Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:35, автореферат
Актуальность темы исследования обусловлена современным социально-экономическим контекстом, который характеризуется существенными изменениями в государственном устройстве, развитием гражданского общества, изменением роли гражданских институтов и граждан в политической и социальной системе. Повышение роли и значения гражданских институтов в сфере образования неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Российской Федерации Д.А.Медведева.
5. Система ГОУО муниципальной сети образовательных учреждений с включением в нее ГОУ образовательных учреждений.
Выбор для
экспериментальной апробации
Одним из ключевых принципов предложенной в диссертационном исследовании технологии проектирования является государственно-общественным образом организованная деятельность по проектированию, созданию, оценке и коррекции систем ГОУО. Данный принцип впоследствии становится одним из существенных организационных условий функционирования и развития созданных систем ГОУО.
Во втором параграфе главы 2 «Практическое воплощение спроектированных систем государственно-общественного управления на школьном и муниципальном уровнях» дано описание экспериментальной практики создания и развертывания вышеперечисленных вариантов систем ГОУ с 1997 года по настоящее время.
Апробация варианта «Система ГОУ сформированной системой социального партнерства школы и гражданских организаций» осуществлена:
- в 12 общеобразовательных школах Советского района г. Красноярска (1997–1999гг.) в форме совместно управляемой деятельности школы и благотворительного общественного фонда попечительства о школе, как самостоятельного юридического лица;
- в школе
№ 143 Советского района г.
В период с 1997
г. по 1999 г. с участием автора ГОУ
система «школа-фонд» распростр
Апробация варианта «Система ГОУ образовательным учреждением, включающая управляющий совет учреждения» осуществлена в 16 школах Советского района г. Красноярска (2004-2005гг.), 10 школах г. Шарыпово Красноярского края (2005-2006гг.).
Интеграция ГОУ социальным партнерством и внуришкольного ГОУ в сопряженную систему ГОУ в созданной системе образования на уровне школы апробирована в 12 школах Советского района г. Красноярска.
«Система ГОУ сформированной системой социального партнерства в муниципальном образовании» апробирована в муниципальных образованиях: г. Красноярск, г. Енисейск, г. Лесосибирск (2001-2002гг.) в форме совместно с местной администрацией управляемых межшкольных благотворительных фондов попечительства об образовании (юридических лиц).
Интеграция в такую систему ГОУ социальным партнерством на уровне образовательных учреждений осуществлена в Советском районе г. Красноярска (2002-2007г.) путем ассоциирования ранее созданных школьных фондов в межшкольном благотворительном фонде (юридическом лице), включающем к настоящему времени 84 образовательных учреждения.
«Система
ГОУО муниципальной сети образовательных
учреждений с включением в нее
ГОУ образовательных
Методические рекомендации по проектированию, созданию и развертыванию деятельности управляющих советов школ и муниципальных советов по образованию, разработанные при участии автора группой под руководством А.А. Пинского, А.М. Моисеева (2004-2006 гг.) были использованы в 8 регионах РФ в ходе федерального эксперимента по апробации управляющих советов (2004-2006гг.) и в ходе реализации РКПМО в 31 регионе РФ, а также в Ханты-Мансийском А.О. (2006-2009гг.).
В третьем параграфе главы 2 «Анализ результатов построения систем государственно-общественного управления образованием в образовательных учреждениях, в муниципальных системах управления образованием на основе предложенной интегральной модели» представлен анализ апробированных вариативных систем ГОУО, выделены общие и особенные, результаты, проанализированы различия в результатах как функция вариативности систем и исходных условий эксперимента, представлена классификация различий, дано описание выявленных причинно-следственных связей между вариативностью систем, результатами внедрения и начальными условиями эксперимента.
Применение метода проблемно-ориентированного анализа в оценке результатов экспериментальной работы позволило выявить дефекты и дефициты апробированных вариантов систем ГОУО, а также обнаружить, что преодоление выявленных дефектов и дефицитов осуществимо через развитие созданных вариативных систем путем последовательного воплощения в них недостающих структур и элементов из интегральной модели.
В результате проведенной экспериментальной работы делается вывод о принципиальной работоспособности апробированных вариативных систем, представляющих собой основные варианты воплощения интегральной модели систем ГОУО. Будучи экспериментально внедренными, все вариативные системы ГОУ из стадии эксперимента перешли в стадию практического использования и проявили за счет общественной составляющей тенденции к саморазвитию в направлении внедрения новых элементов из перечня заложенных в интегральной модели ГОУО.
Полученные в результате эксперимента вариативные системы ГОУО построены на общих принципах, обладают всеми сущностными признаками, ключевыми характеристиками и необходимым структурно-функциональным составом, содержащимися в интегральной модели.
Так, например, управляющие советы школ Красноярского края обладают правовым образом закрепленным за ними перечнем конкретных управленческих полномочий (от 15 до 24 наименований), а также правами, обязанностями и ответственностью, связанными с ними и по состоянию на 2009 год реализуют следующие функции управления (см. Табл.1)
Таблица 1.
Доля Управляющих советов, выполняющих
следующие функции управления (745 школ)
стратегическое планирование |
контроль реализации стратегии |
планирование реализации стратегии |
мотивация реализации стратегии |
84,4% |
89,1% |
37,8% |
94,1% |
В качестве членов управляющих советов школ привлечено более 11 тысяч представителей общественности, что составляет 0,4% населения края.
В управляющие органы на уровне учреждений и на муниципальном уровне межшкольного благотворительного фонда Советского района г. Красноярска вовлечено более 1200 представителей общественности, в качестве благотворителей – более 60 тыс. человек и более 300 коммерческих организаций и частных предпринимателей. Фонд осуществляет деятельность по инвестированию в образование района более 40 млн. руб. ежегодно.
Экспериментально подтверждено, что для реализации систем ГОУО необходимо наличие предусмотренных интегральной моделью условий:
- нормативно-правовых (комплекс нормативно-правовых актов регионального уровня, правовых актов местного самоуправления и локального уровня образовательного учреждения);
- организационных (организационные формы и процедуры: ГОУ контроля и мониторинга деятельности систем ГОУО, санкций в случаях нарушений обязанностей органами ГОУ, формирования их состава и др.);
- информационных (информационная открытость и публичная отчетность органов ГОУО и образовательных учреждений и систем);
- научно-методических (комплекс инструкций и методических рекомендаций, справочников и иных доступных пособий по организации деятельности участников ГОУО);
- образовательно-
В ходе экспериментальной апробации проявились некоторые изначально прогнозируемые социальные эффекты, анализ которых позволяет сделать вывод о возможности исследовать и разрабатывать системы ГОУ образованием также и в качестве инструмента институционального («средового») непрерывного практико-ориентированного гражданского образования детей и взрослых. С другой стороны, система обучения граждан, включая детей, знаниям и навыкам участия в гражданских организациях и в системах ГОУ образованием должна быть необходимой подсистемой воспроизводства и саморазвития систем ГОУ образованием, как в структуре интегральной модели, так и в реальных вариативных системах ГОУ.
К значимым социальным
эффектам, зафиксированным в
- развитие
социальной активности школ и
муниципальных систем
- заметный перенос активности гражданских организаций в сферу образования в связи с привлечением их представителей в открытые для общественности органы ГОУ школьного и муниципального уровней
Закономерная постепенность в становлении и развертывании общественной составляющей в управлении не позволила автору в ограниченный период времени экспериментально апробировать некоторые важные элементы интегральной модели систем ГОУ образованием, что остается актуальной задачей будущих исследований.
Проведенное диссертационное исследование подтвердило основные положения гипотезы исследования и позволило сделать в заключении следующие выводы:
1. При всем многообразии существующих социально-философских концепций и подходов к исследованию общества как субъекта социального управления (гражданского общества), государственно-общественного управления, решена задача выявления основных признаков и свойств ГОУО, как целостного феномена на концептуальном и институциональном уровне, что дало возможность исследовать ГОУО с позиций системного подхода как объект теории организаций и теории управления.
2. Анализ ключевых проблем практики организации ГОУО позволил предложить и обосновать подходы к их разрешению через реализацию системного метода исследования и интегрирующего метода проектирования систем ГОУ на школьном и муниципальном уровнях.
3. Содержательное
и формальное многообразие частных форм
феномена ГОУО представлено в виде разработанной
синтезирующей их в качестве своих подсистем
интегральной организационной модели,
построенной на принципах системного
подхода, оптимального сочетания централизации
и децентрализации функций управления,
баланса распределения компетенции
между субъектами управления, рационального
сочетания открытых коллегиальных и единоличных
форм организации, имеющей определяющие ее
интегральный характер ключевые характеристики, структурно-функциональный
состав. В ходе исследования предложена
адекватная ее содержанию технология проектирования
и перехода от базовой концептуальной
модели к различным конкретным вариантам
и модификациям, сохраняющим качества
этой интегральной модели при соблюдении
необходимых условий: нормативно-правовых, научно-методических,
образовательно-
4. В соответствии с предложенной технологией проектирования на основе интегральной модели систем ГОУО разработаны 5 вариантов проектов различных систем ГОУ на школьном и муниципальном уровне, сохраняющих все существенные признаки и качества, основные принципы построения, ключевые характеристики и структурно-функциональный состав концептуальной интегральной модели.
5. Осуществлены эксперименты по внедрению и апробации разработанных на основе интегральной модели проектов вариативных систем ГОУО в реальных системах управления на школьном и муниципальном уровнях.
6. Проведенное опытно-экспериментальное исследование и анализ результатов и эффектов экспериментальной работы подтвердили, что концептуальная интегральная модель систем ГОУ на школьном и муниципальном уровне действительно становится обобщенной основой проектирования, создания и развития вариативных систем ГОУО в реальной практике при наличии (формировании) необходимых для этого условий и соблюдении адекватной ее сущности технологии проектирования.
В заключении также подчеркивается необходимость дальнейших теоретических и экспериментальных работ, среди необходимых направлений которых должны стать закономерности, методы и модели создания ГОУ образованием на региональном7 и федеральном уровне, модели сетевой организации взаимодействия органов ГОУ между собой и с вовлеченными в сферу образования гражданскими организациями (последнее претендует на включение в будущем в состав организационных условий реализации интегральной модели в системах ГОУО) и др.
Информация о работе Интегральная модель систем государственно-общественного управления образованием