Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:47, контрольная работа
Цель работы – комплексный анализ существующих концепций лидерства и сравнение стилей управления на ЧУПТП «Белпромторг».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить понятие «лидерство»;
изучить различие между лидерством и руководством;
определить существующие основные теории о лидерстве и развития темы лидерства в современных исследованиях;
проанализировать значение лидерства в современном менеджменте;
провести анализ взаимоотношений между руководителями различных уровней и подчиненными в процессе работы на ЧУПТП «Белпромторг».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Понятие лидерства. Лидерство и руководство…………………….……4
2 Традиционные концепции лидерского поведения………………..……..8
3 Ситуационные модели лидерства……………………………………….17
4 Современные исследования лидерства. Роль лидерства в организации………………………………………………………………………20
5 Анализ стилей работы руководителей ЧУПТП «Белпромторг»………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33
Рис. 2.4. Четыре типа лидерского поведения в зависимости
Примечание – Источник: составлено по [4]
На практике вознаграждение за достигнутый уровень выполнения работы приводит к превышению работником обычного уровня прилагаемых им усилий и превышению получаемого им удовлетворения от работы. Наказание за неадекватный уровень выполнения работы, равно как и вознаграждение без учета уровня выполнения работы, по-разному влияет как на прилагаемые усилия, так и на получаемое от работы удовлетворение. И наконец, наказание без учета уровня выполнения работы чаще всего отрицательно отражается на качестве работы и удовлетворенности работника.
Поскольку вышерассмотренные
концепции лидерского поведения
так или иначе предполагают наличие
формального лидерства при
Различные заменители лидерства и их связь с необходимостью использования того или иного стиля руководства показаны в табл. 2.3.
Таблица 2.3 - Заменители лидерства
Переменные, или заменители лидерства
|
Когда не требуется обращать больше внимания на отношения с подчиненными |
Когда не требуется обращать больше внимания на структуру отношений и работу |
На уровне качеств подчиненных: 1 . Способность, опыт, подготовка, знания 2. Независимость, 3. Профессионализм 4. Отсутствие реакции на |
X X X |
X X X X |
На уровне содержания работы: 5. Ясность, честность и 6. Отсутствие альтернативных 7 Получение обратной связи в работе 8. Внутренне удовлетворяющая |
X |
Ч X X |
На уровне организационного окружения: 9. Процессы формализованы 10. Невозможность гибкости 11. Высокоспециализированная 12. Групповой подход, тесная взаимосвязь 1 3. У лидера нет прав 14 Нет непосредственного |
X X X |
Ч X X X X X |
Примечание – Источник: составлено по [4]
Рассмотренные концепции еще раз достаточно ясно свидетельствуют о том, что лидерами становятся, а не рождаются. Лидерское поведение может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки. Знание этого, в свою очередь, помогает разработать и провести такие программы подготовки менеджеров, которые развивают определенные лидерские навыки и умения.
Вместе с тем поведенческие
концепции лидерства основаны на
очень широком спектре
3 Ситуационные модели лидерства
Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили, ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ответ начали, искать в рамках ситуационных теорий. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Наиболее известными концепциями в рамках ситуационного подхода являются следующие:
№1. Модель ситуационного лидерства Фидлера,
№2. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда,
№3. Модель «траектория – цель» Хауза,
№4. Модель Врума-Йеттона-Яго.
Характеристика основных ситуационных моделей дана в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Сопоставление четырех основных ситуационных моделей лидерства
Переменные |
Модель Фидлера |
Модель «траектория-цель» Хауза |
Теория Херсея и Бланшарда |
Модель Врума-Йеттона-Яго |
Качества лидера |
Лидеры, ориентированные на отношения или поучение. Работу следует построить с учетом стиля лидерства. |
Лидеры способны повысить результативность ведомых путем применения правильных стимулов. |
Лидер должен адаптировать свой стиль с учетом задания и отношений с ведомыми. |
Лидер должен применять различные процедуры принятия решений в различных ситуациях |
Ситуационные факторы |
Отношения «лидер - последователь». Структурированность работы. Властная позиция лидера в организации. |
Характеристики последователей. Организационные факторы. |
Степень зрелости последователей: Зрелость в работе; психологическая зрелость. |
Качество решения. Обязательства последователей по решению. Время. Стоимость. Развитие. |
Допущения относительно ведомых. |
Ведомые предпочитают различные стили
лидерства в зависимости от задания,
отношений с лидером и |
У ведомых различные потребности, которые следует удовлетворить с помощью лидера. |
Зрелость (готовность) ведомых взять на себя ответственность и их способности влиять на применяемый стиль лидерства. |
Участие в принятии решений повышает приверженность к решению |
Эффективность лидера. |
Эффективность лидера определяется взаимодействием внешних и личностных факторов. |
Эффективны те лидеры, ко.торые подсказывают ведомым наиболее подходящую линию поведения. |
Эффективные лидеры способны менять стиль руководства, поддержки и делегирования с учетом степени зрелости ведомых. |
Эффективный лидер учитывает роль участия подчиненных в принятие решений, а также мотивацию работников. |
История исследований: проблемы. |
При проведении исследований другими учеными результаты противоречат выводам модели. |
В истекшие два десятилетия модель вызвала небольшой интерес у исследователей. |
Не проведено достаточно исследований, чтобы можно было прийти к выводам о прогнозной силе модели. |
Модель является ограниченной, так как допускает только ответы «ДА» и «НЕТ». Эта модель достаточно сложная. |
Примечание – Источник: составлено по [1]
Ситуационные модели имеют
существенные отличия по набору
рассматриваемых лидерских
Традиционные и ситуационные концепции предполагали, что лидерство и управленческий эффект могут быть изменены и легко определены. К сожалению, на практике это не всегда так. Это и дало толчок к появлению новых концепций лидерства. Наиболее известными из этих концепций являются следующие:
Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение исследователей, обусловлены реакцией лидера на поведение последних.
Рассматриваемый подход предполагает,
что знание причин, создавших ситуацию,
усиливает лидерское понимание
и способность предсказать
Таким образом, можно сделать вывод, что данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего.
Концепция харизматического
лидерства рассматривает
Однако харизматическое
лидерство не всегда требуется для
достижения в бизнесе высоких
результатов. Для бизнеса важность
харизматического лидерства возрастает
по мере необходимости поведения
в организации радикальных
В концепции преобразующего
лидерства понятие «
Модель преобразующего лидерства
имеет ряд отличительных
Информация о работе Концепции лидерского поведения в современном менеджменете