Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:47, контрольная работа
Цель работы – комплексный анализ существующих концепций лидерства и сравнение стилей управления на ЧУПТП «Белпромторг».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить понятие «лидерство»;
изучить различие между лидерством и руководством;
определить существующие основные теории о лидерстве и развития темы лидерства в современных исследованиях;
проанализировать значение лидерства в современном менеджменте;
провести анализ взаимоотношений между руководителями различных уровней и подчиненными в процессе работы на ЧУПТП «Белпромторг».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Понятие лидерства. Лидерство и руководство…………………….……4
2 Традиционные концепции лидерского поведения………………..……..8
3 Ситуационные модели лидерства……………………………………….17
4 Современные исследования лидерства. Роль лидерства в организации………………………………………………………………………20
5 Анализ стилей работы руководителей ЧУПТП «Белпромторг»………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33
Примечание – Источник: составлено по [4]
В ходе исследования была установлена
связь между указанными двумя
переменными и различными критериями
эффективности. Так, в начале удалось
установить, что лидеры, поведение
которых характеризуется
• сильное давление, оказываемое кем-то (кроме лидера) с целью получения соответствующих результатов;
• задание удовлетворяет работников;
• работники зависят от лидера в получении информации и указаний о том, как делать работу;
• работники психологически подготовлены быть полностью инструктированными лидером;
• соблюдается эффективный масштаб управляемости.
Рис.2.1 - Четыре стиля руководства согласно результатам исследования Университета штата Огайо
Примечание – Источник: составлено по [4]
Усиленное внимание отношениям в структуре и всему тому, что соответствует нуждам и желаниям работников, дает эффект тогда, когда:
• задания являются рутинными и непривлекательными для работников;
• работники предрасположены и готовы к участию в управлении;
• работники должны сами научиться чему-то;
• работники чувствуют, что их участие в принятии решений влияет на уровень выполнения работы;
• не существует значительных различий в статусе между лидером и работниками.
Во-вторых, было отмечено, что эффективность лидерства зависит также от ряда других факторов:
• организационная культура;
• используемая технология;
• ожидания от использования
определенного стиля
•моральная удовлетворенность от работы с руководителем определенного стиля.
Исследование Мичиганского университета ставило своей целью определить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров. За основу были взяты две переменные в поведении лидера: концентрация внимания лидера на работе и на работниках. Как видно, эти переменные достаточно схожи по своему содержанию с теми, которые использовались в исследованиях Университета штата Огайо. Результаты исследований Мичиганского университета позволили сделать следующие выводы об эффективном лидере:
• имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хороших отношений с ними;
• использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками;
• устанавливает предельно высокий уровень выполнения работы и напряженные задания.
Позже эти выводы были положены в основу концепции, разработанной Ренсисом Ликертом и получившей название «Системы управления 1, 2, 3 и 4» [12]. Не установив идеального для всех случаев стиля, исследование Мичиганского университета тем не менее подводило к выводу о том, что условием эффективного лидерства является оказание поддержки работникам и привлечение их к принятию решений.
Основываясь на подходе Мичиганского
университета, Ренсис Ли-керт провел интенсивное
изучение общих образцов управления,
используемых эффективными лидерами.
Было обнаружено, что последние уделяют
основное внимание человеческому фактору
и стараются развивать
• лидеры, ориентированные на работников;
• лидеры, ориентированные на работу.
Рис. 2.2. Ориентация лидеров и производственные результаты
Примечание – Источник: составлено по [4]
Продолжение исследований позволило выделить четыре проеоб-ладающих стиля управления, названные системами 1, 2, 3 и 4 (табл. 2.2). Система 1 представляет собой ориентированный на выполнение задания, сильно структурированный авторитарный лидерский стиль. В противоположность система 4 — это стиль, ориентированный на развитие отношений с подчиненными и групповую, совместную работу с ними. Системы 2 иЗявляются как бы промежуточными стадиями между двумя крайностями, близкими к основным положениям теории «X» и теории «Y» Дугласа МакГрегора.
На основе своей модели Ликерт разработал вопросник, позволяющий определять стили руководства и управленческую культуру. Согласно полученным на основе вопросника результатам, эффективное лидерство чаще располагалось ближе к системе 4 и реже — к системе 1. Однако на практике следование стилю, соответствующему системе 4, оказалось далеко не простым делом. Не многие организации использовали этот стиль. Как оказалось, переход к нему связан с необходимостью проведения радикальных изменений, в основном изменений в поведении самого лидера и его последователей на всех уровнях, вплоть до рядового работника.
Таблица 2.2 - Примеры содержания систем управления 1, 2, 3 И 4 Ликерта
Организационные переменные |
Система 1 |
Система 2 |
Система 3 |
Система 4 |
Уровень доверия лидера своим подчиненным и его уверенности в них |
Неуверен в подчиненных и не доверяет им |
Снисходительная уверенность и доверие типа «мастер — раб» |
Значительная, но не безоговорочная уверенность и доверие типа «начальник — подчиненный» с желанием контролиро- вать принятие и выполнение решений |
Полная уверенность и доверие во всем |
Характер используемой мотивации |
Страх, угрозы, наказания и отдельные вознаграждения |
Вознаграждения и в |
Вознаграждения, отдельные наказания и в некоторой степени привлечение к участию в управлении |
Материальное вознаграждение на основе системы стимулирования, разработанной с учетом участия работников в управлении |
Характер влияния на подчиненных и взаимодействия с ними |
Слабое взаимодействие, основанное на страхе и недоверии |
Слабое взаимодействие с некоторым учетом мнения подчиненных; страх и осторожность у подчиненных |
Умеренное взаимодействие с достаточно частым проявлением уверенности вработниках и доверия к ним |
Глубокое и дружественное и доверие к ним |
Примечание – Источник: составлено по [4]
Наибольшую популярность среди концепций поведенческих стилей лидера в последнее время получила модель управленческой сетки, наглядно демонстрирующей, что есть один единственно верный стиль лидерства. Похожая в определенной мере на модель Университета штата Огайо управленческая сетка Блейка и Моутон [2] представляет собой матрицу, образованную пересечениями двух переменных или измерений лидерского поведения: на горизонтальной оси — интерес к производству и на вертикальной оси — интерес к людям (рис. 11.8). Переменные управленческой сетки, по сути, носят характер расположения (к чему-либо или кому-либо) и взгляда (на что-то), предопределяющих последующее поведение, т.е. оба интереса связаны как с человеческим сознанием, так и с действием человека, а не только с чем-нибудь одним. Шкалирование каждой из осей матрицы от 1 до 9 дает возможность очертить зоны пяти основных лидерских стилей (рис. 2.3).
Обследование значительного числа менеджеров подтвердило гипотезу основателей модели о том, что независимо от ситуации, стиль 9,9является лучшим. Рассматриваемая модель обрела высокую популярность у менеджеров. Она используется ими для выработки лучшего лидерского поведения через участие в программах обучения и подготовки, специально разработанных для выработки у них стиля 9,9.В случае преобладания у менеджера стиля 9,1ему следует уделять больше внимания обучению в области развития персонала, мотивации, коммуникации и т.п. Преобладание стиля 1,9может потребовать обучения в таких областях, как принятие решений, планирование, организация, контроль, рабочие операции. При стиле 5,5 в определенной мере может потребоваться обучение по большинству из указанных направлений. Стиль 1,1вызывает сомнения в возможности изменить поведение менеджера, в том числе и через обучение.
Рис. 2.3. Управленческая сетка Блейка и Моутон
Примечание – Источник: составлено по [4]
Концепция «вознаграждения и наказания» лидерского поведения основана на положениях теории о закреплении поведения, изложенной в гл. 1 учебника. В данной концепции лидер рассматривается в качестве человека, управляющего процессом изменения поведения подчиненных в желательном направлении. Концепция выделяет четыре типа лидерского поведения в зависимости от применения вознаграждения или наказания (рис.2.4).
Информация о работе Концепции лидерского поведения в современном менеджменете