Интегральная модель систем государственно-общественного управления образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:35, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена современным социально-экономическим контекстом, который характеризуется существенными изменениями в государственном устройстве, развитием гражданского общества, изменением роли гражданских институтов и граждан в политической и социальной системе. Повышение роли и значения гражданских институтов в сфере образования неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Российской Федерации Д.А.Медведева.

Файлы: 1 файл

098_АвРеф-рт АС 16.01.11.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

5. Система ГОУО муниципальной сети образовательных учреждений с включением в нее ГОУ образовательных учреждений.

Выбор для  экспериментальной апробации вышеперечисленных  вариативных проектов, которые далеко не исчерпывают общие вариативные  проектные возможности интегральной модели, был обоснован, прежде всего, их новизной и отсутствием на момент начала экспериментальной работы широкой практики по их созданию и организации их деятельности.

Одним из ключевых принципов предложенной в диссертационном  исследовании технологии проектирования является государственно-общественным образом организованная деятельность по проектированию, созданию, оценке и коррекции систем ГОУО. Данный принцип впоследствии становится одним из существенных организационных условий функционирования и развития созданных систем ГОУО.

Во втором параграфе главы 2 «Практическое воплощение спроектированных систем государственно-общественного управления на школьном и муниципальном уровнях» дано описание экспериментальной практики создания и развертывания вышеперечисленных вариантов систем ГОУ с 1997 года по настоящее время.

Апробация варианта «Система ГОУ сформированной системой социального партнерства школы  и гражданских организаций» осуществлена:

- в 12 общеобразовательных школах Советского района г. Красноярска (1997–1999гг.) в форме совместно управляемой деятельности школы и благотворительного общественного фонда попечительства о школе, как самостоятельного юридического лица;

- в школе  № 143 Советского района г. Красноярска  (1997–1999гг.) в форме совместно управляемой  деятельности школы, благотворительного  фонда и двух детско-молодежных общественных организаций (юридических лиц).

В период с 1997 г. по 1999 г. с участием автора ГОУ  система «школа-фонд» распространена в результате специальной работы по ее диссеминации,  поддержанной грантами фондов Ч.Мотта, Сороса, Форда, в более чем 36 городских и сельских школах Красноярского края, Новосибирской, Томской, Иркутской областей, а затем, уже без непосредственного участия автора, в школах других регионов РФ (2000-2004 гг.).

Апробация варианта «Система ГОУ образовательным учреждением, включающая управляющий совет учреждения» осуществлена в 16 школах Советского района г. Красноярска (2004-2005гг.), 10 школах г. Шарыпово Красноярского края (2005-2006гг.).

Интеграция  ГОУ социальным партнерством и внуришкольного ГОУ в сопряженную систему ГОУ в созданной системе образования на уровне школы апробирована в 12 школах Советского района г. Красноярска.

«Система  ГОУ сформированной системой социального  партнерства в муниципальном  образовании» апробирована в муниципальных  образованиях: г. Красноярск, г. Енисейск, г. Лесосибирск (2001-2002гг.) в форме совместно с местной администрацией управляемых межшкольных благотворительных фондов попечительства об образовании (юридических лиц).

Интеграция  в такую систему ГОУ социальным партнерством на уровне образовательных учреждений осуществлена в Советском районе г. Красноярска (2002-2007г.) путем ассоциирования ранее созданных школьных фондов в межшкольном благотворительном фонде (юридическом лице), включающем к настоящему времени 84 образовательных учреждения.

«Система  ГОУО муниципальной сети образовательных  учреждений с включением в нее  ГОУ образовательных учреждений»  апробирована автором в Советском  районе г. Красноярска, в г. Шарыпово Красноярского края в организационной  форме муниципального совета по образованию с представительством в нем управляющих советов школ (2006г.) и распространена с участием автора в 44 муниципальных образованиях Красноярского края.

Методические  рекомендации по проектированию, созданию и развертыванию деятельности управляющих советов школ и муниципальных советов по образованию, разработанные при участии автора группой под руководством А.А. Пинского, А.М. Моисеева (2004-2006 гг.) были использованы в 8 регионах РФ в ходе федерального эксперимента по апробации управляющих советов (2004-2006гг.) и в ходе реализации РКПМО в 31 регионе РФ, а также в Ханты-Мансийском А.О. (2006-2009гг.).

В третьем  параграфе главы 2 «Анализ результатов построения систем государственно-общественного управления образованием в образовательных учреждениях, в муниципальных системах управления образованием на основе предложенной интегральной модели» представлен анализ апробированных вариативных систем  ГОУО, выделены общие и особенные, результаты, проанализированы различия в результатах как функция вариативности систем и исходных условий эксперимента, представлена классификация различий, дано описание выявленных причинно-следственных связей между вариативностью систем, результатами внедрения и начальными условиями эксперимента.

Применение  метода проблемно-ориентированного анализа в оценке результатов экспериментальной работы позволило выявить дефекты и дефициты апробированных вариантов систем ГОУО, а также обнаружить, что преодоление выявленных дефектов и дефицитов осуществимо через развитие созданных вариативных систем путем последовательного воплощения в них недостающих структур и элементов из интегральной модели.

В результате проведенной экспериментальной работы делается вывод о принципиальной работоспособности апробированных вариативных систем, представляющих собой основные варианты воплощения интегральной модели систем ГОУО. Будучи экспериментально внедренными, все вариативные системы ГОУ из стадии эксперимента перешли в стадию практического использования и проявили за счет общественной составляющей тенденции к саморазвитию в направлении внедрения новых элементов из перечня заложенных в интегральной модели ГОУО.

Полученные  в результате эксперимента вариативные  системы ГОУО построены на общих принципах, обладают всеми сущностными признаками, ключевыми характеристиками и необходимым структурно-функциональным составом, содержащимися в интегральной модели.

Так, например, управляющие советы школ Красноярского  края обладают правовым образом закрепленным за ними перечнем конкретных управленческих полномочий (от 15 до 24 наименований), а также правами, обязанностями и ответственностью, связанными с ними и по состоянию на 2009 год реализуют следующие функции управления (см. Табл.1)

Таблица 1.

Доля  Управляющих советов, выполняющих 

следующие функции управления (745 школ)

стратегическое планирование

контроль реализации стратегии

планирование реализации стратегии

мотивация реализации стратегии

84,4%

89,1%

37,8%

94,1%


В качестве членов управляющих советов школ привлечено более 11 тысяч представителей общественности, что составляет 0,4% населения края.

В управляющие  органы на уровне учреждений и на муниципальном  уровне межшкольного благотворительного фонда Советского района г. Красноярска  вовлечено более 1200 представителей общественности, в качестве благотворителей – более 60 тыс. человек и более 300 коммерческих организаций и частных предпринимателей. Фонд осуществляет деятельность по инвестированию в образование района более 40 млн. руб. ежегодно. 

Экспериментально  подтверждено, что для реализации систем ГОУО необходимо наличие предусмотренных интегральной моделью условий:

- нормативно-правовых (комплекс нормативно-правовых актов регионального уровня, правовых актов местного самоуправления и локального уровня образовательного учреждения);

- организационных (организационные формы и процедуры: ГОУ контроля и мониторинга деятельности систем ГОУО, санкций в случаях нарушений обязанностей органами ГОУ, формирования их состава и др.);

- информационных (информационная открытость и публичная отчетность органов ГОУО и образовательных учреждений и систем);

- научно-методических (комплекс инструкций и методических рекомендаций, справочников и иных доступных пособий по организации деятельности участников ГОУО);

- образовательно-просветительских (система повышения квалификации работников образования, дополнительного образования обучающихся, подготовки и просвещения представителей общественности в органах ГОУО)

В ходе экспериментальной  апробации проявились некоторые  изначально прогнозируемые социальные эффекты, анализ которых позволяет сделать вывод о возможности исследовать и разрабатывать системы ГОУ образованием также и в качестве инструмента институционального («средового») непрерывного практико-ориентированного гражданского образования детей и взрослых. С другой стороны, система обучения граждан, включая детей, знаниям и навыкам участия в гражданских организациях и в системах ГОУ образованием должна быть необходимой подсистемой воспроизводства и саморазвития систем ГОУ образованием, как в структуре интегральной модели, так и в реальных вариативных системах ГОУ.

К значимым социальным эффектам, зафиксированным в эксперименте,  следует отнести:

- развитие  социальной активности школ и  муниципальных систем образования,  управление в которых организовано  государственно-общественным образом; 

- заметный  перенос активности гражданских организаций в сферу образования в связи с привлечением их представителей в открытые для общественности органы ГОУ школьного и муниципального уровней

Закономерная  постепенность в становлении  и развертывании общественной составляющей в управлении не позволила автору в ограниченный период времени экспериментально апробировать некоторые важные элементы интегральной модели систем ГОУ образованием, что остается актуальной задачей будущих исследований.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило основные положения гипотезы исследования и позволило сделать в заключении  следующие выводы: 

1. При всем многообразии существующих социально-философских концепций и подходов к исследованию общества как субъекта социального управления (гражданского общества), государственно-общественного управления, решена задача выявления основных признаков и свойств ГОУО, как целостного феномена на концептуальном и институциональном уровне, что дало возможность исследовать ГОУО с позиций системного подхода как объект теории организаций и теории управления. 

2. Анализ ключевых проблем практики организации ГОУО позволил предложить и обосновать подходы к их разрешению через реализацию системного метода  исследования и интегрирующего метода проектирования систем ГОУ на школьном и муниципальном уровнях.

3. Содержательное и формальное многообразие частных форм феномена ГОУО представлено в виде разработанной синтезирующей их в качестве своих подсистем интегральной организационной модели, построенной на принципах системного подхода, оптимального сочетания централизации и децентрализации функций управления, баланса распределения компетенции между субъектами управления, рационального сочетания открытых коллегиальных и единоличных форм организации, имеющей определяющие ее интегральный характер ключевые характеристики, структурно-функциональный состав.  В ходе исследования предложена адекватная  ее содержанию технология проектирования и перехода от базовой концептуальной модели к различным конкретным вариантам и модификациям, сохраняющим качества этой интегральной модели при соблюдении необходимых условий: нормативно-правовых, научно-методических, образовательно-просветительских, информационных, организационных.

4. В соответствии с предложенной технологией проектирования на основе интегральной модели систем ГОУО разработаны 5 вариантов проектов различных систем ГОУ на школьном и муниципальном уровне, сохраняющих все существенные признаки и качества, основные принципы построения, ключевые характеристики и структурно-функциональный состав концептуальной интегральной модели. 

5. Осуществлены эксперименты по внедрению и апробации разработанных на основе интегральной модели проектов вариативных систем ГОУО в реальных системах управления на школьном и муниципальном уровнях.

6. Проведенное опытно-экспериментальное исследование и анализ  результатов и эффектов экспериментальной работы подтвердили, что концептуальная интегральная модель систем ГОУ на школьном и муниципальном уровне действительно становится обобщенной основой проектирования,  создания и развития вариативных систем ГОУО в реальной практике при наличии (формировании) необходимых для этого условий и соблюдении адекватной ее сущности технологии проектирования.

В заключении также подчеркивается необходимость  дальнейших теоретических и экспериментальных работ, среди необходимых направлений которых должны стать закономерности, методы и модели создания ГОУ образованием на региональном7 и федеральном уровне, модели сетевой организации взаимодействия органов ГОУ между собой и с вовлеченными в сферу образования гражданскими организациями (последнее претендует на включение в будущем в состав организационных условий реализации интегральной модели в системах ГОУО) и др.

Информация о работе Интегральная модель систем государственно-общественного управления образованием