Кадровая политика в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность бизнеса зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода.

Файлы: 1 файл

Кадровая политика в бизнесе.docx

— 219.70 Кб (Скачать файл)

 

 Для наиболее полной  реализации целей создания САРП  в ее методическом арсенале  предусматриваются средства технико-экономического  и социально-психологического анализа  потенциала, состояния и результативности  функционирования всех объектов  аттестации – от отдельного  сотрудника до предприятия в  целом и его руководителя.

 

 Большинство предприятий  системы Газпрома относятся к. числу социотехнических систем, результативность деятельности  которых зависит от взаимодействия  работников друг с другом и  с достаточно сложной техникой  в условиях антропогенного и  техногенного риска. Для таких  систем решающее значение приобретают  эргономические характеристики  организации деятельности работников, коллективов и предприятия.

 

 Для правильной организации  человеко-машинного взаимодействия  необходимо воспитание соответствующей  эргономической культуры каждого  работника и коллектива. В свою  очередь, понятие эргономической (более  широко – производственной) культуры  опирается на понятие ментальности  как индивидуального психологического  портрета индивидуума, рассматриваемого  с точки зрения общественного  континуума. Иными словами, ментальность  – это общая для данной социальной  группы совокупность черт психологического  поведения. Использование и оценка  категории ментальности через  разграничение социального влияния (со стороны общества, организации, первичного коллектива) и свободного проявления личности имеет весьма важное практическое значение. В зависимости от сложившихся (в обществе, на предприятии, в коллективе) традиций отношения к коллегам, руководству, труду профилактика аварийных ситуаций на предприятиях может строиться двояко: либо по пути разработки инструкций, предписывающих мельчайшие нюансы в действиях персонала, либо через формирование адекватных психических процессов (мышления, мотивации и др.). Можно заметить, что по первому пути идет промышленность США. В России традиционна ориентация, прежде всего на мотивацию (чувство ответственности, энтузиазм и т, п.) отдельного работника. Очевидно, что следует искать оптимальное сочетание разных направлений. Большую роль здесь должны сыграть имитационные тренажеры и соответствующий тренинг.

 

 В новой системе  аттестации предполагаются адаптация  и использование в ходе проведения  и анализа результатов аттестации  таких методов, как оценка производственной  эффективности, индивидуальное и  групповое психологическое и  эргономическое тестирование, заполнение  и анализ масштабных социально-психолого-эргономических  опросников, структурированные тематические  дискуссии, математическое и имитационное  компьютерное моделирование, разработка  тренажеров-имитаторов. Все методы  требуют четкого соотнесения  с условиями и спецификой работы  предприятий, организаций, исполнителей  и, при необходимости, адаптации  к конкретным условиям и задачам  аттестации.

 

 В рамках САРП предусматриваются  различный уровень и разная  глубина тестирования объектов  аттестации. Если на предприятии  имеется развитая социально-психологическая  служба, то психологический анализ  проводится по полной программе. Если такая служба и возможности  привлечения специалистов со  стороны или из других организаций  Общества отсутствуют, т используется сокращенный вариант, в котором большая нагрузка ложится на членов аттестационных комиссий.

 

 Для реализации концепции  новой системы аттестации коллективом  авторов под руководством В.А. Дятлова разработаны «Методические  рекомендации по созданию и  организации функционирования многоуровневой  системы аттестации руководителей  и специалистов предприятий и  организаций ОАО «Газпром».

 

4.3. Нормирование и оплата  труда

 

 

 В условиях перехода  к рыночным отношениям методические  основы нормирования, организации  оплаты труда и совершенствования  управления практически не претерпели  изменений. Вместе с тем новые  формы собственности модифицировали организацию этой работы как на уровне предприятий ОАО «Газпром», так и в масштабе Общества в целом.

 

 В настоящее время  неизмеримо возросли требования  к проведению постоянной работы  по обеспечению экономической  стабильности, сокращению издержек  на выпускаемую продукцию и, в  первую очередь, снижение затрат  живого и овеществленного труда. В решении этих задач, наряду  с совершенствованием структур  управления на всех уровнях, эффективной  оплатой труда и созданием  благоприятных условий работы, первостепенное  значение отводится нормированию  труда.

 

 В структуре администрации  Общества, в составе Департамента  по управлению персоналом создано  Управление нормирования и оплаты  труда, в которое входят отдел  нормирования труда, отдел совершенствования  управления и организационных  структур и отдел оплаты труда. Кроме того, создана Центральная  нормативно-исследовательская станция, а также нормативно-исследовательские  станции и лаборатории в различных  регионах. Создание этих структурных  подразделений дает возможность  на уровне Газпрома осуществлять  единую политику в области  организации нормирования труда, совершенствования организационных  структур управления производством, форм и систем заработной платы, материального стимулирования, социального  обеспечении в основных сферах  деятельности Общества.

 

 Свою работу в области  нормирования труда Управление  начало с укомплектования кадрами  нормативных станций и лабораторий, так как по количественному  составу эти подразделения малочисленны, и подобрать квалифицированных  специалистов в области нормирования  труда было нелегко. Ставка была  сделана на молодых работников, а для углубления их знаний  в этой области была организована  учеба в г. Калининграде в Отраслевом научно-исследовательском учебно-тренажерном центре, а также в Учебном центре ОАО «Газпром».

 

 Параллельно с этой  работой были подготовлены и  утверждены следующие документы, регулирующие взаимодействие структурных  подразделений и их основные  функции по управлению нормированием  труда в Обществе на уровне  администрации ОАО «Газпром», предприятий  и организаций:

 

 ● положение по организации  и планированию нормативно-исследовательских  работ по труду ОАО «Газпром»;

 

 ● типовое положение  о нормативно-исследовательской  станции (лаборатории) организации  ОАО «Газпром».

 

 Кроме того, была подготовлена  форма внутренней статистической  отчетности по нормированию труда, проведен анализ состояния нормирования  труда и др. Одновременно с  этим начата работа по разработке  сборников (подготовлена первая  редакция) нормативов численности  работников, занятых в добыче  газа и обслуживании средств связи. Подготовлен пакет документов по организации и проведению работы по аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях Общества. Продолжалась работа по совершенствованию структуры управления ОАО «Газпром». В результате реструктуризации из состава дочерних предприятий выведено 135 различных организации, в том числе 67 подсобных сельских хозяйств, 34 строительные организации, предприятия строи-индустрии. В муниципальную собственность передана часть организаций жилищно-коммунального хозяйства компании.

 

 Эти преобразования  потребовали внесения изменений  и в структуру администрации  Общества. В настоящее время в  ОАО «Газпром» действует четыре  основных блока: производственный, маркетинга, финансовый и социальный. Ответственность за работу каждого  блока возложена на соответствующего  заместители Председателя Правления  Общества. Созданы департаменты  и управления, которые отвечают  за решение ключевых вопросов  в области финансов, экономики, бухгалтерского  учета и др.

 

 Значительная работа  проделана и в области оплаты  труда, материального стимулирования  и предоставления социальных  льгот. Первое, что было сделано  в этом направлении, – упорядочение  оплаты труда работников, занятых  в основных сферах деятельности  Газпрома. С этой целью постановлениями  Правления ОАО «Газпром» от 20.04.1997г. № 38 и от 11.07.1997г. № 62 утверждено «Положение  о порядке оплаты труда работников  газоперерабатывающих, газотранспортных, буровых предприятий, предприятий  снабжения, связи, газового надзора, госбезопасности, Информгаза, ИРЦ Газпром  на основе Единой тарифной  сетки».

 

 В дальнейшем на  основе этого документа разработаны  и утверждены условия оплаты  труда работников, занятых в автомобильном  транспорте, связи, строительстве, машиностроении  и других видах деятельности  Общества. Упорядочены вопросы социальных  выплат. С этой целью разработаны  и утверждены «Рекомендации по  социальному обеспечению работников  и неработающих пенсионеров предприятий  и организаций ОАО «Газпром». Подготовлены и внедрены целый  ряд других документов, касающихся  вопросов в этой области.

 

 Вместе с тем остается  целый ряд нерешенных проблем, над которыми необходимо продолжать  работу специалистам ОАО «Газпром», занятым в этой области.

 

Во-первых, следует определить общественно-приемлемые затраты труда в каждом виде деятельности и, что самое важное, стоимость единицы труда, которые отвечали бы трем критериям – высокой экономической, трудовой и производственной эффективности.

 

Во-вторых, необходим системный подход к исследованию, проектированию и анализу влияния норм на снижение трудоемкости и издержек производства.

 

В-третьих, необходимо изучение и освоение новых подходов к нормированию труда.

 

 Следует продолжить  работу по структурной перестройке  управления хозяйственной деятельностью  Общества. Нужны новые подходы  и к совершенствованию системы  оплаты труда, так как применяемая  Единая тарифная сетка имеет  один недостаток – требует  принятия дополнительных централизованных  управленческих решений в зависимости  от изменяющейся экономической  ситуации в стране.

 

 Система стимулирования  труда должна быть гибкой, давать  непосредственный эффект и возможность  сразу же поощрять каждый положительный  результат работы специалиста.

 

 Реализация этих и  других мероприятий явится важным  направлением повышения эффективности  работы предприятий и организаций  ОАО «Газпром».

 

4.4. Стратегия подготовки  специалистов

 

 

 Первоочередная проблема  в области кадровой политики  – подготовка специалистов высшей  квалификации по новым и традиционным  направлениям. Согласно Концепции, целенаправленная подготовка научных  кадров предусматривает:

 

 ● подготовку молодых  специалистов для научной работы  через магистратуру отдельных  вузов страны, включая РГУ нефти  и газа им. И.М. Губкина – базовый  вуз для подготовки кадров  для газовой промышленности;

 

 ● подготовку молодых  специалистов по новым научным  направлениям s вузах тройного подчинения (РАН, Минобразования, ОАО "Газпром");

 

 ● создание филиалов  кафедр отдельных элитных вузов  России (МИФИ, МФТИ и др.) при ведущих  НИИ отрасли с ориентацией  на получение знаний в области  газовой промышленности, что позволит  использовать высокий научный потенциал подготовки студентов при решении важнейших задач развития отрасли.

 

К этим задачам относятся:

 

 ● проведение многовариантных  анализов и прогнозов развития  и размещения предприятий газовой  промышленности;

 

 ● повышение эффективности  поисково-разведочных работ и  формирование сырьевой базы отрасли, обеспечивающей реализацию перспективных  планов ее развития;

 

 ● ввод в эксплуатацию  месторождений п-ов Ямал и Гыдан; вовлечение в разработку ресурсов  нефти и газа арктического  шельфа;

 

 ● ввод в эксплуатацию  малых месторождений газа;

 

 ● рациональное использование  запасов низконапорного газа;

 

 ● повышение степени  извлечения газового конденсата, извлечение остаточных запасов  конденсата из истощенных пластов;

 

 ● вовлечение в народнохозяйственный  оборот нетрадиционных ресурсов  газа;

 

 ● повышение эффективности, надежности и устойчивости в  чрезвычайных ситуациях Единой  системы газоснабжения;

 

 ● обеспечение энергетической  независимости ОАО "Газпром";

 

 ● вовлечение в глубокую  переработку дополнительных объемов  газа и конденсата с получением  моторных топлив, синтетических  жидких углеводородов и другой  продукции;

 

 ● расширение областей  использования газа, в первую  очередь, в качестве моторного  топлива транспортных средств  и сельскохозяйственной техники;

 

 ● снижение техногенного  воздействия объектов газовой  промышленности на природную  среду;

 

 ● внедрение газосберегающих  технологий на всех этапах  от добычи газа до его использования  в сфере потребления и ряд  других.

 

 Реализация указанных  приоритетных целей в рассматриваемый  период должна подкрепляться  соответствующим кадровым обеспечением. По приведенной в Концепции оценке кадрового обеспечения научно-технической политики, в ближайшие пять лет для отрасли надо подготовить не менее 400 специалистов по новым научным направлениям.

 

 

Таблица 4.1.

 

Ориентировочная потребность дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» в подготовке специалистов по годам

Организация 

До 2005г. 

До 2010г. 

До 2015г. 

Общая

 

Асп 

Док. 

Асп 

Док. 

Асп 

Док. 

Асп 

Док.

Информация о работе Кадровая политика в бизнесе