Кадровая политика в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность бизнеса зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода.

Файлы: 1 файл

Кадровая политика в бизнесе.docx

— 219.70 Кб (Скачать файл)

 

 Таким образом, объектом  социального управления являются  различные социальные системы, а  предметом – система управления  соответствующими сферами организации  общества.

 

 

1.3.3. Содержание управления  человеческими ресурсами

 

 Как объект управления  человеческие ресурсы являются  одновременно производителями и  потребителями материальных и  духовных благ. Особенность управления  человеческими ресурсами состоит  в необходимости всестороннего  учета интересов личности, организации, региона и всего общества, обеспечения  их органического сочетания. Субъект  управления человеческими ресурсами  – государство – разрабатывает  комплекс социально-экономических  и организационно-правовых мер, направленных  на эффективное их формирование, распределение, перераспределение  и использование. Функцию управления человеческими ресурсами наряду с государственными осуществляют и негосударственные органы; к субъекту управления человеческими ресурсами относятся также профессиональные союзы и ассоциации, предпринимательские структуры, трудовые коллективы и др.

 

Предметом управления человеческими ресурсами является, как отмечалось, система социально-экономических отношений, складывающихся в области регулирования процессов их воспроизводства и развития. Механизм управления человеческими ресурсами представляет собой совокупность отношений, форм и методов воздействия на их формирование, распределение, использование и возмещение.

 

 Управление человеческими  ресурсами составляет основное  содержание кадровой политики. Оно  направлено, во-первых, на формирование  качественного кадрового потенциала  и удовлетворение потребностей  общественного производства в  квалифицированных кадрах; во-вторых, на обеспечение эффективной занятости  трудоспособного населения и  его оптимальное распределение  между отраслями и регионами  страны; в-третьих, на рациональное  использование персонала предприятий, организаций и учреждений.

 

 

1.3.4. Структура кадровой  политики

 

По содержанию кадровая политика охватывает такие проблемы:

 

 ● целенаправленное, планомерное  и сбалансированное формирование  и подготовка квалифицированных  работников, непрерывное повышение  их профессионального мастерства, всестороннее образование и постоянное  воспитание кадров;

 

 ● распределение и  перераспределение работников по  сферам занятости, регионам страны  и видам профессиональной деятельности;

 

 ● рациональное использование  кадров, моральное и материальное  стимулирование их деятельности, развитие специальных способностей, формирование удовлетворенности  трудом;

 

 ● организация кадровой  и социальной работы, контроль за деятельностью кадров формирование и развитие комплексной системы управления человеческими ресурсами.

 

 Таким образом, кадровая  политика как система управления  человеческими речи предприятия, региона, отрасли и страны в целом включает в себя ряд основных направлений. Приведем важнейшие из них.

 

 ● Демографическая  политика – часть кадровой  политики государства, направленная  на управление процессами демографического  развития страны и ее отдельных  регионов, т. е. воспроизводством и  миграцией населения по территории  страны.

 

 ● Политика в области  образования – часть кадровой  политики, целью которой является  всестороннее развитие человека, его умственных и физических  способностей, воспитание высоких  нравственных качеств, формирование  граждан, способных к сознательному  общественному и профессиональному  выбору, обогащение на этой основе  кадрового потенциала страны, обеспечение  народного хозяйства квалифицированными  работниками.

 

 ● Политика в области  занятости – часть общегосударственной  кадровой политики, связанная с  обеспечением трудоспособного населения  рабочими местами и участием  его в хозяйственной деятельности  общества. Цель этой политики  – создать такие материально-технические  и социально-экономические условия, в соответствии с которыми  каждому трудоспособному члену  общества предоставляется объективная  возможность участвовать в общественно  полезном труде.

 

 ● Политика в области  труда и заработной платы –  часть кадровой политики, связанная  с осуществлением контроля за мерой труда и потребления материальных и духовных благ, регулированием трудовых отношений и оплаты труда, его материальным стимулированием, состоянием и укреплением трудовой и производственной дисциплины, характером и условиями труда, его содержанием и др.

 

 ● Социальная политика  – часть кадровой политики, направленная  на создание благоприятных условий  для наиболее полного развития  человека, его личностного потенциала  за счет всемерного улучшения  труда и быта людей, организации  здравоохранения, торгового и бытового  обслуживания населения, развития  жилищно-коммунального хозяйства, организации  социального обеспечения, развития  культуры и искусства, поднятия  уровня жизни и др.

 

 Таким образом, управлять  человеческими ресурсами – означает  с учетом общественных потребностей  регулировать демографические процессы, готовить квалифицированные кадры, оптимально распределять их между  отдельными отраслями и территориями  страны, эффективно использовать  человеческие ресурсы в народном  хозяйстве, создавать необходимые  условия для высокопроизводительного  и качественного труда, постоянно  поднимать уровень жизни населения.

 

 

1.4. Система подготовки  управляющих человеческими ресурсами

 

 

 Поскольку система  управления человеческими ресурсами  охватывает различные сферы профессиональной  деятельности (социальное планирование  и прогнозирование, образование, профессиональную  ориентацию, занятость, организацию  труда, управление персоналом, социальную  работу и др.), то естественно  предположить, что и система подготовки  специалистов в области менеджмента  человеческих ресурсов должна  отражать разнообразие и специфику  названных составляющих рассматриваемой  системы. При этом объединяющим  началом в подготовке различных  специалистов по управлению человеческими  ресурсами является объект управления (т.е. люди), организация которого  требует специальных знаний, умений  и навыков [8]. Поэтому программы  обучения таких специалистов  должны предусматривать как общие  для всех блоки дисциплин (гуманитарный, экономический, социально-психологический, управленческий циклы), так и специальные, отражающие особенности той или  иной составляющей системы управления  человеческими ресурсами.

 

 

1.4.1. Основные специальности  и уровни образования

 

 Научно обоснованный  и эффективный менеджмент человеческих  ресурсов предполагает качественную  подготовку профессионалов по  специальностям и специализациям  высшего и последипломного образования, приведенным в табл. 1.1.

 

 Предлагаемая система подготовки специалистов в области управления человеческими ресурсами предусматривает возможность осуществления их дальнейшей профессиональной деятельности на различных уровнях социального менеджмента – от государственного до уровня фирм и их структурных подразделений. Так, выпускники вузов со специализацией "Государственное и муниципальное управление", "Политология и социальное управление" в основном могут работать в административно-государственных органах по разработке и реализации кадровой и социальной политики, а специализирующиеся в социальном управлении – также в службах социального развития предприятий, организаций, органов отраслевого и регионального управления. Выпускники факультетов педагогического менеджмента могут работать как в государственных органах управления образованием, так и на руководящих должностях в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на производстве, а также в непосредственном управлении учебными заведениями различных типов и форм собственности. Психологов, специализирующихся в области профессиональной ориентации, готовят для работы в школах, центрах занятости, на производстве в качестве профконсультантов и специалистов по профессиональному отбору, из них формируются также руководящие кадры центров профессиональной ориентации и социально-психологических служб различного уровня управления.

 

Таблица 1.1.

 

Специальности и специализации подготовки менеджеров человеческих ресурсов в системе высшего и последипломного образования

 

Специальность 

Специализация 

Квалификация

 

 Административный

 

менеджмент 

Государственное и муниципальное управление 

Магистр государственного управления

Социология 

 Политология

 

и социальное управление 

 Политолог. Менеджер

 

социального развития

 

 Управление

 

социальной работой 

 Социолог. Менеджер

 

социальной работы

Психология 

Управление профессиональной ориентацией 

 Психолог. Менеджер

 

 профессиональной

 

ориентации

 

Менеджмент образования 

 

Менеджер образования

 

 Управление трудовыми  ресурсами 

 

 Экономист. Менеджер

 

 трудовых ресурсов

 

Управление занятостью 

 Экономист. Менеджер

 

занятости

 

Управление персоналом 

Менеджер персонала

 

 Правоведение 

 Право и организация

 

социального обеспечения 

 Юрист. Менеджер

 

социального обеспечения

 

 Документоведение

 

 и информационная

 

деятельность 

Информационные системы в менеджменте человеческих ресурсов 

Менеджер информационных систем

 

 

 

Психологов, специализирующихся в области профессиональной ориентации, готовят для работы в школах, центрах занятости, на производстве в качестве профконсультантов и специалистов по профессиональному отбору, из них формируются также руководящие кадры центров профессиональной ориентации и социально-психологических служб различного уровня управления. Менеджеров трудовых ресурсов готовят, как правило, для работы на управленческих должностях государственных органов по труду, менеджеров по занятости – для управленческой деятельности в службе трудоустройства, менеджеров по труду – для руководящих должностей подразделений по организации и оплате труда, менеджеров персонала – для работы по комплексной организации управления человеческими ресурсами предприятий, организаций и учреждений. Для организации социального обеспечения населения районов, городов, областей готовят менеджеров, специализирующихся в области права (менеджеры социального обеспечения) или социологии (менеджеры социальной работы), что соответствует основному содержанию такого рода профессиональной деятельности.

 

 Кроме различия в  специализациях менеджеры человеческих  ресурсов дифференцируются также  по уровням образования: младшие  менеджеры (за исключением некоторых  специальностей), бакалавры и магистры  управления. Такая дифференциация  позволяет готовить управленческие  кадры для различных уровней  социального управления – от  малых и средних предприятий  до правительственных учреждений  и организаций. Последипломное образование  может быть продолжено в различных  формах квалификационной учебы, а также в докторантуре (аспирантуре) по соответствующей специализации.

 

 Например организация  подготовки менеджеров человеческих  ресурсов в МАУП пpивeдена в табл. 2.2 [15].

 

Таблица 2.2.

 

Организация подготовки менеджеров человеческих ресурсов в МАУП

Специальность

 

(специализация) 

Учебное подразделение

 

1. Политология и социальное  управление

 

2. Административный менеджмент

 

3. Управление профессиональной  ориентацией

 

4. Управление образованием

 

5. Управление трудовыми  ресурсами

 

6. Управление персоналом

 

7. Трудовое право и  право социального обеспечения

 

8. Социальная работа

 

9. Организация делопроизводства 

 

 

 

 ДОКТОРАНТУРА

 

 

 

 МАГИСТРАТУРА 

 

 

 

 БАКАЛАВ-РАТ 

 

 

 

 КОЛЛЕДЖ 

 

 

 

 

 Профессиональное

 

 назначение 

 Менеджеры низового  звена управления 

 Менеджеры среднего  звена управления 

 Менеджеры высшего  звена управления 

 Научно-педагогические  работники и высшие управляющие

 

 Уровень квалификации 

 Диплом младшего специалиста 

 Диплом бакалавра управления 

 Диплом

 

 магистра управления 

 Диплом доктора философии  в области управления

 

 Срок обучения, лет 2 2 2 2

 

 

 

 

27

 

 

 

 

Глава 2.

 

Основы кадровой политики

 

 

Политика (от греч. politike – общественные и государственные дела, искусство управления государством) – это участие в делах государства, определение форм, задач, содержания государственной деятельности. В сферу политики входят вопросы государственного устройства, управления страной, руководства социальными группами, вопросы партийной борьбы и др.

 

 В более общем и  универсальном понимании политика  представляет собой особый вид  человеческой деятельности, связанный  с получением и осуществлением  власти, прежде всего государственной. Это сфера деятельности между  классами, нациями и другими социальными  группами, ядром которой является  проблема получения, удержания и  использования государственной  власти.

 

 Как одна из сфер  общественной жизни политика  взаимодействует с другими сферами, подвергаясь их влиянию и одновременно  детерминируя их функционирование  и развитие. Поэтому изучение  политических явлений предполагает  выяснение экономических и других  интересов, которыми они определяются, а также всей системы социальных факторов, через которые пробивают свой путь приоритетные экономические интересы. Таким образом, промежуточным и соединительным звеном между политикой и экономикой являются социальные факторы и социальная структура, которые непосредственно представляют основы политики, определяя ее субъекты, интересы, характер и направление политических процессов.

Информация о работе Кадровая политика в бизнесе