
инновационной.
Т.о., расширение сферы применения традиционного менеджмента (управление
требуется не только на уровне организации, но и в отдельных сферах
деятельности внутри нее) с одной стороны, и включение в круг своего
рассмотрения различных аспектов деятельности и прежде всего знаний с другой,
как одного из ресурсов, которыми располагает организация, и привели к
выделению в менеджменте одного из направлений - инновационного менеджмента.
Одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование
среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск,
подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность
организации. Основными элементами инновационной среды являются:
· собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических
результатов или продукт интеллектуального труда;
· товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в
качестве потребителя тех или иных новшеств;
· инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по
обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
· соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом
процессе проблемы.
Среди таких проблем можно выделить следующие:
· управление процессом создания новых знаний;
· управление творческим потенциалом организаций - создателями новых знаний;
· управление освоением нововведений;
· управление социальными и психологическими аспектами нововведений и т.п.
Обострение и осознание важности этих проблем обусловили появление науки о
нововведениях (инноватики), тесно связанной с инновационным менеджментом, как
сферой ее практического применения.
Предметом науки о нововведениях являются целенаправленные процессы создания,
освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в
социальных, экономических и технических системах.
Однако любые изменения всегда привносят в стабильную и оптимальную, с точки
зрения статики, систему неопределенности, нестабильности, которые принято
характеризовать как состояние кризиса. Один из основоположников
инновационного менеджмента И. Шумпетер показал важность кризисного состояния
в экономическом развитии, ибо это всегда переломный момент развития ив целях
выживания
предприятия необходимо постоянно
проводить инновации при
всего устаревшего. Для этого организации должны обладать способностью
адекватно реагировать на различного рода изменения и перемены.
Долгое время в процессах управления на кризис начинали реагировать только с
его появлением, когда ситуация уже становилась реальностью и катастрофу
предотвратить было невозможно. В настоящее время в действиях ведущих фирм все
более явственно прослеживается стратегия упреждения. Действительно, гораздо
разумнее предусмотреть кризис, т.е. разработать и ввести в систему такие
инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность будущих
последствий.
Другими словами, наряду с традиционными стратегиями, в последнее время получает
распространение
инновационная стратегия
Такая
стратегия базируется на 2 основных
взаимосвязанных принципах
· новшества;
· разрушения и изменения.
Новшества вызывают творческое разрушение. С одной стороны, новшества -
причина развития, т.е. они носят творческий характер, а с другой - они же
инициируют разрушение, устраняя старые, традиционные структуры и , предлагая
вместо них, изменения социальной, технической или организационной системы.
Т.о., предметом изучения инновационного менеджмента являются кризисные
состояния в организации и сопровождающие их процессы изменений, а целью
деятельности менеджмента по инновациям - обеспечение безопасности в
предкризисных,
кризисных и посткризисных
2. Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом специальных и научно-
профессиональных дисциплин (рис. 3).
Специальные знания отражают особенности той области деятельности, в которой
реализуются инновации. На рис.2 показана связь инновационного менеджмента с
менеджментом персонала, производственным, финансовым и стратегическим
менеджментом. Она проявляется в том, что инновации в каждой из этих сфер
деятельности являются источником совершенствования и развития данных видов
деятельности.
Инновационный менеджмент имеет логическую взаимосвязь еще с одной новой для
России, но давно испытанной в странах с традиционно рыночной экономикой,
концепцией - управлением проектами. Основу этой концепции составляет взгляд
на проект, как на изменение исходного состояния любой системы, связанное с
затратами времени и средств. А вот процесс этих изменений, осуществляемых по
заранее разработанным планам в рамках бюджета и временных ограничений,
представляет собой проектный менеджмент. Т.о., эти учебные дисциплины имеют
общую методологическую базу, терминологию и используемый инструментарий,
единую организационную основу, общую идеологию в виде программно-целевого
метода управления.
Тем самым инновационный менеджмент способствует формированию современного
образа мышления специалиста по управлению посредством понимания места и роли
нововведений в современной экономике, овладения методами и средствами
управления изменениями, характерным для самых различных сфер деятельности.
Задачами изучения учебной дисциплины являются:
· формирование представления об инновациях и их типологии;
· уяснение особенностей проявления нововведений в процессе принятия
управленческих решений;
· выработка и развитие навыков по распространению и коммерческому
использованию нововведений.
Решение этих задач позволит:
· понять объективную закономерность непрерывности процессов обновления и
возникновения нововведений, роль государства и общества в стимулировании и
поддержке инновационных процессов;
· выявить особенности реализации инновационных процессов в управлении и
научно-технической сфере;
· обеспечить
соответствующие
сопровождение инновационной деятельности.
Т.о., появление в конце 20 столетия в традиционном менеджменте нового
направления “инновационный менеджмент” обусловлено распространением стратегии
обеспечения конкурентных преимуществ стран и предприятий для планирования и
осуществления процессов изменений (методов управления, продуктов, рынков и
т.п.).
Опыт ведущих стран мира свидетельствует о том, что система управления
нововведениями является действенным средством преодоления кризисных ситуаций
и методом решения научных, социальных, экономических и производственных
проблем.
Происходящие
структурные изменения в
вхождение в мировое сообщество способствуют распространению методов
управления при изменении в условиях риска, неопределенности и конкурентной
борьбы.
3. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет
разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин “инновация” стал использоваться в переходной российской экономике как
самостоятельно,
так и для обозначения
деятельность”, “инновационный процесс”, “инновационное решение” и т.п.
В литературе насчитывается множество определений инновации. Например, по
признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические,
экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие
признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры