Кадровая политика организации и характеристика ее основных элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретического материала по проблематике темы и в анализе реализации кадровой политики в организации на примере нескольких крупных компаний России.

Содержание работы

Введение 1
1.1. Понятие и виды кадровой политики
1.2. Формирование кадровой политики. 5
1.2.1. Этапы построения кадровой политики.
1.2.2. Формирование кадровой политики организации в условиях дефицита рабочих кадров. 6
1.3. Совершенствование кадровой политики. 7
1.4. Кадровая политика на примере реально существующих предприятий 8
1.4.1. Кадровая политика ООО «Светосервис»
1.4.2. Кадровая политика ООО «ЗААБ Инвест» 9
1.4.3.Кадровая политика Кировского завода
2.1. Психологические методы оценки персонала при подборе (отборе) 10
2.2. Профессиографический и психографический анализ персонала 14
2.2.1. Психологический анализ.
2.2.2. Профессиографический анализ персонала
2.2.3. Психографический анализ 19
Таблица 21
Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» 23
Графический тест «Дерево»
Анализ Г. Рида 24
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Кадр Политика орг и характер ее элементов.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

 

10. Ассессмент-центр.

 

Комплексный метод, включающий сразу несколько оценочных процедур,–  тестирование, интервью, ролевые игры. Один из самых эффективных инструментов в арсенале HR-менеджера – адекватность оценки сотрудников таким методом не подвергается сомнению практически никем. «Но иногда на выходе получается слишком много ненужной информации,– говорят эксперты.– А за нее тоже приходится платить». Ассессмент-центр дорог и потому элитарен: его применяют обычно при оценке топ-менеджмента. «Если надо спланировать карьерное развитие группы руководителей,– рассказывает Олег Василевский, директор департамента персонала глиноземного дивизиона «Русала»,– мы выбираем ассессмент. Так оценивается весь кадровый резерв руководящего состава»..

С точки зрения как надежности, так и стоимости процедуры оценки, влияющей на общую стоимость подбора персонала, наиболее оптимальными являются нижеперечисленные инструменты оценки, которые и рекомендуется рекрутерам использовать в работе:

-интервью:

-по компетенциям;

-личностное;

-бизнес-интервью;

-профессиональные тесты;

-аналог методики МВО;

-кейс-методики;

-проверка рекомендаций.

Среди методик оценки, применяемых при подборе персонала, не указана технологию ассессмент-центра. Рассмотрим данный метод подробнее.Ассессмент — это метод оценки потенциала специалиста/менеджера. Сегодня этот термин употребляется несколько шире, обозначая процедуру оценки не только потенциала работника, но его мотивации к труду и соответствия занимаемой должности.Ассессмент-центр — комплексная процедура, реализуемая группой квалифицированных экспертов и включающая:

-бизнес-стимуляции;

-интервью;

-тестирование способностей.

 

В результате применения данного метода у экспертов формируется  мнение об уровне развития исследуемых  компетенций участников. Ассессмент-центр длится 3 дня для группы оцениваемых, состоящей из 10 человек. В первый день или в первые 1,5 рабочих дня — в зависимости от общего количества оцениваемых компетенций — проводятся деловые игры. В идеале следует оценивать 6–8 компетенций, в таком случае проведение деловых игр займет 1 день. Для группы, состоящей из десяти человек, требуется участие пяти экспертов: одного наблюдателя на двоих участников и одного ведущего на всю группу. Во второй день проводятся индивидуальные интервью. Третий день отводится для написания отчета и согласования оценки между всеми экспертами.Особенностями метода ассессмент-центра являются следующие.1) Необходимо наличие стандартных профилей или специалистов, способных их разработать в соответствии с требованиями конкретного заказчика.2) Требуется наличие группы квалифицированных экспертов-наблюдателей, а также менеджера данного проекта.На сегодняшний день в России рекрутеры при подборе персонала чаще оценивают кандидатов при помощи перечисленные выше пяти процедур, нежели посредством технологии ассессмент-центра. Названные пять методов позволяет оценить сотрудника с приемлемой точностью, при этом их использование стоит дешевле, а сами процедуры занимают меньше времени, чем проведение ассессмент-центра. Для грамотного проведения процедуры оценки обязательно наличие профиля профессиональных и личных компетенций кандидата. При подборе сотрудников нижнего звена, в случае если профиль проработан и индикаторы хорошо понятны, оценку проводить сравнительно легко. При подборе персонала высшего звена одного только профиля профессиональных компетенций недостаточно. В этом случае важнейшими качествами, требующими оценки, являются деловые компетенции: глубинная мотивация на работу, стрессоустойчивость в критических (авральных) ситуациях и по отношению к недобросовестному поведению подчиненных, понимание развития рынка, умение разобраться в бизнес-процессах организации и отношение к собственникам. Как показывает практика, наиболее эффективным и удобным инструментом рекрутинга следует назвать методику профессионального интервью, наиболее оптимальную с точки зрения соотношения «надежность — трудоемкость». Профессиональное интервью не может быть коротким и поверхностным. Его продолжительность обусловливается уровнем позиции, на которую подбирается сотрудник, и опытностью интервьюера. В зависимости от позиции профессиональное интервью может включать в себя:

 

-интервью по компетенциям (соответственно, соискателю задаются  такие вопросы, как «Расскажите,  пожалуйста, как Вы встречаете посетителей?», «Расскажите, как именно Вы организовывали работу подчиненных?», и т. п.);

-оценку результатов  деятельности на предыдущих местах  работы — аналог метода МВО  (кандидату задаются вопросы типа  «Каких именно результатов Вам  удалось достичь, работая на позиции…?» и пр.);

-кейс-методику (задаются  такие вопросы, как «Что Вы  будете делать в ситуации…?»,  и т. д.).

Если кандидат перспективный, то он проходит несколько интервью. На первом этапе проверяется соответствие того, что написано в анкете соискателя, реальности. Такое интервью может проводить даже не очень опытный рекрутер. Затем наступает очередь интервью по компетенциям и личностного интервью, которые должен вести рекрутер, имеющий богатый опыт. И лишь после этого проводится бизнес-интервью, нацеленное на понимание отношения кандидата к компании, своей карьере, собственникам предприятия. Бизнес-интервью должен проводить самый опытный интервьюер — хедхантер, руководитель подразделения подбора персонала. Остановимся на вопросе о том, сколько должно длиться интервью. Безусловно, конкретная длительность беседы с кандидатом определяется позицией, на которую осуществляется подбор, однако стоит отметить, что интервью не может быть короче 45 минут в сумме. При подборе менеджеров среднего звена суммарное время интервью с кандидатом составляет от 2 до 4 часов, при подборе топ-менеджеров — от 4 до 8 часов. Интервью-оценка менеджеров и специалистов среднего и высшего звена не под силу рядовому сотруднику кадрового агентства или HR-службы компании. Для точной и адекватной оценки менеджеров и ключевых специалистов требуется участие независимых экспертов, знающих специфику бизнеса и умеющих проводить интервью на VIP-уровне. В качестве интервьюеров в ходе беседы с кандидатами на позиции топ-менеджеров также могут выступать люди, имеющие собственный опыт успешного ведения бизнеса и работы по оценке менеджеров и специалистов. Сегодня это хедхантеры/партнеры из Executive Search компаний, т. е. рекрутинговых организаций, специализирующихся на подборе топ-менеджеров, или практики-оценщики с многолетним стажем. Кроме того, стоит подчеркнуть важность получения рекомендаций и отзывов о деловых качествах и результативности деятельности кандидата, которые представляют собой по сути его оценку непосредственными руководителями на предыдущих местах работы,. Положительная характеристика соискателя бывшим начальством предоставляет чрезвычайно значимую информацию о кандидате для рекрутеров, ведь умение ладить с руководством, сохраняя при этом высокие производственные показатели, — важнейшая компетенция зрелого специалиста. На незрелых же сотрудников не стоит тратить время: результаты не компенсируют затрат. К сожалению, эта практика, несмотря на свою высокую эффективность, получила малое распространение как среди внешних рекрутеров, так и среди заказчиков при самостоятельном осуществлении подбора персонала. Сложность заключается в том, что у тех, кто дает рекомендации и отзывы о специалисте, т. е. его оценку, отсутствует стимул предоставлять такую информацию сторонним организациям. Кроме того, сегодня компании растут и развиваются очень быстро, в связи с чем давать рекомендации работникам стало еще более трудно: часто не ясно, достиг ли бизнес высокой эффективности в результате деятельности менеджера, или же успешность компании обусловлена инвестиционными вливаниями со стороны собственников. Что касается особенностей проведения рекомендационного интервью, стоит отметить, что сбор рекомендаций должен осуществляться самыми опытными оценщиками. В случае самостоятельного поиска персонала компанией-заказчиком рекомендации о соискателе должен собирать его потенциальный будущий руководитель после соответствующей подготовки или HR-директор.

 

Приведем два примера.

Пример из интервью Михаила  Богданова, руководителя кадровой группы «КОНСОРТ»: «Недавно меня минут 15 «мучил»  по телефону консультант одного из российских кадровых агентств по поводу нашей бывшей сотрудницы, которую  они представляли в клиентскую компанию. Могу сказать, что «допрос» был достоин самой высокой профессиональной оценки, и от одного меня консультант получил весомую часть сведений, необходимых ему для уверенного принятия решения». Пример из практики кадровой компании ИМИКОР: Руководитель проектной группы была очарована одним из кандидатов: Умный, не склонный чрезмерно часто менять места работы, программы деятельности в руководимых им отделах были великолепны, поведение на интервью — уверенным. Неладное почувствовала управляющий партнер фирмы. Она позвонила одному из руководителей компании-производителя соков, из которой кандидат недавно уволился, и все встало на свои места. Соискатель действительно был умный и положительный, но с невероятно сложным характером. Консультант, понимая, кто нужен клиенту, сделал после этого правильный выбор.

Проверка благонадежности  кандидата

 

Многие HR-менеджеры сетуют на то, что рекрутеры недостаточно тщательно проверяют кандидатов. Безусловно, для таких выводов  существуют основания, однако не стоит забывать о том, что кадровое агентство — это не служба безопасности и не центр углубленного тестирования, оборудованный всевозможной аппаратурой. Склонность к воровству, предательству, наркомании или алкоголизму у соискателя непросто выявить. Во всяком случае, такого рода проверка не может быть доступна кадровым агентствам, работающим за гонорар в 15–20%: у последних просто не хватит финансовых средств на развитие подобной услуги. Задача рекрутера — собрать, а затем правильно интерпретировать информацию не о намерениях кандидата, а о реальных фактах его прошлого, имеющих прямое отношение к выполнению им служебных обязанностей на потенциальной будущей работе. Для выполнения этой задачи вполне достаточно таких мер, как проведение профессионального интервью и сбор рекомендаций среди бывших коллег кандидата. Более глубокая проверка прошлого соискателя и его настоящих мотивов является задачей уже не рекрутера, а скорее частного детектива.

 

2.2. Профессиографический  и психографический анализ персонала

 

2.2.1. Психологический анализ.

 

Проблема психологического анализа различных видов профессиональной деятельности в течение более  чем шести десятилетий занимает центральное место в ряде научно-прикладных направлений отечественной и  зарубежной психологии {психотехника, психология труда, инженерная психология, эргономика). Психологический анализ профессиональной деятельности является основой для ряда таких научно-практических задач, как профотбор, профконсультация, профориентация, профадаптация и профреабилитация, профобучение и профутомление, профтравматизм, реконструкция существующих и проектирование новых видов профессиональной деятельности. Идея психологического исследования профессиональной деятельности зародилась среди зарубежных психотехников (Г. Мюнстерберга, О. Липмана, В. Штерна и др.) и специалистов школы научной организации труда (Ф. Тейлора и др.). В начале XX века в работах зарубежных психотехников того времени, в основном направленных на решение задач профотбора путем тестового обследования, наметился ряд ценных методических поисков в области психологического изучения профессиональной деятельности. К ним относятся:1) аналитический и синтетический подходы к исследованию профессий {Г. Мюнстерберг, 1924);2)  попытки построения психологии профессий с выделением способов ее исследования, соответственно анализировались и полученные результаты;3)  психографический метод, направленный на получение полной сводки всех психических качеств, необходимых для конкретной профессии (О. Липман, 1923; В. Штерн, 1924);  4) построение систематики профессий (Ф. Ваумгартен, 1926, и др.);5) идея о подходе к деятельности профессионала как к активной и целенаправленной (Д. Древер, 1926).Начиная с 1922 года, отечественные психотехники работали над созданием собственного подхода к психологическому исследованию профессиональной деятельности. Разработка принципов и методов психологического анализа профессиональной деятельности проводилась в рамках двух основных направлений. Задача первого направления состояла в исчерпывающем описании и тщательном психофизиологическом анализе различных профессий для решения психотехнических задач. Задача второго направления заключалась в создании психологической классификации профессий.В русле психотехнического движения формировалась в нашей стране психология труда. Большинство людей, включенных в определенную профессиональную деятельность, выбирают ее по разным причинам: одни по призванию, другие по стечению обстоятельств или советам близких; людей. Но в любом случае каждому человеку надо знать о психологических особенностях своей профессиональной деятельности. Больше всего знаний о психологии работника, особенностях его профессиональных и личностных качеств может нам дать психология труда. Психология труда — область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека, его индивидуальности в процессе труда, профессиональной деятельности. В психологии труда рассматриваются вопросы профессиональной пригодности, психологической готовности к профессиональной деятельности, анализируется состав этой деятельности, ее психологическая характеристика.

 

2.2.2. Профессиографический  анализ персонала

 

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ

 

- метод установления  требований профессии к работнику,  его возможностям и способностям. Анализу подвергаются вид памяти, мышления, особенность восприятия, широта поля зрения, скорость реакции, темперамент, скорость принятия решения, возбудимость и т.д.

 

Основные инструменты  профессиографического анализа  — наблюдение за работником в процессе труда с помощью психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени; построение социометрических матриц взаимодействия работников; анализ информационных потоков. Он базируется на мнении опытных работников, занимающих данное рабочее место (или рабочее место, схожее с оцениваемым), и вышестоящего руководителя. Результатом является разработка профессиограмм.

 

 

  Психологическое  изучение профессиональной деятельности  должно обеспечивать информационное, диагностическое, прогностическое,  методическое и конструктивное (эргономическое) решение вопросов подготовки к выбору профессии, определения профессиональной пригодности, формирования профессионального мастерства и социально-психологической адаптации, обеспечения высокой работоспособности, рационального распределения и управления кадрами, повышения безопасности труда, проектирования содержания и орудий труда и т.д.  Определим некоторые типы профессиографирования, направленные на решение конкретных практических задач.

 

 

Информационная профессиография

 

в основном предназначена для профориентационной, профконсультационной и реабилитационной работы со специалистами в целях определения или формирования их интересов к каким-либо профессиям, психологической поддержки профессионалов.

 

При его построении следует  учитывать; что основная цель заключается в информировании специалистов о психологических особенностях деятельности и функциональном состоянии. Описание профессии должно носить обзорный характер, в котором раскрываются социально-исторические, социально-экономические, процессуально-результирующие, а также личностные, психологические и психофизиологические характеристики.

 

Описание профессий  должно быть легко обозримым, (то есть кратким) желательно не более страницы.

 

 

Ориентировочно-диагностическая  профессиография

 

проводится в тех  случаях, когда не ясны причины низкой производительности труда, брака продукции, травматизма, аварийности, конфликтности  в коллективе, текучести кадров и  др.

 

 

Этот тип профессиографии  носит поисковый характер. Первоочередной целью психолога в данном случае является диагностика причины или причин, обусловливающих наличие названных явлений.   Для установления диагноза необходимо изучить все специфические факторы производственной среды, которые оказывают постоянное воздействие на человека в процессе деятельности, установить соответствие их организации возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда.

 

Ориентировочно - диагностическая профессиография требует привлечения целого комплекса методов: сбора эмпирических данных и их обработки, а также интерпретационных методов.

 

 

 

Конструктивная профессиография

 

обеспечивает решение  конкретной практической задачи в целях  выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию или изменению в нужном направлении именно тех явлений, которые подлежали специальному изучению.

 

Например, ими могут  быть или совершенствование профессиональной подготовки специалистов, или снижение профессионального утомления и травматизма, совершенствование процессов нормирования и планирования труда, сокращение текучести профессиональных кадров и снижение конфликтности в коллективе и др.

 

Методическая профессиография

 

позволяет психологу  подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования.

В зависимости от цели и средств исследования и соответствующих  методических решений углубленному изучению подлежат разные вопросы программы диагностической профессиографии.

 

Диагностическое профессиографирование

 

направлено на решение  таких задач как профессиональная консультация; профподбор и расстановка  кадров; профессиональный отбор; аттестация и формирование резерва кадров в целях прогностической оценки потенциальных возможностей человека к освоению конкретной профессии, оценки степени сформированности каких-либо отдельных способностей и качеств специалиста, оценки уровня его сформированности как субъекта труда.

 

Таким образом, традиционная классическая профессиография обеспечивает психологический и психофизиологический анализ деятельности только на специфическом  операторном уровне и притом не структурированном  в плане изучения именно тех субъектно-объектных взаимосвязей, которые позволяют раскрыть положительные и отрицательные "условия" функционирования человека в трудовой деятельности и его приемы саморегуляции. И, тем не менее, принципы и методы профессиографии остались актуальными и в настоящее время, и могут применяться, как показывают многие современные исследования для изучения человека в трудовой деятельности, но уже с позиций системной методологии.

Информация о работе Кадровая политика организации и характеристика ее основных элементов