Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций
1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента
необходимо иметь доступ к необходимой и достаточной информации, своевременно
получать и обрабатывать огромное количество непрерывно изменяющихся данных.
Но эффект будет достигнут лишь при условии поступления своевременной,
регулярной, полной, адекватной, наглядной и достоверной информации.
Информация может быть первичной, добытой в ходе “полевых исследований”,
и вторичной, полученной в ходе “кабинетных исследований”.
Базы знаний и банки данных (объединенные одним способом получения, хранения и
обработки базы данных) - основа информационных услуг и информационного
обеспечения инновационной деятельности.
Для принятия обоснованного решения инновационному менеджеру, работающему с
большими объемами информации, не обойтись без использования экспертных
систем, в основе создания которых лежат современные тех. Средства обработки
данных и выработанные приемы формализации ситуаций.
Компьютерная экспертная система - это программа (пакет программ), способная
вырабатывать рекомендации для различных поведенческих ситуаций, используя
информацию из различных баз данных фирмы, а также информацию, полученную от
пользователя. Экспертные системы базируются на диалоге между человеком и
машиной, поэтому позволяют моделировать различные ситуации для принятия
решений,
что очень важно при
нововведения.
Хорошо разработанная экспертная система состоит из подбора альтернативных
решений, системы критериев для оценки этих решений, соотношения между
критериями, выраженного в весах критериев и содержит решающие правила для
многокритериальных оценок альтернативных решений.
Тема 6: “Конкурентоспособность и инновационная стратегия
предприятия”
Вопросы:
1. Конкурентоспособность нововведения
2. Инновационная стратегия предприятия
1. В
условиях рыночной
конкурентного преимущества, находя новые и улучшая существующие технологии,
совершенствуя способы и методы управления производством. Создавая новые рынки
сбыта, фирмы-новаторы не только улавливают возможность изменения, но и
заставляют эти изменения происходить быстрее. Большая часть изменений носит
эволюционный характер, а не радикальный: часто накопление маленьких изменений
дает больше, чем крупный технологический прорыв. Нововведение является в
равной
степени результатом
так и исследований и разработок.
Ресурсы, которыми располагает предприятие, создающее нововведения, и условия
внешней экономической среды определяют выбор инновационной стратегии
поведения на рынке.
С точки зрения инновационного процесса конкуренцию можно подразделить на
следующие виды:
Функциональная обусловлена
удовлетворить с помощью различных товаров или услуг, при этом каждая фирма
стремится разработать новый способ удовлетворения потребности.
Видовая является следствием того, что имеются схожие товары, которые
удовлетворяют одну и ту же потребность, но отличаются при этом по отдельным
технико-эксплуатационным параметрам.
Предметная возникает на рынке
тогда, когда друг другу
идентичные товары, как различающиеся по качеству, так и не имеющие этого
различия.
Конкурентоспособность - это определяемая
потребительскими и
характеристиками товара способность экономически выгодной его реализации на
конкретном рынке в запланированный будущий период времени.
Потребительская ценность инновационного товара может быть высокой. В глазах
потребителя новый товар является более предпочтительным, т.к. позволяет
достичь такого же результата как и при использовании старого товара, но при
меньших затратах на его приобретение. Это является следствием большей
эффективности производства при использовании новой технологии. Поэтому цена
реализации нового товара ниже его потребительской ценности, что придает ему
высокую конкурентоспособность.
Т.о., конкурентоспособность можно определить как степень притягательности
данного продукта для покупателя, реально совершающего покупку. Поэтому
возникают
два аспекта определения
конкурентоспособность определяется технико-эксплуатационными параметрами
нововведения или его качеством.
Но в условиях рынка, определяющими являются не отличительные характеристики
товара как такового, а его привлекательность для делающего покупки клиента.
По этой
причине общая
определяется маркетинговыми возможностями фирмы по новому товару, способу или
методу.
К маркетинговым возможностям относятся:
· возможность назначить конкурентоспособную цену за нововведение;
· развитость сбытовой сети фирмы и возможность в короткие сроки поставлять
новый продукт или услуги;
· объём и сроки, качество послепродажного сервиса нововведения;
· объём средств, которые фирма может выделить на рекламу нововведения.
Уровень конкурентоспособности между отдельными фирмами определяется
следующими факторами:
а) уровень
и состояние научно-
б) уровень
и текущее состояние
конкурентную продукцию.
Выделяют ряд причин, препятствующих появлению конкурентов, производящих
аналогичную продукцию:
n
патентная защита товаров
n
необходимость для новых
или значительных
масштабов для обеспечения
сходной
с традиционными
n
необходимость формирования
имеют старые фирмы;
n
несовместимость технических
К наиболее типичным причинам новаций, дающих конкурентное преимущество
относятся:
1. Новые технологии. Изменение технологии может привести к созданию новых
возможностей для разработки товаров, способов маркетинга, производства или
доставки
и улучшения сопутствующих
стратегически важным нововведениям. Новые отрасли появляются тогда, когда
изменение технологии делает возможным появление нового товара. Смена
лидерства вероятнее всего происходит в тех отраслях, где резкое изменение
технологии делает устаревшими знания и фонды прежних лидеров в отрасли.
Фирмам, вросшим в старую технологию, трудно понять значение новой технологии,
а отреагировать на нее - еще сложнее.
2. Новые
или изменяющиеся запросы
закрепились на рынке, могут этого не заметить или оказаться не в состоянии
отреагировать должным образом потому, что для этого необходимо создать новую
цепочку ценностей.
3. Появление нового сегмента отрасли. При этом появляется возможность не
только выйти на новую группу покупателей, но и найти новый, более эффективный
способ
выпускать некоторые виды продукции
или новые подходы к
группе покупателей.
4. Изменение
стоимости или наличия
преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или
относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, сырье, энергия,
транспорт, средства информации и др. Это говорит об изменении условий у
поставщиков или о возможности использовать новые или другие по своим
качествам компоненты.
5. Изменение
правительственного
стандарты, охрана окружающей среды, торговые ограничения - еще один
распространенный стимул для новаций, влекущих за собой конкурентное
преимущество.
Обеспечение конкурентоспособности на длительный период зависит от следующих
факторов:
· источник преимуществ. Преимущества низшего ранга (дешевая рабочая сила,
сырьё) легко могут получить и конкуренты. Также на нижних ступенях иерархии
находится преимущество, основанное исключительно на факторе масштаба от
применения технологий, оборудования или методов. Такой эффект масштаба
исчезает, когда новая технология или методы делают прежние устаревшими.
Преимущества более высокого порядка (патентованная технология, дифференциация