Эволюция подходов к менеджменту качества в России – львовская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 04:10, реферат

Описание работы

До недавнего времени при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка. Вопросами управления качеством занимались отделы технического контроля и анализа качества. В их функции входила проверка параметров (свойств) изделий, применяемого сырья, материалов на каждой операции производственного процесса, контроля точности работы оборудования, сбор информации по обнаруженным дефектам продукции, анализ и установление их причин.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Львовская система – СБТ……………………………………………….....3
Львовская система – КС УКП………………………………………….….5
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………. .12

Файлы: 1 файл

сем 1.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

НА ТЕМУ: «ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К  МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА В РОССИИ – ЛЬВОВСКАЯ СИСТЕМА»

 

 

 

 

Научный руководитель:

доцент 

Т.В. Ермакова

Выполнила:

студентка группы ЭУС-91

                                                                                            О.В. Светочева

 

 

 

 

 

Магадан 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….2                  

  1. Львовская система – СБТ……………………………………………….....3
  2. Львовская система – КС УКП………………………………………….….5

Заключение……………………………………………………………………….10 

Список использованной литературы…………………………………………. .12 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Движение за улучшением качества продукции в России существовало с периода проведения индустриализации. С течением времени становилось ясно, что устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.

Мы часто хвалим западные концепции и теории по менеджменту качества, забывая о собственном опыте, о вкладе наших предприятий, а иногда и приоритете в определенных сферах научного знания в области качества.

Исследования отечественного опыта  управления качеством хранит в себе огромный потенциал, который может  быть использован в целях совершенствования  современных СМК.

До недавнего времени при  решении проблем качества предприятия  ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка. Вопросами управления качеством занимались отделы технического контроля и анализа качества. В их функции входила проверка параметров (свойств) изделий, применяемого сырья, материалов на каждой операции производственного процесса, контроля точности работы оборудования, сбор информации по обнаруженным дефектам продукции, анализ и установление их причин.

Обобщение информации позволяло разработать  конкретные мероприятия, направленные на регулирование параметров качества продукции и координацию деятельности по повышению его уровня.

На ряде предприятий и объединений  создавались системы комплексного управления качеством.

В данном реферате рассмотрены две  системы – СБТ (система бездефектного труда) и КС УКП (комплексная система управления качеством продукции), но обе они были разработаны и впервые применены на передовых предприятиях г. Львов и Львовской области.

 

 

 

  1. ЛЬВОВСКАЯ СИСТЕМА - СБТ

Львовский вариант саратовской  системы – система бездефектного  труда (СБТ) – впервые был разработан и внедрен на Львовском заводе телеграфной аппаратуры и некоторых других предприятиях г. Львова в начале 1960-х годов.

Цель системы – обеспечить выпуск продукции отличного качества, высокой  надежности и долговечности путем  повышения ответственности и  стимулирования каждого работника  предприятия и производственных коллективов за результаты их труда.

Основным критерием, характеризующим  качество труда и определяющим размер материального поощрения, является коэффициент качества труда, который  вычисляется для каждого работника  предприятия, каждого коллектива за установленный промежуток времени (неделя, месяц, квартал) путем учета  количества и значимости допущенных производственных нарушений. В системе  устанавливается классификатор  основных видов производственных нарушений: каждому дефекту соответствует  определенный коэффициент снижения. Максимальная оценка качества труда  и максимальный размер премии устанавливаются  тем работникам и коллективам, которые  за отчетный период не имели ни одного нарушения.

Коэффициент качества труда – как  отдельных исполнителей, так и  коллектива в целом – рассчитывался  по формуле:

 

где Ки – исходный коэффициент качества (принимаемый за 1, 10, 100);

Kci. – коэффициент снижения (с) качества за несоблюдение установленного показателя качества труда для i-го задания;

пс – количество коэффициентов снижения качества.

 

 При этом :                          Kci = mi zi,  где:

 mi – количество случаев некачественного выполнения однотипного i-го задания;

 zi – норматив снижения за некачественное выполнение i-го задания.

Недостатком этого  метода считалось то, что в нем  учитывались только коэффициенты снижения, суммирующие недостатки по всем показателям, а превышения установленных значений показателей качества труда не отражались на коэффициенте качества.

Передовые же предприятия большое  внимание уделяли коэффициенту поощрения, поскольку это способствовало повышению  творческой активности трудящихся, поиску новых путей и форм повышения  качества продукции и эффективности  производства.

Принципы организации и функционирования СБТ на различных предприятиях имели  свои особенности. Общими являлись следующие  элементы: сдача продукции с первого  предъявления, коэффициент качества труда, дни оценки качества, строжайший контроль исполнения.

Внедрение СБТ  позволило:

• количественно оценить качество труда каждого работника, каждого коллектива;

• повысить заинтересованность и ответственность каждого работника, каждого коллектива за качество своего труда;

• повысить трудовую и производственную дисциплину всех работников предприятия;

• вовлекать в соревнование за повышение качества продукции всех работников предприятия;

• сократить потери от брака и рекламации, повысить производительность труда.

Львовская СБТ, как и саратовская  система БИП, распространялась главным  образом на стадию изготовления продукции. Известны попытки применения принципов  бездефектного труда в научно-исследовательских  и проектно-конструктор-ских организациях, однако широкое применение СБТ получила на промышленных предприятиях для оценки и стимулирования качества исполнительского (не творческого) труда.

БИП и СБТ устраняли отрицательные  субъективные причины; устранение объективных  причин началось со следующих модификаций  систем качества.

 

 

 

 

 

  1. ЛЬВОВСКАЯ СИТЕМА – КС УКП

В начале 1970-х годов специалисты  Госстандарта в сотрудничестве с организациями различных министерств и ведомств провели анализ, изучение и обобщение передового опыта предприятий в управлении качеством продукции.

Результатом проведенных исследований стало создание единых принципов  построения комплексной системы управления качеством продукции предприятия (КС УКП) на базе его стандартов.

КС УКП – это совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается и поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения.

Почему система называется комплексной? Качество продукции зависит от многих факторов и условий:

  • степени прогрессивности конструкторских разработок и добротности применяемого сырья, материалов и комплектующих изделий;
  • совершенства планирования и соблюдения технологической дисциплины;
  • оборудования цехов и гибкости механизма стимулирования, рационального подбора и расстановки кадров;
  • организации труда всего коллектива и качества работы отдельных исполнителей.

Метрологическое обеспечение производства, аттестация продукции, организация службы контроля также оказывают воздействие  на качество продукции.

Комплексность системы  проявляется и в том, что она  позволяет управлять качеством  на основных стадиях жизненного цикла  продукции:

  • стадиях исследования, проектирования и изготовления;
  • в период обращения и реализации;
  • стадии эксплуатации или потребления.

При функционировании КС УКП решались следующие задачи:

  • создание и освоение новых видов высококачественной продукции, соответствующих лучшим мировым образцам;
  • повышение удельного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства;
  • улучшение показателей качества выпускаемой продукции и перевод ее в более высокую категорию качества;
  • своевременное снятие, замена или модернизация продукции второй категории;
  • планомерное повышение качества работы коллективов и исполнителей;
  • обеспечение выпуска продукции в строгом соответствии с требованиями НТД, то есть запланированного, заданного уровня качества.

При построении КС УКП очень важно определить ее основные составляющие, которые обеспечивают выполнение функции управления, а также взаимодействие по вопросам качества с вышестоящими организациями управления, поставщиками и потребителями продукции. Следует помнить также, что для эффективного функционирования систем большое значение имеет выбор организационно-технической основы. В качестве таковой для систем управления качеством продукции была определена Государственная система стандартизации (ГСС).

Широкое внедрение комплексных  систем на предприятиях дало мощный импульс  развитию заводской стандартизации.

Совершенное высокоразвитое промышленное производство резко увеличило число  функций технических и экономических  служб, расширило внутрипроизводственные связи, увеличило объем информации в системе управления качеством, что привело к увеличению документооборота, необходимости его упорядочения, соответствия документальной основы управления качеством на предприятиях и объединениях общим нормативно-техническим, регламентирующим и правовым документам.

Все эти вопросы решались применением  стандартов предприятий (СТП) как внутренней организационно-методической, регламентирующей и правовой основы функционирования системы управления качеством предприятия.

СТП не только регламентировали показатели качества продукции, но и играли огромную роль в организации деятельности работников предприятий, связи различных  подразделений и отдельных исполнителей при выполнении работ и т. п.

Комплекс СТП строился по блочному (модульному) принципу в соответствии с системным подходом к построению КС УКП.

Стандарты предприятия, в отличие  от других нормативно-технических документов, сочетали в себе обязательность и  возможность учета специфических  условий предприятия, передового опыта  и последних технических достижений в той или иной области.

Стандарты предприятий отличались от инструкций, положений и других регламентирующих документов тем, что  разрабатывались в соответствии с действующими государственными и  отраслевыми стандартами, подлежали  обязательному контролю как нормативные  документы ГСС, периодическому пересмотру, были обязательны для всех подразделений, взаимосвязаны и не допускали  разных толкований.

Стандарты предприятий выполняли  организационно-распорядительную функцию. Они устанавливали порядок, очередность  действий органов управления и исполнителей для достижений целей в области  повышения качества продукции. Это  позволяло предприятию влиять на все факторы и условия, от которых  зависело качество выпускаемой продукции, планировать и постоянно обеспечивать реализацию планов повышения технического уровня и качества продукции.

Комплексные системы как разновидность  организационно-распорядительных методов  имели особое значение для инженерно-технических  и административных работников предприятий. Само содержание понятий «инженерный  труд» и «управленческая деятельность»  получили большую конкретность и  очевидность. Появилась большая  возможность разработать и внедрить методы оценки качества труда для  ИТР и служащих.

Информация о работе Эволюция подходов к менеджменту качества в России – львовская система