Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:06, курс лекций
1. Возникновение, становление, основные черты
2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
3. Понятия инновационного менеджмента
на основе уникальных товаров или услуг; репутация фирмы, основанная на
усиленной маркетинговой деятельности или тесные связи с клиентами,
укрепляемые тем, что менять поставщика клиенту будет накладно) можно
удерживать более длительное время. Чтобы получить такие преимущества
необходимо обладать определенными навыками и способностями
(специализированный персонал, соответствующее техническое оснащение, связи с
клиентами), а также долговременное вложение и интенсивное вложение средств в
мощности, обучение персонала, проведение НИОКР или маркетинга. Чтобы получить
конкурентные преимущества, фирма должна либо давать покупателям примерно
такую же ценность, как и конкуренты, но производить товар с меньшими
издержками (стратегия меньших издержек), либо действовать так, чтобы давать
покупателям товар с большей ценностью, за который можно получить большую
ценность (стратегия дифференциации). Преимущества на основе дифференциации
более стойки;
· количество имеющихся у фирм явных источников конкурентного преимущества;
· готовность к постоянной модернизации производства и других видов деятельности.
2. Предприятие,
действующее в условиях
преимущества над другими предприятиями. Как политическое средство обеспечения
такого преимущества оно использует стратегию - организованное
использование ресурсов для достижения определенных целей в конкуренции с
другими предприятиями.
Стратегия
предприятия формирует и
инновационной стратегии. В свою очередь, инновационная стратегия корректирует
и способствует реализации корпоративной стратегии, осуществляемой
предприятием.
Связь между корпоративной
реализуется при освоении производства новой продукции и изменениях в
производственном
процессе.
Основные
направления инновационной
· целесообразное и рациональное использование наиболее доступных результатов
инновационной деятельности для выполнения генеральной цели предприятия,
удовлетворения потребностей в определенном виде продукции или предоставления
определенных видов услуг;
· обеспечение
и экономное использование
нововведений;
· использование творческой инициативы и инновационной активности персонала
предприятия, а также передового опыта и потенциала специалистов из сторонних
организаций, являющихся разработчиками нововведений.
Все инновационные стратегии можно разбить на несколько основных видов:
наступательную, защитную, промежуточную, лицензионную.
Наступательная стратегия характеризуется высоким риском, высокой
окупаемостью в случае успеха и используется фирмами, стремящимися быть лидерами
в продвижении нового продукта на рынок. Такое стремление требует от фирмы
определенной квалификации в осуществлении нововведений, наличия значительных
ресурсов, способности видеть перспективы и умения реализовать их в своих
продуктах.
Даже
крупные предприятия могут
для некоторой части продукции. Наступательная стратегия оправдана лишь в
случаях выбора соответствующего перспективного вида продукции, на котором
предприятие концентрирует свои силы и ресурсы. Рыночный лидер в отрасли, где
доминирует несколько производителей, очень уязвим, поскольку его позиции
могут быть подорваны в результате внедрения конкурентом более совершенного
продукта. Такое поведение конкурентов, основывается на осуществлении так
называемой
умеренной стратегии или
используется предприятиями, производящими качественную продукцию широкого
ассортимента. Предусмотрительность заключается в том, что предприятие уступая
позицию лидерства избегает острой конкурентной борьбы, не совершает ошибок
лидера на пути продвижения продукта на рынок. Большая прибыль за счет
массовой продажи является девизом такого предприятия. Такая стратегия не
является свидетельством технологической отсталости или игнорирования
нововведений со стороны избравшей ее фирмы.
Защитная стратегия,
используется предприятиями, способными получать прибыль в условиях конкуренции.
Это им удается за счет особого внимания к сфере производства и маркетингу.
Основным их преимуществом являются низкие издержки производства и удержание
позиций на значительном сегменте рынка. Т.е. они удерживают конкурентные
позиции на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии -
активизировать соотношение “затраты - результат” в инновационном процессе.
Такие предприятия ориентируются на инновации - продукты и располагают
достаточным инновационным потенциалом для их модификации.
Лицензионная (имитационная) стратегия предполагает ориентацию на
приобретение инновационных решений, полученных другими фирмами. Порою даже
крупные предприятия не располагают достаточными возможностями для проведения
исследований по широкому фронту. Вместе с тем, они предполагают проводить
сбалансированное распределение ресурсов между проведением собственных
исследований и приобретением лицензий. С другой стороны продажа собственной
лицензии может оказаться эффективным средством поддержания наступательной
стратегии. Особенно это важно для малых инновационных фирм.
Альтернативой приобретению технологии конкурента посредством лицензионного
соглашения является привлечение его специалистов: ведущих работников или всей
“команды проекта”. Возможность такого поведения может быть обусловлена
нежеланием конкурента продолжать работы по исследовательскому проекту или
сокращением расходов на него. Такое изменение в политике конкурентов может
привести к возможности приобрести опыт и умение за минимальную цену.
Промежуточная стратегия
удерживать преимущества по максимальной доле минимального рынка. Это стремление
обусловлено желанием уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями,
поскольку борьба с гигантами в производстве стандартной продукции заведомо
обречена на провал. В то же время в учете специальных запросов потребителя
преимущества на стороне той фирмы, которая посвящает свою деятельность их
изучению и удовлетворению. Свою, как правило, дорогую и высококачественную
продукцию они ориентируют на те категории потребителей, которых не устраивает
стандартная продукция. В этом смысле роли меняются - крупный размер
превращается в недостаток, преимущество получают мелкие и средние фирмы.
Пионерская стратегия связана
с созданием новых или
сегментов рынка. Это рискованный и выгодный в случае удачи поиск радикальных
решений.
Главный источник силы таких фирм связан с опережением во внедрении
принципиальных нововведений. Эта фирма стремится к созданию нового рынка и
извлечению выгод из первоначального единоличного присутствия на нем. В чистом
виде наблюдать пионерскую стратегию сложно из-за её кратковременного
характера. Но именно этот тип стоит у источников всех научно-технических
сдвигов.
Подобная стратегия связана со стратегией поглощения или слияния одной
компании с другой.
Важнейшие факторы, влияющие на выбор инновационной стратегии:
·
поведение конкурентов при
·
склонность и отношение высшего
руководства к риску и
разрабатывать мероприятия по его минимизации;
· знание результатов использования прошлых стратегий;
· фактор времени;
· реакция владельцев;
· тенденции и перспективы развития отрасли.
В условиях бурно развивающейся отрасли и низкого уровня конкуренции
предпочтительна наступательная стратегия.
При разрастании рынка и усилении конкуренции выгоднее обратиться к защитной
стратегии
улучшения продуктов или
На этапе зрелости в отрасли (в условиях небольшого темпа роста) или спада и
высокого уровня конкуренции предприятие должно ориентироваться на защитную
стратегию технологических инноваций или лицензионную стратегию.
Инновационная стратегия, выработанная на основе теории жизненного цикла
продукта, учитывает фазы, в которых находится продукт.
Разработка стратегии может осуществляться по трем направлениям: сверху вниз,
снизу
вверх и с помощью
Три поколения продукта: уходящий, господствующий и нарождающийся.
Тема 7: “Инновационное
предпринимательство”
Вопросы:
1. Малый бизнес и инновации.