Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 12:11, курсовая работа
В деятельности предприятия порой для разрешения управленческой проблемы требуется не единичное решение, а определенная последовательность действий. Поэтому принятие решения - это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего определенную структуру. Процессом принятия решения является последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблемной ситуации и заключающихся в анализе сложившейся ситуации, генерации альтернатив решения, принятии решения и организации реализации его выполнения.
Введение 3
1 Формальная основа экспертных методов. 5
1.1 Сущность и состав экспертных методов 5
1.2 Порядок образования, способы набора и критерии оценки экспертной группы 7
2 Экспертные методы, используемые в практике анализа и выработки решения. 11
2.1 Методы получения количественных экспертных оценок для альтернативных решений 15
2.2 Методы получения качественных экспертных оценок 18
Заключение 25
Список использованных источников 26
Аналитические экспертные оценки (например, в виде докладной записки) представляют собой глубокий и всесторонний анализ возможных сценариев развития исследуемого процесса. При этом эксперт может привлекать дополнительные документальные материалы, тщательно в течение достаточно длительного времени обдумывать свои ответы.
Метод «Дельфы»
Метод Дельфы является одним из методов групповой экспертной оценки и не требует совместной работы членов группы. Более того, членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы, т. е. обеспечивается независимость мнений членов группы. Метод предусматривает осуществление анализа и выбора решений путем выполнения следующей многошаговой циклической процедуры:
1)Членам группы предоставляется информация о проблемной ситуации и предлагается оценить возможные варианты решения по совокупности показателей.
2)Каждый член группы анонимно и независимо дает оценки и обоснования вариантов решения или предлагает свои варианты.
3)Все оценки и мнения членов группы собираются в центре и обобщаются в сводном документе.
4)Каждый член группы получает копию сводного документа. Ознакомление с мнением других участников может изменить его мнение по поводу возможных вариантов решения проблемы.
Шаги 3 и 4 повторяются столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.
Метод Дельфы наиболее эффективен при выработке решений для сложных, малоизученных, уникальных проблем, характеризующихся большой неопределенностью исходной ситуации и требующих привлечения специалистов разного профиля. Он требует значительных затрат времени и четкой организации процедуры его реализации. Некоторые недостатки метода Дельфи связаны с нехваткой времени, которое отведено эксперту на обдумывание проблемы. В этом случае эксперт может согласиться с мнением большинства, чтобы уйти от необходимости объяснения, в чем заключается отличие его решения от остальных вариантов. Эти недочеты устраняются совершенствованием организации экспертиз путем создания автоматизированных систем обработки результатов опроса.4
Метод «мозгового штурма» (мозговой атаки).
Вследствие того, что варианты решения обдумывают и предлагают сразу несколько специалистов, метод позволяет в течение 15-90 мин. найти большое количество альтернативных решений.
При этом необходимо соблюдать следующие правила:
1. В коллективной творческой работе не должен работать руководитель, от которого зависят специалисты.
2.возможно привлекать к работе как очень хорошо подготовленных специалистов, так и не очень хорошо подготовленных специалистов, но которые способны вдумчиво выполнить анализ проблемы.
3. В процессе выдвижения вариантов решений запрещается критика.
4. Необходимо всячески стимулировать фантазию специалистов.
5. За одно выступление
член группы может подать
6. В заключение необходимо провести дискуссию по выдвинутым вариантам решений.5
Метод "мозговой
атаки" является одним из
основных в организации и
"Мозговой штурм" в ситуационном анализе, как правило, состоит из двух туров. В первом туре происходит генерирование идей, а во втором — обсуждение выявленных идей, их оценка и выработка коллективной точки зрения.
Первый тур проводится
так, чтобы каждый из присутствующих
мог свободно высказать свое мнение
о том, что определяет развитие ситуации,
с его точки зрения, по каким
закономерностям идет ее развитие,
какие управляющие воздействия
со стороны руководства
Любая высказанная
точка зрения, идея должна быть
обсуждена и не может
Если в процессе "мозговой
атаки" в первом туре
Задача первого тура "мозговой атаки" при установлении факторов, определяющих развитие ситуации, состоит в том, чтобы получить возможно более полную картину о факторах, которые могут влиять на развитие ситуации.
Метод сценариев.
При разработке управленческих решений широкое использование находит метод сценариев, также дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений.
Разрабатываемые
С одной стороны,
профессионально разработанные
сценарии позволяют более
Сопоставление и оценка
возможных сценариев развития
ситуации под влиянием как
различных управляющих
Основные способы экспертных измерений - способаы получения экспертных оценок, играющих, во многих случаях, определяющую роль при принятии важных управленческих решений.
1) Непосредственная количественная оценка.
Непосредственная
В первом случае
каждый из экспертов
Например, стоимость жилой
квартиры, цена единицы продукции,
при которой она может иметь
конкурентоспособный спрос,
Если эксперт затрудняется указать конкретное значение показателя, он может указать диапазон, в котором лежит значение оцениваемого показателя.
Во втором случае, когда
оценивается сравнительная
Заранее необходимо условится что, большее значение оценки соответствует более предпочтительному альтернативному варианту. Иногда количественную оценку сравнительной предпочтительности объектов целесообразней производить в баллах, используя специально разработанные балльные шкалы.
2) Метод средней точки.
Метод используется, когда
альтернативных вариантов
При этом в качестве
первого и второго
Далее экспертом указывается альтернативный вариант a4 , значение которого f(a4) расположено посередине между f(а1) и f(а3) и альтернативный вариант a5 , значение которого расположено посередине между значениями f(a1) и f(а2).
Процедура завершается,
когда определяется
Этот метод может быть использован также при экспертной оценке численных значений показателей, имеющих количественный характер.
3) Метод Черчмена - Акофа.
Метод Черчмена - Акофа
используется при
В методе предполагается,
что оценки альтернативных
В нем предполагается
также, что, если
Все альтернативные
варианты ранжируются, по
Далее эксперт сопоставляет
по предпочтительности
Если a1 менее предпочтителен,
чем сумма остальных
Если альтернативный
вариант a1 на каком-то шагу
оказался предпочтительнее
Этот процесс продолжается
до тех пор, пока
При практическом применении
в случае достаточно большого
числа сравниваемых
Так, например, сразу
может определяться сумма
Иногда специфика объектов
экспертного оценивания такова,
что эксперты затрудняются
Бывают также ситуации,
когда характер экспертной
Описание методов, которые могут быть использованы именно для получения качественных оценок объектов или показателей их характеризующих.
1) Экспертная классификация.
Этот метод целесообразно
использовать, когда необходимо
определить принадлежность
Он может быть использован
и тогда, когда конкретные
Если эксперту необходимо
отнести каждый из
Информация о работе Экспертные методы, используемые в практике анализа и выработки решения