Кадровая политика организации и характеристика ее основных элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретического материала по проблематике темы и в анализе реализации кадровой политики в организации на примере нескольких крупных компаний России.

Содержание работы

Введение 1
1.1. Понятие и виды кадровой политики
1.2. Формирование кадровой политики. 5
1.2.1. Этапы построения кадровой политики.
1.2.2. Формирование кадровой политики организации в условиях дефицита рабочих кадров. 6
1.3. Совершенствование кадровой политики. 7
1.4. Кадровая политика на примере реально существующих предприятий 8
1.4.1. Кадровая политика ООО «Светосервис»
1.4.2. Кадровая политика ООО «ЗААБ Инвест» 9
1.4.3.Кадровая политика Кировского завода
2.1. Психологические методы оценки персонала при подборе (отборе) 10
2.2. Профессиографический и психографический анализ персонала 14
2.2.1. Психологический анализ.
2.2.2. Профессиографический анализ персонала
2.2.3. Психографический анализ 19
Таблица 21
Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» 23
Графический тест «Дерево»
Анализ Г. Рида 24
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Кадр Политика орг и характер ее элементов.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Методы профессиографии

 

 

           В связи с тем, что профессиональная  деятельность является сложной многоуровневой и полимодальной системой, при ее изучении необходим целый комплекс разнообразных методов, применение которых требует определенной организации.Все используемые в профессиографии методы можно включить в три группы:

 

 

                 

 

Методы сбора эмпирических данных (нормативная информация об объекте труда, информация о субъекте труда и профессиональной деятельности целом);

Методы обработки эмпирической информации;

Методы психологической  интерпретации собранной информации.

           В данной схеме также показана  последовательность применения  этих групп методов. Выбор же  методов из каждой группы зависит  от целого ряда факторов: особенностей  конкретной профессиональной деятельности, целей ее изучения и уровней  анализа; условий, в которых проводится профессиографирование; степени владения исследователем теми или иными  методами.   В тех видах деятельности, где по внешнему поведению работающего человека трудно проследить и понять сложность, особенность и правильность ее исполнения, метод анализа продуктов деятельности заменяет метод наблюдения.

 

Чтобы оценить готовность субъекта труда к успешному преодолению  или правильному профессиональному  поведению в нештатных ситуациях, может быть применено моделирование  критических ситуаций (метод эксперимента).

 

Кроме факторов, обусловливающих  выбор методов профессиографии, существуют и некоторые особенности  и ограничения использования  методов сбора эмпирических данных.

 

Методы сбора эмпирических данных

 

Сбор информации об объекте и субъекте труда, особенностях их взаимодействия в профессиональной деятельности обеспечивает комплекс методов.

 

Метод изучения документации

 

позволяет получить нормативную  информацию о целях, задачах, содержании, условиях, средствах и организации  изучаемой деятельности, требованиях и технике безопасности, уровню профессиональной подготовки, о характере ошибочных действий. Данный метод также может применяться при сборе некоторой объективной информации о субъекте труда; возрасте, здоровье, успешности в обучении или работе, стаже работы, профессиональной подготовке и т.д. Особенностью использования данного метода является необходимость отбирать из всей нормативной информации только ту, которая одновременно является значимой и с точки зрения характеристики особенностей успешного выполнения деятельности субъектом труда.

Эта информация должна обеспечить определение профессионально важных качеств (мотивационно-личностных, психологических  и психофизиологических), развитие которых необходимо для исполнения профессиональной деятельности на данном трудовом посту.

 

Метод опроса

 

обеспечивает получение  информации об особенностях профессиональной деятельности путем ответов на вопросы (в устной или письменной форме), касающиеся описания и оценки ее компонентов, отношения к ней и влияния трудового процесса на психический и физический статус опрашиваемого специалиста, самооценки возможностей, профессиональной готовности и успешности.

 

В зависимости от целей  и условий сбора информации может  проводиться в форме беседы (интервью) и анкетирования.

 

 

Метод наблюдения

 

. Применение этого  метода в профессиографии наиболее  эффективно только после сбора  информации об объекте и субъекте  труда методами изучения документации  и опроса, на основе которых  определяются те элементы, виды  деятельности, за которыми необходимо наблюдать. Данный метод позволяет изучать процесс и условия протекания профессиональной деятельности.

 

Проведение наблюдения в целях профессиографического  анализа деятельности должно отвечать принципам систематичности, планомерности и целенаправленности.

 

В зависимости от задач  исследования, наблюдение проводится непрерывно или выборочно.

 

Непрерывное наблюдение осуществляется в тех случаях, когда  необходимо составить полную картину  протекания конкретного процесса труда с целью выявить специфические и неспецифические особенности его исполнения, составить фотографию рабочего дня.

 

Выборочное наблюдение проводится тогда, когда требуется  изучить какой-либо элемент или  этап процесса труда, чтобы определить его напряженность, сложность, длительность и характер исполнения, а также причины и частоту возникновения ошибочных действий и т.п. Метод наблюдения включает непосредственное и опосредованное наблюдения. Непосредственным является наблюдение, проводимое визуально, без вспомогательной аппаратуры.  Опосредованным – наблюдение, осуществляемое с помощью различной аппаратуры: секундомера, видеокамеры, различных регистрирующих устройств (магнитофонов, видеомагнитофонов). Любому опосредованному наблюдению предшествует непосредственное, которое позволяет выделить то, что следует регистрировать. При опосредованном наблюдении в зависимости от целей наблюдения и условий его осуществления можно использовать различные регистрационные методики.

Хронометраж выполнения действий позволяет определить длительность, скорость и ритмичность их исполнения, относительную загруженность анализаторов, преобладающий вид активности (двигательной, речевой), частоту обращения к другим специалистам и т.д.

 

Циклография, видеосъемка с анализом кадром позволяют зафиксировать последовательность, продолжительность, траекторию, амплитуду и скорость трудовых действий, их ритм, силу.

 

Биографический метод

 

основан на методе опроса и изучения документации о субъекте труда, а также элементах метода непосредственного наблюдения. Они обеспечивают изучение условий формирования профессионала, его познавательную активность, мотивационную сферу (профессиональную направленность), коммуникативные способности, эмоционально-волевую готовность к преодолению критических событий и причин, усложняющих адаптацию субъекта труда. Информация, собранная данными методами, является достаточно прогностичной.

 

Трудовой метод

 

применяется при изучении таких профессий, которые не требуют  длительной теоретической и практической подготовки и не являются особо опасными. Он представляет собой метод, включающий одновременно и элементы сбора, и элементы анализа информации о конкретной профессиональной деятельности.

 

Его сущность заключается  в том, что психолог, изучая профессиональную деятельность непосредственно на конкретном рабочем месте, совмещает в одном лице и исследователя, и исполнителя, осуществляя самонаблюдение. Трудовой метод изучения профессии позволяет составить психограмму профессии, то есть выделить профессионально важные психологические и психофизиологические качества субъекта труда.

 

Метод изучения ошибок

 

направлен на определение  причин отклонения от нормального протекания трудового процесса. Этот метод применяется  при наличии дополнительной информации, полученной из специальной нормативной документации.

 

Изучение ошибок дает возможность проводить их классификацию  и устанавливать причины их возникновения, которые могут быть обусловлены  различными факторами: плохой профессиональной подготовкой, нечеткостью инструкций по работе, отрицательным влиянием окружающей среды на функциональное состояние сотрудника, напряженностью работы и т.д. Кроме того, изучение ошибок позволяет выявить сложные, критические и напряженные ситуации, в которых более четко проявляются нарушения в протекании когнитивных, психомоторных, эмоционально-волевых и других процессов.

 

Метод изучение продуктов  деятельности применяется в тех случаях, когда невозможно или затруднено наблюдение за процессом исполнения профессиональной деятельности.

 

Продукты труда могут  быть не только вещественными, но и информационными, формирующими (воспитатели), законотворческими и т.д. Этот метод позволяет по результатам труда определить качество выполненной работы посредством сопоставления продуктов труда с нормативными требованиями, предъявленными к его изготовлению.

 

В результате такого сопоставления  выясняются не только эффективность  деятельности сотрудника, но и некоторые  причины (объективнее и субъективные), снижающие ее.

 

Он может быть использован  в тех случаях, когда требуется  дополнительная информация о деятельности работника к данным, полученным методом наблюдения, опроса, эксперимента, изучение документации, в целях постановки вопросов, требующих решения конкретных практических задач.

 

Методы оценки профессионального  обучения и деятельности

 

Оценка деятельности необходима для определения индивидуальной успешности ее выполнения, наиболее сложных  этапов и задач, уровня профессиональной подготовленности, диагностической  и прогностической ценности конкретных экспериментальных методик. В качестве показателей оценки деятельности могут быть использованы параметры скорости, продолжительности и точности выполнения отдельных операций, действий, задач и деятельности в целом.

 

Методы оценки условий  деятельности.

 

Эффективность, качество выполнения трудовых задач, функциональное состояние и работоспособность сотрудника в значительной степени зависит от санитарно-гигиенических и социально-психологических условий деятельности.

В процессе профессиографии  необходимо установить характер факторов внешней среды, которые могут оказывать острое или хроническое воздействие на организм и психику человека или выступать в качестве физических помех для реализации конкретных действий и операций.Для характеристики условий и особенностей межличностного общения специалистов следует оценить характер их информационного взаимодействия, состояние психологического климата в коллективе и стиль руководства членами рабочей группы. Результаты изучения особенностей внешних факторов позволяют провести качественно-количественное определение степени их влияния, как на рабочий процесс, так и на состояние, устойчивость, адаптивность профессионально важных функций и качеств субъекта труда, а также обосновать рекомендации по регламентации деятельности, формированию благоприятных межличностных отношений в коллективе и т.д.

 

Метод эксперимента

 

Этот метод необходим  для подтверждения или опровержения гипотезы о путях и способах рационализации, организации и обеспечения конкретной профессиональной деятельности, сформулированной на основе ее психологического анализа. Эксперимент включает в себя целую группу различных методов и приемов: непрерывное или выборочное наблюдение, регистрацию трудовых действий и операций, включение дополнительных задач исследования различных психических функций.

Организация экспериментального исследования должна соответствовать  следующим условиям: сохранению однородности в выборке испытуемых по возрасту, социальному статусу, состоянию  здоровья, профессиональной подготовке, стажу работы и успешности в труде, а также по условиям работы.

 

         Методы обработки эмпирических  данных

 

         Для осуществления качественного  и количественного анализа информации  о деятельности субъекта труда,  собранной посредством эмпирических  методов, используется комплекс  методических приемов.           

 

Метод экспертной оценки

 

представляет собой  опрос группы квалифицированных  специалистов в области исследуемой  профессиональной деятельности. В большинстве  случаев обеспечивает высокую прогностическую  валидность (достоверность). Суть данного метода заключается в получении оценки на основе учета мнений некоторого числа экспертов.Он используется при анализе необходимой информации о специфических особенностях профессии и наиболее типичных случаях, осложняющих деятельность человека.

 

Кроме этого данный метод  позволяет обосновать перечень профессионально  важных качеств сотрудника, обеспечивающих успешность выполнения деятельности, и необходимый уровень их сформированности.

 

Метод сравнительного анализа.

 

В зависимости от целей  профессиографирования осуществляется сравнительный качественный анализ конкретной эмпирической информации для определения причин, осложняющих деятельность работника (личностные, психологические и психофизиологические), и для определения условий (внешних и внутренних), обеспечивающих наибольшую эффективность труда, успешность освоения профессии, удовлетворенность трудом и т.д.                     

Статистический и графический  методы анализа

 

Используется с целью  получить качественную информацию о  закономерностях и динамике протекания профессиональной деятельности. Статистический анализ позволяет выделять не только количественные изменения в деятельности, но и их динамику в течение рабочего дня.

Информация о работе Кадровая политика организации и характеристика ее основных элементов