Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:47, контрольная работа
Цель работы – комплексный анализ существующих концепций лидерства и сравнение стилей управления на ЧУПТП «Белпромторг».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить понятие «лидерство»;
изучить различие между лидерством и руководством;
определить существующие основные теории о лидерстве и развития темы лидерства в современных исследованиях;
проанализировать значение лидерства в современном менеджменте;
провести анализ взаимоотношений между руководителями различных уровней и подчиненными в процессе работы на ЧУПТП «Белпромторг».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Понятие лидерства. Лидерство и руководство…………………….……4
2 Традиционные концепции лидерского поведения………………..……..8
3 Ситуационные модели лидерства……………………………………….17
4 Современные исследования лидерства. Роль лидерства в организации………………………………………………………………………20
5 Анализ стилей работы руководителей ЧУПТП «Белпромторг»………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский государственный университет
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
Контрольная работа
на тему: «Концепция лидерского поведения в современном менеджменте»
Студентки 3 курса
заочного отделения
специальности «Финансы и кредит» «____»__________2012г.
Научный руководитель:
Минск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Понятие лидерства. Лидерство и руководство…………………….……4
2 Традиционные концепции
лидерского поведения………………..……
3 Ситуационные модели лидерства……………………………………….17
4 Современные исследования
лидерства. Роль лидерства
в организации…………………………………………
5 Анализ стилей работы руководителей ЧУПТП «Белпромторг»………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33
ВВЕДЕНИЕ
Лидерство – это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. В литературе по менеджменту, публикации о лидерстве едва ли не самая популярная тема.
Представляется, что внимание к
феномену лидерства не случайно и, более
того, сам он в определенном смысле
оказывается интегратором целого ряда
серьезных проблем и дискуссий
современного менеджмента. В частности,
резко возросшая скорость изменений
бизнес-среды привела к
Объектом исследования в работе является теория лидерства. Предметом настоящего исследования выступают концепции лидерства и стили руководства на ЧУПТП «Белпромторг». Цель работы – комплексный анализ существующих концепций лидерства и сравнение стилей управления на ЧУПТП «Белпромторг».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
Настоящая работа состоит из пяти разделов, каждый из которых раскрывает поставленные цели. Методология настоящей работы представляет собой сочетание ряда общенаучных методов: индукция, дедукция, анализ и синтез, метод комплексного подхода, системный, логический, и др.
Теоретической основой данной работы стали труды таких авторов как Веснин В.Р., Виханский О.С., М.Миллер и др. С целью анализа практической стороны проблемы были изучены статьи Трунова Д.Г. и Филоновича С.Р.
1 Понятие лидерства. Лидерство и руководство
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл).
Лидерство можно определить как
тип управленческого
Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (Фридлер) [12].
Собственно, проблема определения понятия лидерства завит от того, какой теории придерживаться, и в зависимости от этого расставлены акценты в определении. В общем смысле лидерство можно определить как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить основные подходы к его трактовке:
1. Лидерство – это разновидность
власти, спецификой которой является
направленность сверху вниз, а
также то, что ее носителем
выступает не большинство, а
один человек или группа лиц.
Политическое лидерство, –
2. Лидерство – это
3. Лидерство – это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.). Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным, во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество), в-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии, в-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения при осуществлении лидерства [12].
Заглянув в социологический словарь, можно обнаружить следующие определения лидерства: «Лидерство — 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы… обусловленное более эффективными результатами деятельности… 2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов»[3].
Первое определение обладает двумя
несомненными достоинствами. Одно из них
состоит в том, что это определение
показывает субъективный характер данного
понятия: человек, достижения которого
признает определенная группа людей, может
быть для этих людей лидером, и
в то же время другая группа может
отрицать его лидерство, если не рассматривает
соответствующие достижения как
выдающиеся. Другое достоинство этого
определения — его
С другой стороны, приведенное определение
страдает и рядом существенных недостатков.
Во-первых, выдающиеся достижения не гарантируют
лидерства. Эйнштейн, например, был
безусловным гением физики ХХ в., однако
его вряд ли можно назвать лидером,
поскольку у него практически
не было учеников. Поэтому данное определение
формулирует необходимое, но недостаточное
условие лидерства. Во-вторых, такое
определение как бы фиксирует
лидерское положение личности или
группы, в то время как на наших
глазах постоянно происходит смена
лидеров, даже в том случае, если
прежние достижения старых лидеров
не оспариваются. В-третьих, и на это
мы хотим обратить особое внимание,
рассматриваемое определение
Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):
деловое лидерство (характерно для групп, возникающих на основе производственных целей, в основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт),
эмоциональное лидерство (
ситуативное лидерство (по своей природе может быть и деловым, и эмоциональным, его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией).
Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований проблем лидерства. Все подходы к изучению лидерства можно разделить на три части: традиционные подходы, концепции ситуационного лидерства и новые теории лидерства.
Информация о работе Концепции лидерского поведения в современном менеджменете