Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:30, курсовая работа
Цель работы – разработать рекомендации по повышению эффективности управления конфликтами в организации общественного питания на примере предприятия ОАО «Брест-Юбилейный».
Решение поставленной цели будет осуществляться путём выполнения следующих задач:
рассмотреть природу и типы конфликтов в организациях;
определить причины конфликтных ситуаций на предприятиях общественного питания;
изучить методы разрешения конфликтов на различных его стадиях;
провести анализ конфликтных ситуаций на примере ресторана «Брест-Юбилейный»;
выявить причины конфликтов на анализируемом предприятии;
разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами на предприятии ОАО «Брест-Юбилейный».
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Понятие конфликта и его характеристика……………………………………….6
Природа и типы конфликтов……………………………………………………6
Причины конфликтных ситуаций…………………………………………......15
Динамика конфликта…………………………………………………………...20
Методы разрешения конфликтов……………………………………………...24
Анализ управления конфликтами на предприятии общественного питания ОАО «Брест-Юбилейный»………………………...32
Особенности процесса управления на предприятии ОАО «Брест-Юбилейный»………………………………………………….....32
Анализ конфликтных ситуаций ОАО «Брест-Юбилейный»………………...42
Рекомендации по совершенствованию управления конфликтными ситуациями на предприятии ОАО «Брест-Юбилейный»……………………47
Заключение………………………………………………………………………....52
Список использованных источников……………………………………………..54
Приложение А. Источники возникновения конфликтов………………………..56
Приложение Б. Развитие конфликта……………………………………………...57
Приложение В. Основные способы разрешения конфликтов…………………..58
У человека же помимо потребностей есть интересы и ценности, что усложняет модель конфликта. И если в животном мире в итоге побеждают сила и ловкость одного и страх и инстинкт самосохранения другого, то перспектива человеческих конфликтов — в победе разума и умении общаться [11, с. 38].
Как бы ни развивались цивилизации, ресурсная дефицитность никогда не может быть преодолена полностью, и поэтому все потребности и интересы ни раньше, ни сейчас, ни в будущем нельзя будет удовлетворить полностью. Вот почему человек был вынужден описать для себя приоритеты, которые теперь называются ценностными ориентациями.
Итак, потребность — это объективная нужда субъекта (человека, организации, группы) в чем-либо необходимом для поддержания его жизнедеятельности. Потребности необходимы субъекту для его существования, развития и выступают источником его активности. Неудовлетворенная потребность приводит к смерти (физической, интеллектуальной или социальной).
Реальные условия жизни, возможности и обстоятельства интерпретируют потребности в виде интересов.
Интересы — альтернативное разнообразие потребностей в конкретных жизненных обстоятельствах, осознаваемая субъектом форма проявления его потребностей [23, с. 12].
У человека есть потребность в пище, но потребности в креветках под майонезом не бывает, если не считать какого-нибудь редкого случая медицинского показания. Удовлетворение интересов субъекта обеспечивает удовлетворение тех или иных его потребностей:
Человек в ходе жизни вырабатывает представления, которые, проецируясь на потребности, иерархизируют их и формируют ценности.
Потребности и ценности в свою очередь создают иерархию интересов на каждый момент времени. Изменение ситуации (изменение ресурсного дефицита) приводит к изменениям конкретных иерархий [7, с. 47].
Человек далеко не всегда правильно понимает свои настоящие интересы. Но пока он понимает свой интерес «ошибочно», его «ошибочный интерес» и является для него действительным. Лишь уточняя свои интересы, он может изменить их, скорректировать (отказаться — значит поменять на альтернативный или даже противоположный), и новый станет действительным, а старый — устаревшим или ошибочным.
Интересы и ценности и лежат в основе конфликта. Точнее, не сами, а различия между ними.
Л. Козер, автор теории позитивно-функционального конфликта, особое внимание обращал на роль ценностей, интересов для стабильности и развития как социальных групп, так и социальных систем. Если субъекты, вступившие в конфликт, более не разделяют ценностей, на основе которых функционировала конкретная социальная система, то возникает внутренний конфликт, который ведет к распаду социальной структуры, происходит замена ее на новую, утверждаются новые по своему содержанию объединяющие элементы системы, ценности, интересы. Конфликт в этом случае выступает как способ адекватного приспособления социальных норм к изменившимся обстоятельствам.
Итак, конфликт — это процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентаций [22, с. 17].
Конфликт начинается с того момента, когда хотя бы один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих интересов, ценностных ориентации от интересов, ценностных ориентации другого субъекта или начинает односторонние действия по обеспечению своих интересов (т.е. по поводу различий), но пока еще, не осознавая этих различий.
Если различия существуют, но субъекты их не осознают, это будет являться примером одного из видов потенциального конфликта, после эскалации которого, он может быть назван предконфликтной фазой. Модель конфликта показана на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Модель конфликта
Примечание – Источник: [9, c. 483, рисунок 12.1]
Успех работы с конфликтом во многом зависит от точности описания структуры конфликта: субъектов, предмета, инцидента, отношений, ситуаций.
• Инцидент (информационный) — событие, которое помогло осознать хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов отличие (полное или частичное) его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.
Чтобы точно описать конфликт, необходимо:
• установить его действительных участников;
•изучить их мотивы, цели,
особенности характера, профессиональную
компетентность;
•выявить их отношения
в предконфликтной фазе;
•выявить главные различия интересов и ценностей, которые привели к этому конфликту;
•узнать намерения участников о приемлемых, на их взгляд, способах преодоления конфликта;
•выявить других заинтересованных
субъектов, не участвующих
• определить все возможные в данном конфликте пути преодоления.
Каждый конфликт имеет пространственные и временные характеристики.
Пространственные характеристики конфликта:
Временные характеристики представлены такими параметрами, как:
В зависимости от проявления во внешней среде выделяют скрытые и явные конфликты [6, с. 204].
Существует четыре типа конфликта:
В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на:
По направленности конфликты подразделяются на:
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
И наконец, по критерию результативности конфликты делятся на два типа:
• конструктивные - нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы – характер сотрудничества, кооперации;
• деструктивные - патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации [2, с. 84].
В общем виде классификация конфликтов может быть представлена в виде:
Проанализировав феномен конфликта, как одного из направлений изучения в науке, можно сделать вывод, что данное понятие весьма спорно, а в некоторых случаях и вовсе противоречиво в своём определении. Не существует также единого подхода к его изучению. Поэтому выбор менеджером одного из подходов является определяющим в выборе форм и методов работы с коллективом в конфликтных ситуациях. Успех разрешения конфликтов также зависит от структуры конфликта: субъектов, предмета, инцидента, отношений и ситуаций. Конфликты классифицируются по различным признакам: по направленности, по временным параметрам, в зависимости от проявления во внешней среде и т.д.
1.2 Причины конфликтных ситуаций
У всех конфликтов есть несколько причин: любой конфликт включает в себя объективную и субъективную составляющие. Причина конфликта может заключаться как в объекте, так и в субъекте конфликта. Следовательно, возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием 2 групп факторов: объективных и субъективных.
Факторы объективного характера:
Факторы субъективного характера:
К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликт, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, а выбирает стратегию противодействия. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте вышесказанного носят главным образом субъективный характер [10, с. 113].
Информация о работе Эффективность управления конфликтами в организации