Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций
1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента
Технопарк отличается от традиционных производственных и внедренческих
предприятий тем, что:
· его основная функция - непрерывное формирование нового наукоемкого бизнеса;
· располагается вблизи источника сырья, которым в данном случае выступает
интеллект, но технопарк не столько потребляет интеллект, сколько способствует
его развитию, работает на него;
· предоставляет комплекс услуг всем, кто в него обращается, чьи предложения и
проекты признаются перспективными и направленными на существенное улучшение
социально-экономической ситуации в городе;
· непостоянство состава фирм технопарка, постоянный их кругооборот, приток
новых сил;
· исключительно рыночная направленность деятельности технопарка, здесь
занимаются только теми технологиями и продуктами, которые имеют спрос на
рынке.
Для промышленности это взаимодействие выгодно потому, что сокращается разрыв
между идеей, ее проработкой и материализованным воплощением в продукте;
снижаются затраты и риск создания и производства неконкурентоспособной
продукции; обеспечивается выбор технологий, загружаются производственные
мощности и сохраняются рабочие места. Взаимодействие через технопарк крупного
предприятия
и малой фирмы позволяет
специализацию, с одной стороны, и гибкость, комбинирование
высококвалифицированного и неквалифицированного труда, множество трудоемких
операций, готовность к риску и нововведениям - с другой.
3. В классическом технопарке его ядро - инкубатор начинающих малых
инновационных фирм, в котором размещены сервисные фирмы, оказывающие услуги в
области сложного сервиса (лицензирование, стандартизация, сертификация,
инжиниринг, патентоведение и т.д.) и в области простого сервиса
(социально-бытовые,
транспорт, связь, отдых,
Инкубатор бизнеса - это структура, специализирующаяся на создании
благоприятных
условий для возникновения
инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи.
Свое предназначение инкубатор бизнеса осуществляет посредством выполнения
следующих функций:
а) обеспечение систем поддержки фирмам за счет оказания материальной
(осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки:
n
осязаемая - это предоставление
на льготных условиях
места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства,
оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информационных
консультационных услуг;
n
неосязаемая - это обеспечение
доступа начинающих и
широкому кругу предпринимателей и малых фирм к интеллектуальному потенциалу
университета, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями,
рекомендации и гарантии в финансовые источники;
б) достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии.
Инкубатор за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления
фирмы должен подготовить эту фирму к действиям в жестких условиях
конкуренции. За время пребывания фирмы в инкубаторе она должна стать
успешной, т.е. построить свои каналы товародвижения, разместить производство,
найти первых покупателей и получить первые заявки и контракты;
в) бизнес-образовательная функция в виде обучения в свободной обстановке или
организации бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения
практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университета.
Высокотехнологичный бизнес ориентирован на квалифицированные кадры, вместе с
тем он рискован и непредсказуем и требует от будущего предпринимателя особых
личностных и психологических качеств. Участвуя в принятии решений на всех
стадиях инновационного процесса студенты получают бесценный жизненный опыт.
Перечень потребностей и услуг наиболее часто востребованных отечественными
малыми предприятиями в порядке их значимости:
· бизнес-планирование, поиск инвесторов и предоставление финансирования;
· доступ к средствам информации и связи, информационным источникам;
· проведение маркетинговых исследований, изучение рынка и каналов
товародвижения;
· регистрация, создание команды предприятий и других организационных услуг;
· оказание юридических консультаций и правовой защиты;
· предоставление помещений офисного и производственного характера;
· доступ к научному потенциалу;
· предоставление социально-бытовых услуг;
· предоставление в аренду оборудования и технологических линий.
Инкубатор бизнеса устанавливает критерии отбора для размещения в нем малых
фирм, основу которых составляют:
~ технологически
обоснованный продукт, под
инновационный проект;
~ предпринимательские
способности команды,
~ потенциал менеджмента фирмы;
~ наличие
бизнес-плана инновационного
успешной реализации проектов и проблемы;
~ потенциал
роста на рынке для
перспективного рынка;
~ создание рабочих мест в регионе - в какой степени инновационный проект
позволит сохранить и создать новые места.
Инкубаторы бизнеса могут функционировать и вне технопарков, как
самостоятельная организация. В этом случае между данными организационными
структурами можно выделить следующие различия:
1) инкубаторы
поддерживают исключительно
ранней стадии развития фирмы;
2) инкубаторы поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый
бизнес самого широкого спектра деятельности;
3) инкубаторы
не имеют земли, а
филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков под
строительство офисов и других помещений самими клиентскими фирмами;
4) политика
постоянного обновления
технопарках.
В условиях современного состояния российской экономики материально-
техническую базу российских инкубаторов составляют отраслевые научно-
исследовательские и технологические институты, переживающие нелегкие времена.
Создание и реализация нового организационно-экономического механизма
взаимодействия крупной и малой фирм обеспечивают гармонию интересов
организаций науки, предпринимательских структур и в то же время позволяют
успешно решать все задачи, традиционно решаемые с помощью “классических”
технопарков.