Интегральная модель систем государственно-общественного управления образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:35, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена современным социально-экономическим контекстом, который характеризуется существенными изменениями в государственном устройстве, развитием гражданского общества, изменением роли гражданских институтов и граждан в политической и социальной системе. Повышение роли и значения гражданских институтов в сфере образования неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Российской Федерации Д.А.Медведева.

Файлы: 1 файл

098_АвРеф-рт АС 16.01.11.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

На правах рукописи

 

 

 

Седельников

Александр Александрович

 

 

 

 

ИНТЕГРАЛЬНАЯ  МОДЕЛЬ СИСТЕМ

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

 

 

 

 

 

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание  ученой степени

кандидата педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2011

 

 

 

 

 

 

 

Диссертация выполнена  на кафедре педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации

 

 

 

Научный руководитель:

Моисеев Александр Матвеевич, кандидат педагогических наук, доцент

Официальные оппоненты:

Болотов Виктор Александрович, академик Российской академии образования, доктор педагогичсеских наук, профессор

Сигалов Сергей Вадимович, кандидат педагогических наук

Ведущая организация:

НОУ ВПО «Московская  высшая школа социальных и экономических  наук»


 

 

 

 

Защита диссертации  состоится: 17 февраля 2011 г. на заседании  диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук Д008.014.01 при Институте управления образованием Российской академии образования по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д.8, корп. 2

 

 

С диссертацией можно ознакомиться: в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт управления образованием» и на официальном сайте www.iuorao.ru.

 

 

Автореферат диссертации  разослан:  15 января 2011 года.

 

 


 

Ученый секретарь диссертационного совета              Т.И.Пуденко

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  темы исследования обусловлена современным социально-экономическим контекстом, который характеризуется существенными изменениями в государственном устройстве, развитием гражданского общества, изменением роли гражданских институтов и граждан в политической и социальной системе. Повышение роли и значения гражданских институтов в сфере образования неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Российской Федерации Д.А.Медведева.

Поставленные и реализуемые сегодня задачи модернизации общего образования потребовали расширения общественного участия в формировании и реализации государственной политики в сфере образования, в управлении образованием, в оценке его эффективности и качества. Указанные направления рассматривались как приоритет развития образования во всех стратегических документах российского образования двух последних десятилетий, включая последние наиболее концептуальные (Концепция модернизации российского образования до 2010 г.; Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года; Федеральная целевая программа развития образования на период 2006-2010 гг.)

В 2004-2006 гг. МОН  РФ санкционировало проведение  эксперимента по апробации новой эффективной формы участия представителей общества в управлении общеобразовательным учреждением – управляющего совета. В 2007-2009 гг. в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 31 субъекте РФ реализованы региональные комплексные проекты модернизации образования (РКПМО), в которых было предусмотрено расширение общественного участия в управлении образованием. Реализация этих проектов наглядно и убедительно продемонстрировала значимость государственно-общественного взаимодействия в управлении, в контроле и в оценке качества образования, в обеспечении общественной поддержки модернизации образования.

Развитие  общественного участия в формировании образовательной политики, в управлении и в контроле качества образования продолжает оставаться одним из приоритетов развития образования на ближайшую перспективу в числе основных направлений деятельности Правительства РФ1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает обеспечение открытости школьного управления, развитие практики общественного участия в управлении образованием.

Вместе с  тем расширяющаяся практика создания разнообразных организационных структур и форм на школьном и муниципальном уровнях, призванных реализовать государственно-общественный характер управления образованием, выявила следующие проблемы и негативные тенденции:

- известные и новые формы и процедуры общественного участия в управлении зачастую понимаются и внедряются как набор разнообразных, не связанных друг с другом, а иногда и противоречащих друг другу, взаимоисключающих инструментов опосредованного и, часто, имитационного привлечения общественности к управлению;

- нормативные предписания статьи 35 закона РФ «Об образовании» об обязательности сочетания принципов единоначалия и самоуправления понимаются и часто реализуются как механическое и бессистемное их формально-организационное сочетание, что чревато нарушением единоличной системы управления без создания новой работоспособной системы государственно-общественного управления образованием.

Данное обстоятельство свидетельствует о практической актуальности исследования феномена «государственно-общественное управление в образовании» (далее по тексту – ГОУ или ГОУО) и разработки научно обоснованной общей, интегральной концептуальной модели систем ГОУ на уровне образовательного учреждения и на муниципальном уровне.

Выявленные  проблемы практики во многом являются следствием современного состояния научной разработанности проблематики ГОУО. Причины этих проблем заключаются в отсутствии разработанных на основе единой научно-теоретической концепции методических рекомендаций по проектированию, созданию и внедрению систем государственно-общественного управления в образовании. Поэтому наряду и в связи с отмеченной выше практической актуальностью данного исследования можно констатировать и его научную актуальность.

Говоря о степени научной разработанности проблемы ГОУО, следует отметить, что в научной литературе, посвященной вопросам теории управления образованием, уже поставлены проблемы соотношения, взаимозависимости и взаимовлияния управления и образования, сочетания государственного и общественного в управлении образовательными учреждениями и системами образования и ведутся исследования, количество и интенсивность которых в последние годы заметно увеличились.

Исследованию  процессов участия общества в  управлении образованием посвящены  работы таких зарубежных авторов, как  Дж. Ст. Милль, Д. Дьюи, Д. Конант, Р. Вестбрук, Э. Гутман, Э. Энтвистл, Т. Найт, А. Нейл, М. Барбер и др. Это свидетельствует о том, что задача привлечения общественности к управлению образованием является актуальной не только для России, но и входит в мировую проблематику развития управления образованием, носит глобальный характер. Анализ зарубежного опыта в сфере общественного участия в образовании проведён Н.А. Ахтамазян, В.И. Гусаровым, И.М. Курдюмовой, А.А. Пинским.

В работах  отечественных авторов по инновационному менеджменту в образовании и теории управления развитием образования, таких как А.М. Моисеев, А.А. Пинский, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, К.М Ушаков, Т.И. Шамова и др. вопросы ГОУО стали предметом глубокого научного исследования.

Различные аспекты  реализации принципа государственно-общественного  управления образованием всесторонне рассмотрены в работах А.И. Адамского, Н.В. Акинфиевой, О.Ю. Валетовой, В.И. Гусарова, В.К. Бацына, В.И. Бочкарёва, С.Г. Косарецкого, А.М. Моисеева, Т.Г. Новиковой, Е.В. Переславцева, А.А. Пинского, А.С. Прутченкова, А.М. Цирульникова.

Исследованию  участия общественности в управлении образованием на уровне регионов и муниципальных образований посвящены работы С.Г. Алексеева, Г.А. Белинского, Т.Ч. Будаевой, А.Ф. Гузаировой, Н.В Мальковец, Н.Д. Попова, Т.В. Саенко, С.Д. Сергеева, Т.А. Степановой, на уровне образовательного учреждения - В.И. Бочкарева, Н.Ф. Дика, А.К. Каменского, А.И. Кузнецова, В.Ю. Коровкина, Л.А. Мокрецовой, М.Н. Недвецкой, Н.В. Политкутиной, О.С. Скорохода.

Исследования  феномена ГОУО имеют в настоящее  время достаточно широкую эмпирическую базу. В законодательствах стран Западной Европы, Северной Америки, Австралии, Англии, ЮАР и др. проработаны вопросы правового регулирования форм общественного участия в управлении образованием, что обеспечило широкую практику развития национальных систем государственно-общественного управления в образовании.

В России в  рамках ПНП «Образование» и в инициативном порядке с 2004 года по настоящее время в 32 субъектах РФ те или иные формы государственно-общественного управления реализованы в большинстве общеобразовательных учреждений. Благодаря этому накоплен определенный потенциал научных идей, проведены теоретические исследования, разработаны и апробированы разнообразные методические рекомендации по созданию организационных форм, процедур и регламентов ГОУО, имеются результаты их эмпирических исследований, экспериментальной апробации, мониторинга.

Вместе с  тем построение практико-ориентированных  научных основ создания, функционирования и развития ГОУО пока далеко от своего завершения: до настоящего времени не выработано устоявшегося определения феномена ГОУО, сохраняется широкое многообразие мнений по поводу его сущности, содержания, форм, функциональных характеристик.

При этом современные исследования этого  феномена часто исходят из различных теоретических, методологических и культурно-исторических оснований. Это приводит к тому, что сущность и смысл этой категории иногда размываются, теряют устойчивые концептуальные очертания.

Вследствие  этого порождаемые практикой  разнообразные формы реализации ГОУО исследуются нецелостно, как принципиально различные по содержанию, несовместимые структурно и организационно в системе управления образованием и даже иногда как взаимоисключающие друг друга, что затрудняет разработку общей, единой научной концепции ГОУО,  методологии проектирования и создания  систем ГОУО.

Проблема исследования. Таким образом, основное противоречие современного состояния исследований заключается в том, что сущностно единый и целостный феномен ГОУО представлен в них фрагментарно, локально, в своих многообразных частных формах, но без необходимых концептуальных обобщений и раскрытия связей между этими частными проявлениями.

Данное противоречие позволяет  сформулировать в качестве научной  проблемы нашего исследования проблему неразработанности обобщающих целостных теоретических представлений о ГОУО и как следствие этого – несформированности единой концептуальной основы организационного проектирования и создания вариативных сопряжённых систем ГОУ на уровне образовательного учреждения и муниципальной системы образования.

Необходимость решения  этой научной проблемы определяет актуальность и выбор темы диссертационного исследования: «Интегральная модель систем государственно-общественного управления образованием».

Объектом исследования является государственно-общественное управление образованием.

Предметом исследования является интегральная модель систем ГОУО как общая концептуальная  основа организационного проектирования, создания и развития вариативных систем ГОУО на уровне образовательного учреждения и на муниципальном уровне.

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная апробация интегральной концептуальной модели систем ГОУО (содержащей в себе в качестве частных ее форм, структурных элементов и подсистем все мыслимое многообразие таких систем) и методов проектирования, создания и развития на ее основе вариативных сопряжённых систем ГОУ образовательным учреждением и муниципальной системой образования.

В подходе к достижению поставленной цели мы исходили из допущений о том, что:

1) классификация, анализ и синтез существующих подходов к исследованиям феномена «государственно-общественное управление в образовании» позволит:

- обнаружить обобщающие их концепцию и принципы;

- установить общие свойства и признаки апробированных и теоретически возможных форм реализации принципа ГОУО;

- представить все эмпирическое многообразие вариативных систем ГОУО в качестве потенциальных структурных элементов, органичных подсистем интегрирующей их единой организационной модели ГОУО;

- разработать интегральную модель систем ГОУО как базовый концептуальный организационный проект таких систем, объединяющих и сочетающих в себе все вариативные формы реализации принципа ГОУО.

2) возможно гармонично сочетать в объединяющей модели концептуального проекта систем ГОУО все известные формы самоуправления без редукции последних к таким ее структурным элементам, которые теряют свои качества и признаки в сравнении с их автономным существованием. Наоборот, будучи объединенными в единую систему, они конструктивно взаимодействуют, дополняют и усиливают друг друга, обогащаются системными свойствами и эффектами.

3) интегральная модель систем ГОУО создает условия для:

- разработки методов организационного проектирования, апробации и внедрения реальных вариативных систем ГОУ на уровне образовательного учреждения и на уровне муниципального образования на основе единого организационного проекта;

Информация о работе Интегральная модель систем государственно-общественного управления образованием