Кадровая политика в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность бизнеса зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода.

Файлы: 1 файл

Кадровая политика в бизнесе.docx

— 219.70 Кб (Скачать файл)

 

Принципы кадровой работы сводятся в основном к следующему [1].

 

 На постановку кадровой работы существенно влияет личность руководителя, поэтому первостепенной задачей управления персоналом является постоянная забота о руководящих кадрах, обеспечивающая постоянное пополнение состава руководящих кадров свежими силами; усиление теоретической подготовки и практической закалки кадров управления; обеспечение принципиального отношения к кадрам при их подборе и замене; постоянное повышение ответственности кадров за порученное дело; осуществление практических мер по непрерывному улучшению деятельности органов управления.

 

 Укрепление правовой  основы государственной и общественной  жизни, соблюдение законности в  сфере кадровой работы на всех  уровнях организации общества  как гарантия обеспечения государственных  и общественных интересов, качественного  развития всех сфер жизнедеятельности  общества.

 

 Обеспечение оптимального  соответствия личных качеств  работника требованиям работы (рабочего  места, должности) – основная задача  кадровой политики и основополагающая  идея кадровой работы. Учет общих  и специальных способностей, личностных  и деловых качеств работника  – главное требование научной  организации подбора и расстановки  кадров, один из основных принципов  кадровой политики.

 

 Углубление демократии, развитие самоуправления, расширение  гласности в кадровой работе  – факторы социально-экономического  развития страны и принципы  современной кадровой политики. Отсюда принципом организации  кадровой работы является демократизация  процессов формирования руководящих  кадров и функционирования органов  власти и управления.

 

 Обновление и совершенствование  социально-демографической и профессионально-квалификационной  структуры кадров вследствие  демографических процессов, социальной  мобильности, изменений техники  и технологии – следующий принцип  кадровой работы, основывающийся  на обеспечении постоянного притока  новых работников, оптимальном сочетании  опытных кадров с большим стажем  и молодых, инициативных специалистов.

 

 Принцип использования  труда работников в соответствии  с их специальной подготовкой (образованием), рационального распределения  и перераспределения кадров между  отраслями и регионами страны, значительного расширения трудоемкой  сферы социального развития и  услуг, развития предпринимательства  также относится к основополагающим  принципам кадровой политики  и организации кадровой работы.

 

 

2.3.4. Система кадровой работы

 

 Концептуально кадровая  работа является профессией развития  человека в условиях профессиональной  деятельности; основной принцип  этой работы – ценность каждого  участника материального и духовного  производства; одна из основных  ее задач – содействие оптимальным  социальным структурам на производстве, обеспечивающим развитие профессионального мастерства и формирование у людей удовлетворенности трудом. С самого начала практика кадровой работы должна фокусироваться на удовлетворении человека трудом и развитии человеческих возможностей и ресурсов в условиях профессиональной деятельности.

 

 Таким образом, профессиональные  работники по кадрам призваны  обеспечивать наиболее полную  и гармоничную самореализацию  человека в процессе труда, развивать  и предметно использовать научные  знания о свойствах человека, особенностях профессиональной  деятельности, формировании и функционировании  коллективов и общества в целом, развивать человеческие ресурсы  для удовлетворения индивидуальных, групповых и национальных профессиональных  потребностей и стремлений.

 

Работники по кадрам занимаются планированием, оценкой, анализом, практической реализацией кадровой политики, применяя различные методологические подходы, работая в конкретных организационных рамках и обеспечивая эффективность работы с персоналом на многих уровнях: микроуровень – конкретный работник; мезоуровень – трудовые коллективы, социально-демографические и профессионально-квалификационные группы; макроуровень общества и государства – национальный и интернациональный.

 

 Кадровая работа всегда  выполняется в пяти контекстах, которые являются частями целостной  системы, хотя могут анализироваться  и отдельно. Это следующие контексты:

 

географический — вся кадровая работа сконцентрирована внутри определенных границ, будь то организация, регион или страна;

 

политический — каждая страна имеет политическую систему, которая составляет общественно-политическую среду для кадровой работы;

 

социально-экономический — адекватные средства к выбору профессии, получению образования, реальному трудоустройству, получению медицинской помощи, доступ к социальной защите и социальным услугам;

 

культурный — обычаи, убеждения, традиции, культура национальных групп, общин и народов; учет национальных особенностей в практике кадровой работы;

 

духовный — философия, этика, менталитет, социальные ценности, надежды и идеалы тех, с кем проводится кадровая работа; социальные ценности профессиональных работников по кадрам

 

 Анализ этих пяти  контекстов подкрепляет существующие  связи и внутреннюю логику  системы кадровой работы в  конкретных условиях. Внимание к  названным контекстам дает сознательное  направление усилиям и практике  кадровой работы, помогает выявлять  и использовать в работе с  людьми те или иные компоненты  кадровой и социальной политики.

 

 Система работы с  кадрами – явление многогранное, поэтому при ее разработке  необходимо учитывать как внутренние  связи между составляющими этой  системы, так и внешние. Внутренние взаимосвязи анализируют и учитывают при составлении профессиограмм, подборе, оценке, расстановке персонала, выявлении кадровой потребности, определении уровня квалификации, форм и содержания профессиональной подготовки и т. д. Внешние взаимосвязи системы работы с кадрами с другими сферами управления следует учитывать при решении таких вопросов, как увязка потребностей и интересов общества и индивидуума, подбор руководящих кадров и формирование аппарата управления в соответствии с конкретными управленческими функциями, научная организация труда и повышение эффективности функционирования сложных социотехнических систем (предприятий, организаций, учреждений и т. д.).

 

 Формирование и совершенствование  работы с кадрами тесно связано  с улучшением системы управления  в целом. Известно, что развитие  этой системы управления основано  на сочетании трех подходов: общегосударственного, отраслевого и территориального. Этот же принцип следует использовать  и при решении кадровых проблем. Создание единой государственной  системы работы с кадрами должно  необходимым образом учитывать  влияние на нее отраслевых  и территориальных аспектов и  особенностей.

 

 

 

42

 

 

 

 

Глава 3.

 

Разработка кадровой политики

 

 

 В этой главе рассматриваются  проблемы методологии разработки  кадровой политики на общегосударственном, региональном, отраслевом и фирменном  уровнях, а также определяются  основные этапы и конкретные  методы разработки кадровой стратегии.

 

 

3.1. Основные направления  и этапы разработки

 

 Рассмотрим важнейшие  направления совершенствования  разработки кадровой политики.

 

 Расширение горизонта  планирования в области кадровой  деятельности путем разработки  системы социальных, демографических  и экономических прогнозов, комплексной  программы развития кадров, региональных  и отраслевых целевых кадровых  программ.

 

 Рациональная организация  процесса кадрового планирования, согласованность и увязка последовательно  подготавливаемых плановых материалов, обеспечение единства планового  процесса при разработке кадровой  политики.

 

 Важным методологическим вопросом при разработке прогнозов, программ, основных направлений, планов развития кадров является обеспечение выполнения следующих требований: совместимость структурных элементов (направлений, разделов, подразделов) этих документов; применение в них "сквозных" показателей, характеризующих эффективность кадровой политики на всех стадиях; преемственность в разработке мероприятий по реализации целей и задач кадровой политики, предусмотренных в последовательно разрабатываемых документах.

 

3. Развитие программно-целевого  метода при разработке кадровой  политики предполагает создание  крупномасштабных целевых комплексных  программ по важнейшим кадровым  проблемам, а также совершенствование  методов их увязки с планами  кадровой работы, формирование совокупности  программ на разных уровнях  управления кадрами.

 

 Особенность рассматриваемого  метода состоит в том, что в  реализации программы участвуют  структурные звенья управления, наиболее эффективно обеспечивающие  достижение цели программы вне  зависимости от их отраслевой  принадлежности. Такой подход позволяет  преодолеть ведомственную разобщенность, обусловленную отраслевой организацией  управления.

 

 Совершенствование системы  плановых показателей подготовки, распределения и использования  квалифицированных кадров предполагает  обоснование такой системы показателей, которая бы аналитически отражала  систему действующих социальных  и экономических законов, учитывала  во взаимосвязи особенности всех  фаз воспроизводства рабочей  силы и реализации кадровой  политики, обеспечивала бы комплексность  и взаимоувязку кадровых показателей по стране и отдельным регионам. Совершенствование системы показателей планирования кадров – одна из важнейших проблем кадровой политики, поскольку от состава системы показателей, их методологического единства, общей целевой направленности во многом зависит обеспечение оптимальных пропорций, объемов и структуры квалифицированных кадров рабочих и специалистов. Эта система показателей должна аналитически отражать систему социальных и экономических законов, таких как закон соответствия уровня развития рабочей силы уровню развития средств производства, закон возмещения рабочей силы, закон перемены труда, социальные законы стратификации и мобильности и др. С учетом этих предпосылок необходимо проанализировать существующую систему плановых показателей развития кадров, выявить их соответствие системе социальных и экономических законов и изменяющимся условиям развития производства и общества, наметить пути их оптимизации.

 

 Упорядочение нормативной базы разработки кадровой политики предполагает приведение ее в соответствие с требованиями, включающими в себя обеспечение возможности расчетов плановых показателей развития кадров на всех стадиях; обеспечение прогрессивности нормативных документов на основе максимального отражения в них современных методов организации управления кадрами; обеспечение методического единства при разработке нормативов для различных уровней государственного, отраслевого и территориального планирования и продолжительности планового периода; систематическое обновление нормативов с учетом новейших достижений отечественного и зарубежного кадрового менеджмента, прогрессивных изменений в научной организации управления персоналом; обеспечение автоматизации сбора, накопления и обновления норм и нормативов в условиях внедрения АСУ "Кадры".

 

 Обеспечение рационального  сочетания государственного, регионального, отраслевого и фирменного планирования  развития кадров предполагает  правильный учет и отражение  интересов и потребностей отдельных  работников, предприятий, отраслей  и регионов, согласованных с целями  и возможностями развития всего  государства и общества.

 

 Обеспечение оптимального сочетания отраслевого и территориального планирования развития кадров требует решения ряда проблем: выявления особенностей разработки и реализации кадровой политики в условиях региона, отрасли, предприятия; уточнения объектов территориального и отраслевого планирования и управления кадрами; разработки основ организации планирования и управления кадрами, а уровне государства, отрасли, региона, предприятия; обоснования системы плановых показателей эффективности кадровой политики на всех уровнях управления. Таким образом, развитие теории и методологии кадровой политики требует комплексного решения проблем, связанных с созданием целостного представления о закономерностях развития кадров и существенных связях этого процесса в современных условиях.

 

3.1.1. Этапы разработки кадровой  политики

 

 В разработке кадровой  политики можно условно выделить  три основных этапа [7].

 

Первый этап. На этом этапе обосновывают цель развития кадрового потенциалa страны, региона, отрасли, предприятия и формируют состав структурных звеньев, обеспечивающих достижение этой цели. Кадровая политика должна реализовывать конечную цель, состоящую в наиболее полном удовлетворении общественных потребностей в формировании, подготовке и использовании квалифицированных кадров.

 

 Для определения конечной  цели кадровой политики можно  использовать способ структуризации  целей, предполагающий построение "дерева" целей, реализуемых в замках конкретной  кадровой политики. При таком  подходе "дерево" целей имеет  следующее строение.

Информация о работе Кадровая политика в бизнесе