Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций

Описание работы

1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

2. Технопарки.

3. Инкубатор  бизнеса.

1. Подавляющая  часть научных исследований выполняется  крупнейшими предприятиями,

которые способны до 5-10% средств, заработанных от продажи своей продукции,

направлять  на самофинансирование НИОКР. И тем  не менее, радикальные

нововведения, меняющие направления развития отрасли  с неизменной

закономерностью становятся результатом деятельности мелких, ранее неизвестных

фирм, действующих  в авангарде НТП. По данным анализа  национального научного

фонда США в создании 352 наиболее важных изобретений, появившихся после 1953

года, вклад  малых предприятий составил: в  США - 35%, в Великобритании - 23% и в

Германии - 26% новшеств. При этом характерной  особенностью нововведенческой

деятельности  малых фирм является их преимущественная ориентация на создание

продуктовых технологий, а не новых технологий. Именно такая ориентация приносит

наибольший  коммерческий успех на начальных  стадиях функционирования фирмы  на

рынке.

Инновационный процесс, будучи сложным и многоэтапным, охватывающим весь

спектр  видов деятельности от исследований до реализации нового товара,

позволяет различным типам фирм занять в  нем соответствующее их особенностям

место в инновационной сфере. Чаще всего  степень участия малой фирмы  в

инновационном процессе зависит от жизненного цикла выпускаемого ею продукта.

Отрасли с коротким циклом жизни продукта (высокотехнологичные отрасли)

требуют регулярной разработки и производства новых видов продукции, что

создает предпосылки для деятельности небольших  новаторских фирм именно в этих

отраслях.

Факторы, обуславливающие важную роль малых  инновационных фирм в области

нововведений:

· мобильность  и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к

принципиальным  нововведениям (во главе чаще стоит  энтузиаст, сам новатор);

· сильный и многоплановый характер мотивации, обусловленный причинами как

внеэкономического плана (инновация становится делом  жизни и чести

инноватора), так и коммерческого, поскольку  только успешная реализация такого

проекта позволит автору состояться в качестве предпринимателя;

· узкая  специализация их научных поисков  или разработка небольшого круга

технических идей, малый управленческий персонал;

· ориентация на конечный результат при широком  использовании всех видов

ресурсов  и, прежде всего, интеллектуальных;

· готовность нести огромные риски, неприемлемые для крупных и средних

предприятий, в силу качеств, присущих пионеру.

Таблица 1 - Итоги сравнительного анализа  преимуществ и недостатков малых  и

крупных фирм в развитии инновационных процессов.   
 

Таким образом, недостатки одних нивелируются достоинствами других форм, из

чего  логически следует вывод о  необходимости оптимизации сочетания  крупных и

малых форм по критерию  эффективности  осуществления системных инновационных

процессов.

По характеру  инновационной продукции малые фирмы проявляют следующие виды

специализации:

0

1) научно-исследовательская  деятельность, разработка и проектирование

нововведений;

2) оказание  услуг в сфере научного обслуживания (инжиниринг, консалтинг,

обучение  кадров, обслуживание новой техники).

Значительная  роль малого инновационного бизнеса  определяется также тем, что

крупные корпорации приобретают известные  преимущества от интеграции с малыми

фирмами в этой сфере.

2. Одним  из направлений поддержки малого  предпринимательства и интенсивности

инновационного  процесса является развитие территориальных  научно-

производственных  систем. Научные парки, инновационные  технологические центры,

инкубаторы  нововведений и т.д., ориентированные  на ускоренное воплощение

результатов научных исследований в новую технику, технологии, материалы,

стали важным фактором усиления отдачи науки, интеграции ее основных звеньев с

производством.

     Научно-технологический парк - это  самостоятельная организационная

структура, создаваемая в сфере науки  и научного обслуживания с целью поддержки

малого  научно-технического предпринимательства  и формирования среды для

освоения  производства и реализации на рынке  высокотехнологичной продукции.

Основные  задачи создания технопарков:

n   превращение знаний и изобретений  в технологии;

n   превращение технологий в коммерческий  продукт;

n   передача технологий в промышленность  через сектор малого наукоемкого

предпринимательства;

n   формирование и рыночное становление  наукоемких фирм;

n   поддержка предприятий в сфере  наукоемкого бизнеса.

Технопарки  позволяют сформировать ту экономическую  среду, которая

обеспечивает  устойчивое развитие научно-технологического и производственного

предпринимательства, создание новых малых и средних  предприятий, разработку

производство  и поставку на отечественный и зарубежный рынки

конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Именно  на этой основе достигается согласование интересов высшей школы,

крупных технологических институтов, промышленности, города и региона.

Регион, способствуя созданию и развитию технопарков, получает возможность

формирования  и ускоренного развития научно-производственной и социальной

инфраструктуры, привлечение в регион высококвалифицированных  специалистов,

поддержки и развития сектора экономики  и, в связи с этим, создания новых

рабочих мест.

Промышленным  предприятиям предоставляется возможность  в полной мере

использовать  потенциал научно-технического комплекса  региона для повышения

конкурентоспособности своей продукции, ускоренного внедрения  новых

технологий, целевого отбора выпускников, прошедших хорошую школу работы в

малых инновационных предприятиях, рисковых фирмах.

Вузы  и технологические НИИ получают возможность предоставить своим  научным

коллективам и отдельным ученым условия для  завершения исследований и создания

на их основе конкурентоспособной научно-технологической продукции. При этом

формируется коллектив с участием автора идеи, разработчиков, аспирантов и

студентов, которые в дальнейшем продолжают работать в этом направлении и  на

производстве.

Такие коллективы на практике овладевают навыками активной предпринимательской

деятельности, которая осуществляется в условиях жесткой конкуренции в области

производства  наукоемкой продукции. Парки повышают престиж вуза, НИИ, их роль

в развитии региона.

Интеллектуальный  капитал и физическая инфраструктура университета служит

определенным  магнитом, притягивающим и поддерживающим интересы промышленности

и предпринимательства, стремящихся получить доступ к ресурсам, имеющимся

только  в вузе (библиотеки, информационные возможности, исследовательские

лаборатории, специальное оборудование, научные  заделы,

высококвалифицированные преподавательские и научные  кадры).

Классификация научно-технологических кадров:

     Исследовательский парк осуществляет  неприбыльный

фундаментально-прикладной научный трансфер, действует от стадии завершения

фундаментальных исследований. Его основным объектом являются новейшие научные

идеи  и вытекающие из них проекты и  разработки, имеющие прикладное значение,

нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет). Поэтому государственная

поддержка здесь должна быть определяющей.

     Научно-технологический парк осуществляет  прибыльный или неприбыльный

прикладной  научно-экспериментальный трансфер, функционирует преимущественно  от

стадии  прикладной НИОКР до стадии производства опытно-экспериментальной партии

нового  продукта (отработки новой технологии) нередко среднесрочной перспективы

(свыше  5 лет). Компании парка тиражируют  техническую документацию и готовят

продукт (технологию) к освоению в производстве (выпуск первой промышленной

партии). Здесь необходима паритетная поддержка  государства и бизнеса.

     Технологический парк осуществляет  прибыльный

экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно  от стадии

опытно-конструкторских  и экспериментальных работ до организации серийного

производства  новой продукции (освоения новой  технологии), имеющей почти

гарантированный спрос на рынке. Компании технопарка реализуют готовую

документацию (ноу-хау), производят новый продукт (возможно малыми партиями) или

участвуют в его серийном производстве на предприятиях. Здесь очевидна главная

роль  бизнес-поддержки.

     Промышленно-технологический парк  осуществляет прибыльную деятельность,

связанную с предоставлением во временное  пользование площадей, помещений  и

оборудования для организации производства нового продукта по новой технологии.

Такого  рода парки могут полностью поддерживаться бизнесом.

Информация о работе Инновационный менеджмент