Интегральная модель систем государственно-общественного управления образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:35, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена современным социально-экономическим контекстом, который характеризуется существенными изменениями в государственном устройстве, развитием гражданского общества, изменением роли гражданских институтов и граждан в политической и социальной системе. Повышение роли и значения гражданских институтов в сфере образования неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Российской Федерации Д.А.Медведева.

Файлы: 1 файл

098_АвРеф-рт АС 16.01.11.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

- проектирования и внедрения частных вариативных систем ГОУО как самостоятельных организационных форм и, одновременно, в качестве потенциальных структурных и функциональных системных элементов, подсистем будущей целостной системы ГОУ на школьном и муниципальном уровнях;

- разработки и применения общих подходов, единых методов и критериев оценки и экспертизы организационных проектов, мониторинга и корректировки организационной структуры действующих систем ГОУО;

- управляемого планомерного развития частных вариативных систем ГОУ через поэтапное создание других дополняющих структурных элементов, подсистем, свойств, функций, содержащихся в интегральной модели, до полной системы ГОУО, в своем развернутом виде адекватно воплощающей ее интегральную организационную модель.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что концептуальная интегральная модель систем ГОУ на школьном и муниципальном уровне может явиться обобщенной основой проектирования и создания множества таких вариативных систем в реальной практике, если:

- она разработана на основании теоретического обобщения исследований и практики ГОУО;

- она построена на принципах: системного подхода, оптимального сочетания централизации и децентрализации функций управления, сочетания коллегиальных и единоличных форм организации, баланса распределения обязанностей, прав и ответственности между субъектами управления;  

- её ключевыми характеристиками являются: интегральный характер как проекта организации управления и широкая вариативность реализации в системах управления на школьном и муниципальном уровнях; обязательное сочетание в субъектах управления государственного и общественного представительства; ее функциональные возможности представлять собой, с одной стороны, проект полностью развернутой  системы ГОУО, с другой стороны, программу (проект) ее поэтапного управляемого развития; системное и гармоничное сопряжение в единой системе управления существующих и новых органов и форм общественного участия в управлении; 

- она включает в свой структурно-функциональный состав: систему индивидуальных и коллегиальных субъектов управления, распределенные между этими субъектами функции управления, организационные механизмы управления (управленческие технологии, процедуры и регламенты их реализации), организационную структуру (иерархические и координационные связи внутри себя и прямые и обратные связи с объектами управления);

- она опирается на наличие необходимых условий (нормативно-правовых, научно-методических, информационных, организационных);

- она опирается на адекватную ее содержанию технологию проектирования и перехода от базовой модели к различным конкретным вариациям и модификациям, сохраняющим качества этой базовой модели. 

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1) Выявить путем анализа и обобщения российского и зарубежного опыта исследований основные признаки и свойства ГОУО как целостного феномена.

2) Проанализировать ключевые проблемы практики ГОУО и предложить подходы к их разрешению через реализацию системного, интегрирующего метода исследования и организационного проектирования.

3) Представить содержательное и формальное многообразие частных форм феномена ГОУО в виде синтезирующей их интегральной модели, описать структуру и основные характеристики интегральной модели сопряжённых систем ГОУ на муниципальном и школьном уровнях.

4) Разработать на основе предложенной интегральной модели проекты вариативных систем ГОУ на школьном и муниципальном уровнях.

5) Провести эксперименты по апробации разработанных на основе интегральной модели проектов вариативных сопряжённых систем ГОУО на школьном и муниципальном уровнях.

6) Проанализировать и оценить результаты, а также прогнозируемые и иные возможные эффекты экспериментальной работы по внедрению вариативных систем ГОУО в системы управления образованием на школьном и муниципальном уровне.

Методологической  основой исследования является системный подход.

Теоретической основой исследования послужили основные концепции и положения социальной философии о государстве и гражданском обществе, основы гражданского права, положения теории систем, теории организаций и науки об управлении, включая вопросы управления образованием.

В качестве теоретической  базы исследования использованы: концепция  открытого общества К.Поппера; научные  идеи Б. Барбера, Д. Конанта, Р. Вестбрука  и др. о взаимосвязи и взаимозависимости  демократии и образования; концепции и идеи о взаимосвязи демократического образования и демократизации управления образованием Дж. Дьюи, С. Френе, А.А. Пинского, И.Д. Фрумина, А.Н. Тубельского и др.; положения теории научного управления Ф.У. Тэйлора, бюрократичекой теории М. Вебера, классической теории А.Файоля; положения теории социального отчуждения К. Маркса в ее интерпретации в социологии образования в работах Э. Дюркгейма, П. Фрейре, Г.С. Батищева, А.А. Хамидова; теоретические разработки по вопросам управления образовательными системами и учреждениями В.С. Лазарева, О.Е. Лебедева, Ю.А. Конаржевского, А.М. Моисеева, М.М. Поташника, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой; методология проектирования систем управления на основе их концептуальных моделей А.М. Моисеева, исследования и идеи по вопросам государственно-общественного управления образованием М. Барбера, А.М. Моисеева, А.А. Пинского и др.

Методы  исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы теоретические и эмпирические методы  исследования. Теоретические методы: анализ научных философских и педагогических источников и диссертационных исследований по теме работы; обобщение теоретических положений и эмпирических данных; анализ (сравнительно-правовой и историко-правовой), логическое, функциональное и проспективное толкование норм права Российского и зарубежного законодательства, нормативных и инструктивных документов федерального и регионального уровней в области ГОУО; анализ федеральных программ и проектов, направленных на развитие общественного участия в образовании; проблемно-ориентированный анализ созданных систем ГОУО; методы теории систем и теории организаций, научного менеджмента (теоретическое и организационное моделирование, метод аналогий, экспертно-аналитический метод и др.). Эмпирические методы: наблюдение, формирующий и социальный эксперимент; экспертиза организационной структуры ГОУ образовательных учреждений и муниципальных образований, их локального нормативного правового обеспечения; статистический анализ данных.

Посредством указанных методов осуществлялась теоретическая интерпретация научного и эмпирического материала, положенного в основу авторских выводов и предложений.

Эмпирическую  базу исследования составляют: законодательство и практика в области управления образованием в России, в ряде стран ЕС, в США, ЮАР и др.; результаты апробации и исследований форм ГОУО других исследователей; результаты проектов, реализованных в различных регионах России: мегапроекта «Развитие образования в России» (1999-2003 гг.), ряда российско-британских проектов и федеральных проектов в рамках Федеральных программ развития образования 2005-2009 гг., федерального эксперимента по апробации школьных управляющих советов 2004-2006 г., региональных комплексных проектов модернизации образования в рамках ПНПО 2006-2009 гг.; результаты мониторинга систем ГОУО, анкетирования участников ГОУО, экспертизы описаний практик (кейсов) общественного участия в управлении образованием, проведенных Институтом развития ГОУО выборочно в регионах РКПМО и в Ханты-Мансийском АО; собственная экспериментальная работа соискателя как в рамках вышеуказанных проектов и экспериментов, так и проводимая им в 36 общеобразовательных учреждениях и 4 муниципальных системах образования Красноярского края (с 1997 г.).

Этапы исследования:

Первый  этап (1997-2004гг.) – экспериментальная работа по проектированию и внедрению вариативных систем ГОУ на школьном и на муниципальном уровне, анализ эмпирического материала, определение методов проведения исследования, анализа и оценки результатов экспериментальной работы.

Второй  этап (2005-2006 гг.) - изучена степень научной разработанности проблемы ГОУО, ее нормативная правовая база в России и за рубежом, исследован исторический и современный опыт апробации форм ГОУО, осуществлено изучение научных трудов, определен научный аппарат исследования, разработана интегральная модель и на ее основе вариативные системы ГОУО, программа экспериментов по их апробации.

Третий  этап (2007-2009) гг. – реализована программа экспериментальной работы, на основе анализа результатов собственной экспериментальной работы, экспериментов других исследователей, изучения практики реализации ГОУО сформулированы теоретические выводы и разработаны методические рекомендации по созданию систем ГОУО, разработаны и внесены предложения о развитии законодательной базы ГОУО на федеральном и региональном уровнях, завершено оформление текста диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Предложена классификация существующих подходов к исследованиям феномена «государственно-общественное управление в образовании», на основании которой установлены их общие теоретические основания и обобщающие их принципы.

2. Разработаны основные принципы, структурно-функциональный состав и ключевые характеристики интегральной модели вариативных сопряжённых систем ГОУ на школьном и муниципальном уровнях как основы организационного проектирования, создания и развития таких систем в практике образования, в которой на основании системного подхода вариативные системы ГОУО, системы ГОУ на школьном и муниципальном уровнях, системы общественного самоуправления, самоорганизации и общественной самодеятельности представлены в качестве подсистем их общей интегральной модели.

3. Предложены технология проектирования и методы развития и преобразования частных вариативных форм ГОУО в целостную систему общественного участия в управлении на школьном и муниципальном уровнях на основе ее интегральной модели.

4. Выявлены и проанализированы существенные условия (нормативно-правовые, научно-методические, информационные, организационные), необходимые для реализации предложенной технологии проектирования, создания, преобразования и развития систем ГОУО на основе их интегральной модели.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке обобщающего теоретического представления, охватывающего  в форме концептуального организационного проекта интегральной модели систем ГОУО многообразные проявления феномена «государственно-общественное управление образованием» и позволяющего реализовать общую методологию проектирования и исследования вариативных форм общественного участия в управлении образованием, что имеет принципиальное значение для науки управления образовательными организациями и системами.

Практическая  значимость исследования заключается в создании методического, организационного и нормативно-правового обеспечения внедрения, развития и мониторинга систем ГОУО на основе их базовой обобщённой интегральной модели.

Результаты, выводы и рекомендации диссертационной работы могут быть использованы и уже используются в целях развития систем ГОУО органами управления образованием и образовательными учреждениями, а также в учреждениях дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих кадров системы образования в ряде субъектов РФ в процессе реализации образовательных программ повышения квалификации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интегральная модель как концептуальный проект системы ГОУО на муниципальном и школьном уровне синтезирует все многообразие апробированных и потенциальных организационных форм общественного участия в управлении образованием.

2. Вариативные системы ГОУО, разработанные на основе их интегральной модели, с одной стороны, представляют собой относительно целостные и самостоятельные организационные формы реализации принципа ГОУО, с другой стороны, они представляют собой органичные фрагменты, подсистемы целостной системы ГОУО, которая в своем завершенном виде является полностью реализованным организационным проектом, изначально содержащимся в предложенной интегральной модели.

3. Предложенная технология и методы проектирования, внедрения и развития вариативных систем ГОУО на основе их интегральной модели обеспечивает управляемое поэтапное развитие, дополнение и расширение организационных форм и процедур общественного участия в управлении образованием, извлекаемых из интегральной модели, как проекта, с учетом местных условий образовательных учреждений и муниципальных систем образования.

4. Реализация предложенной технологии проектирования, создания и развития систем ГОУО на основе их интегральной модели возможна при наличии (создании) необходимых нормативно-правовых, научно-методических, информационных и организационных условий.

Достоверность полученных результатов и выводов  исследования обеспечена теоретической обоснованностью исходных посылок и положений исследования, применением методов, адекватных его предмету, цели, задачам и логике, достаточно широкой базой теоретических и эмпирических источников, сопоставимостью предлагаемых выводов с экспериментальной практикой, воспроизводимостью результатов в различных образовательных учреждениях и муниципальных системах образования.

Апробация результатов диссертационной работы.

Информация о работе Интегральная модель систем государственно-общественного управления образованием