Концепции лидерского поведения в современном менеджменете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – комплексный анализ существующих концепций лидерства и сравнение стилей управления на ЧУПТП «Белпромторг».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить понятие «лидерство»;
изучить различие между лидерством и руководством;
определить существующие основные теории о лидерстве и развития темы лидерства в современных исследованиях;
проанализировать значение лидерства в современном менеджменте;
провести анализ взаимоотношений между руководителями различных уровней и подчиненными в процессе работы на ЧУПТП «Белпромторг».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3



1 Понятие лидерства. Лидерство и руководство…………………….……4

2 Традиционные концепции лидерского поведения………………..……..8

3 Ситуационные модели лидерства……………………………………….17

4 Современные исследования лидерства. Роль лидерства в организации………………………………………………………………………20

5 Анализ стилей работы руководителей ЧУПТП «Белпромторг»………23





ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33

Файлы: 1 файл

Концепция лидерского поведения в современном менеджментеКР.docx

— 881.71 Кб (Скачать файл)

4) стиль, основанный на сопричастности. Базис - групповые отношения. 
Проанализировав семь факторов определяющих стиль лидерства на

предприятии, можно сделать вывод, что заведующий производством ЧУПТП «Белпромторг»  обладает преимущественно благосклонно-авторитарным стилем управления. Так как для  него характерна достаточно высокая  мотивация труда работников: вносит предложения по выплате премий за хорошо выполненную работу, предоставления отпуска в первоочередном порядке  лучшим работникам года. Благосклонный  характер управления проявляется также  в дружеском общении  руководителя  с  подчиненными,  обсуждении  производственных вопросов, изучения мнений сотрудников. Однако конечное решение  принимает непосредственно сам  заведующий производством, он также  устанавливает цели и производит контроль за выполнением поставленных задач, что является проявлением  авторитарного стиля управления.

Профиль лидерства заведующего  производством ЧУПТП «Белпромторг»  представлен на рисунке 

 

Рисунок 5.4 - Профиль лидерства заведующего производством ЧУПТП «Белпромторг»

Таким образом, проанализировав манеры управления руководителей ЧУПТП  «Белпромторг», можно сделать вывод, что они стремятся поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе, общаться с подчиненными, мотивировать их труд, но оставляют за собой функции  контроля и окончательного выбора в  принятии решений. Для каждого в  отдельности характерна та или иная степень проявления вышеуказанных  характеристик, но все стремятся  добиться высоких производственных результатов и не забывать о людях, находящихся у них в подчинении.

 Сравнительная  оценка стилей лидерства по  качествам руководителя

Проанализировав и сравнив различные  стили лидерства, применяемые на ЧУПТП «Белпромторг», можно попытаться сравнить их и определить наиболее оптимальный стиль управления для  данного предприятия.

Директор  предприятия в большей степени  склонен к авторитарному стилю  руководства. Это говорит о том, что в сложных ситуациях, требующих  быстрого принятия решения, он сможет хорошо сориентироваться. В то же время, в спокойной обстановке директор также стремится быстро и единолично принимать необходимые решения, что не всегда приводит к положительному результату. Поэтому в последнее  время (по словам работников) директор стал чаще обращаться за советом к  специалистам: выслушивает их мнения, обсуждает текущие и перспективные  планы, но окончательное решение  оставляет за собой. Для повышения  мотивации работников руководитель предприятия поощряет лучших работников. Поощрения могут быть социально-экономическими (выплата премии, повышение разряда, класса с последующим увеличением  заработной платы), социально-психологическими (похвала, вручение благодарности, наград).

Характеризуя  директора предприятия как лидера, выявляются следующие качества: уверенность  в себе, обширные знания и опыт работы, настойчивость, коммуникабельность, умение быстро принимать ответственные  решения.

Если обратиться к стилю управления мастера цеха по производству деревянных евроокон, то следует сказать, что  он более склонен к заботе о  людях, чем к заботе о производстве. Так как он отвечает за работу цеха, а не всего предприятия, то его  поведение приемлемо. Обладая достаточно высоким профессионализмом и  опытом работы, мастеру сложно управлять  подчиненными, но техническую сторону  работы он знает хорошо. Этот сотрудник  не может быстро принять какое-то решение, для него больше характерно обсуждение вопросов с подчиненными и другими мастерами. В то же время, если возникают споры или непонимания  в коллективе, то он всегда разбирается  в сложившейся ситуации и старается  найти компромисс.

Как видно данный работник стремится  поддерживать хороший микроклимат  в коллективе, но ему не хватает  строгости и требовательности. Стиль  руководства мастера приближен  к демократическому.

На  основании характеристики двух стилей лидерства, сложившихся на ЧУПТП  «Белпромторг», сделаем их сравнительный  анализ по качествам руководителя.

Начнем  анализ с предложенных качеств, присущих руководителю, по мнению Уоррена Бенниса, одного из самых известных экспертов  по проблеме руководства компаниями.

 

 

 

 

Таблица 5.1- Основные качества лидера по Уоррену Беннису

 

Качество

Разъяснение

Директор

Мастер цеха

Направляющее видение

Отчетливое понимание, что хотите совершить как профессионал и как личность, способность проявлять  упорство при неудачах и даже провалах.

+

+/-

Страсть

Есть глубокая внутренняя страсть, стремление воспользоваться  теми возможностями, которые сулит  жизнь, причем это стремление совпадает  с весьма специфической страстью к определенному призванию, профессии, образу действий.

+

+/-

Целостность личности

Целостность личности — это производная  от знания человеком самого себя, искренности  и зрелости. Знание своих сильных  и слабых сторон, верность своим  принципам, желание и умение учиться  у других людей и работать с  ними.

+

+

Доверие

Способность заслужить  доверие других.

+/-

+

Любознательность

Интересно все, желание  научиться как можно большему.

+/-

+/-

Дерзновенность

Готовность идти на риск,

   
 

экспериментировать,

+

 

испытывать новое.

   

Примечание  – Источник: составлено по [12; с. 123]

 

Как видно из таблицы директору ЧУПТП  «Белпромторг» присущи почти  все качества руководителя, предложенные Уорреном Беннисом, хотя способность  заслуживать доверие и любознательность необходимо разрабатывать в большей  степени. Мастер, как было указано  ранее, легко заслуживает доверие  подчиненных, но ему не хватает дерзновенности, готовности идти на риск и экспериментировать. Это проявляет мастера как  консерватора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной науке теоретически проблема лидерства представлена весьма широко. Существующие концепции лидерства, казалось бы, охватывают все стороны  объективного явления лидерства. Нужно отметить, что лидерство – это венец управленческой деятельности. Эффективное руководство всегда должно сопровождаться лидерством.

В соответствии с целью и обозначенными задачами можно сделать следующие выводы:

Изучение проблемы лидерства, началось еще накануне Второй мировой войны. В то время устоявшейся была концепция врожденных лидерских качеств. Затем  фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры делают. Ранние концепции уделяли большое внимание качествам лидеров или образцам его поведения. Ситуационность при этом не принималась во внимание.Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предполагали объяснить эффективность лидерства через влияние внешних факторов,  не принимая во внимание при этом лидера как личность.

Новые концепции объединили в себе и личность лидера и также  учитывали влияние внешних факторов. Новые подходы концентрируются  на способности лидера создать новое  видение решения проблемы и, используя  свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм  к осуществлению действий по достижению цели.

Наиболее универсальными являются три рассмотренные в работе современные концепции, так как они, как бы интегрируют традиционные и ситуационные концепции. Однако роль первых концепций нельзя недооценивать, поскольку именно они подтолкнули исследователей к разработке новых концепций лидерства.

Однако существующие теории плохо  предсказывают появление лидеров  до того, как они фактически выходят  на авансцену. Они не подсказывают, какой лидер был бы оптимальным  в тех или иных условиях для  той или иной организации, или  движения, страны в целом. Также теоретические  концепции не характеризуют экономических  преимуществ компаний от наличия  в их управлении людей, обладающих лидерскими качествами.

В работе показана организационная  структура ЧУПТП «Белпромторг»  и проанализированы сложившиеся  на предприятии стили руководства. В итоге выявлено, что применяемый  стиль управления приближен к  автократическому, но директор прикладывает усилия для сглаживания наиболее «острых углов» и демократизации своего руководства.   

В настоящее время появляется все больше количество сторонников предположения, что организации могут обойтись без лидера. Однако на практике от действий одного человека часто зависит судьба компании.

Для эффективного функционирования организации необходимо: уделять лидерству должное внимание на всех уровнях управления, поощрять и развивать лидерские качества у персонала, помнить, что лидерство - это помощник в управлении, а не помеха.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Альберт, М. Основы менеджмента/ М Альберт. - М.: Дело, - 2002 544с.
  2. Вершигора, Е.Е. Менеджмент/ Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 283с.
  3. Веснин, В.Р. Основы менеджмента/ В.Р. Веснин. М. - 2003. - 480с.
  4. Виханский, О.С. Менеджмент/ Виханский О.С., Наумов A.JI. М.: Гардарики,- 2005. - 264с.
  5. Должностные инструкции ЧУПТП «Белпромторг».
  6. Дункан, Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М. - 2006. 682с.
  7. Карпов, А.В. Психология менеджмента. - Москва: Гардарики, - 1999. - 584 с.
  8. Майкл Миллер. С чего начинается лидер. М.: Феникс. 2005.
  9. Менеджмент организации/ под ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А.. и др. - М.: ИНФРА-М. - 2005. - 432с.
  10. Менеджмент. / под общ. ред. М.П. Переверзева.-  М., - 2002. - 288 с.
  11. Стаут, Л. Лидерство: от загадок к практике. М.: ООО «Добрая книга».
  12. Столяренко, Л.Д. Психология и этика деловых отношений. М.: Феникс. 2003.
  13. Трунов, Д.Г. Феномен харизматического лидерства // Философия социальных коммуникаций. - 2009. - 2. - С. 55-62.
  14. Уинслоу, Т.Ф. Принципы научного менеджмента/ Т.Ф. Уинслоу.: М. - 2007. - 104с.
  15. Филонович, С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы// Российский журнал менеджмента. 2003. - 2, - С.324
  16. Штайрер, Й. Харизма руководителя и управленческие архетипы/ Й. Штайрер. М. 2001 402 с.

 

Информация о работе Концепции лидерского поведения в современном менеджменете