Концепции лидерского поведения в современном менеджменете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – комплексный анализ существующих концепций лидерства и сравнение стилей управления на ЧУПТП «Белпромторг».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить понятие «лидерство»;
изучить различие между лидерством и руководством;
определить существующие основные теории о лидерстве и развития темы лидерства в современных исследованиях;
проанализировать значение лидерства в современном менеджменте;
провести анализ взаимоотношений между руководителями различных уровней и подчиненными в процессе работы на ЧУПТП «Белпромторг».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3



1 Понятие лидерства. Лидерство и руководство…………………….……4

2 Традиционные концепции лидерского поведения………………..……..8

3 Ситуационные модели лидерства……………………………………….17

4 Современные исследования лидерства. Роль лидерства в организации………………………………………………………………………20

5 Анализ стилей работы руководителей ЧУПТП «Белпромторг»………23





ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33

Файлы: 1 файл

Концепция лидерского поведения в современном менеджментеКР.docx

— 881.71 Кб (Скачать файл)

Эти два подхода не подходят к лидеру-преобразователю.

Таким образом, данные концепции  рассматривают лидера с другой стороны, т.е. эти концепции уделяют больше внимание внутреннему миру лидера, и способностям через внутренний мир оказывать влияние на сотрудников.

4 Современные исследования лидерства. Роль лидерства в  организации

Отдельное направление исследований лидерства представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении о лидерстве как о функции группы. В рамках этих теорий (Г. Хомманс и др.) лидер понимается как лицо в большей степени, чем все остальные члены группы, отвечающее ее ожиданиям и наиболее последовательно придерживающееся принятых в ней норм и ценностей. В отличие от сторонников теории "черт лидерства" приверженцы интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий.

При этом теории лидерства как функции  группы не имеют доказательного характера, т. к., с одной стороны, их логическая структура содержит "круг в определении", а с другой - не позволяют интерпретировать целый ряд экспериментально зафиксированных фактов.

В настоящее время в западной социальной психологии доминирующей является «синтетическая концепция лидерства».

В отличие от сторонников "теории черт", теорий "лидерства как  функции группы" и "ситуационных теорий" приверженцы "синтетической концепции лидерства" акцентируют внимание на комплексном, целостном характере изучения лидерства, на исследовании взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в условиях которых осуществляется лидерство. В то же время психологически содержательное наполнение этих трех переменных не совпадает в различных концептуальных схемах, относящихся к "синтетическому" подходу. Более того, в целом ряде теоретических построений феномен лидерства рассматривается в контексте преимущественно внеделовых межличностных отношений и без учета социально-психологической специфики реально функционирующих групп. В рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах и концепции персонализации разработана теоретическая модель лидерства, позволяющая проанализировать психологическую специфику этого феномена в реальных малых группах разного уровня развития и в условиях различной как по своей форме, так и по содержанию и целям деятельности (А. В. Петровский и др.). В группах высокого уровня социально-психологического развития, как правило, формируется демократический стиль лидерства.

При этом лидер в таких группах  наделен атрибутами подлинно личностного  авторитета и чаще всего является одновременно социометрической "звездой". Сила и гибкость структуры такой  группы выражаются, в частности, в  том, что индивиды, различающиеся  по своим личностным качествам, могут  успешно осуществлять функции лидера, т. к. чем выше по своему социально-психологическому развитию группа, тем более сложный набор нравственно оправданных личностных характеристик требуется для описания ее лидера. В корпоративных группировках формируется по преимуществу авторитарный стиль лидерства. При этом лидер в таких группах наделен не атрибутами личностного авторитета, а обладает авторитетом власти и, как правило, не только не является социометрической "звездой", но и нередко эмоционально-негативно оценивается подавляющим большинством ведомых. Что касается собственно личностных характеристик такого лидера, то их значение в данном случае вообще вторично, т. к. в целом не на них базируется его лидерская позиция в общности. В просоциальных ассоциациях формируется попустительский стиль лидерства. В связи с отсутствием опосредствующей межличностные отношения деятельности в таких группах, как правило, лидером является социометрическая "звезда", т. е. тот член группы, который вызывает у остальных наибольшую симпатию. Необходимые для такого лидера качества — это сравнительно небольшой набор характеристик, создающих наиболее благоприятные условия для свободного общения и всеобщего благоденствия в группе, где люди связаны друг с другом только эмоциональным притяжением, а не какой-либо деятельностью. В асоциальных ассоциациях формируется анархический стиль лидерства. Здесь лидеру также необходим сравнительно небольшой набор качеств, но качеств принципиально иного характера — это физическая сила, агрессивность, самоуверенность, жестокость, авторитарность и т. п.

В настоящее время широкое распространение  в контексте исследований лидерства  получила концепция эмоционального интеллекта, разработанная группой  американских социальных психологов и  специалистов в области делового администрирования во главе с  Д. Гоулманом. Существенно важно, что она опирается не только на массив эмпирических данных, полученных при реализации прикладных исследовательских программ в сфере организационной психологии и психологии менеджмента, но и на результаты фундаментальных нейрофизиологических исследований последних лет[12].

Согласно данной концепции, именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта отличает лидеров от других людей, чья деятельность требует  развитых когнитивных способностей в сочетании с организаторскими способностями, например, от руководителя академического исследовательского проекта. Под эмоциональным интеллектом  понимается интегральная личностная структура, включающая четыре составляющих: самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и  управленческие навыки.

Под самосознанием Д. Гоулман понимает способность к рефлексии и адекватной оценке индивидом "...харатера собственных эмоций, а также осознание своих сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов. При этом... люди с сильным самосознанием являются реалистами: они не угнетают себя самокритикой, но не питают несбыточных надежд. Как правило, они честны с собой. Более того, они честны с другими в отношении себя — настолько, что даже могут посмеяться над собственными недостатками". Развитое самосознание позволяет лидерам эффективно использовать интуицию, под которой понимается "...способность применять при принятии управленческих решений не только технические знания, но и житейскую мудрость.

В последнее время появляется все больше количество сторонников  предположения, что организации  могут обойтись без лидера. Некоторые  научные работники и профессиональные эксперты считают, что для решения или постановки задач не требуется личность, которая оказывает влияние на других людей (руководитель, лидер), т.е. задачи могут быть решены при условии компетентного анализа или действия. Фактически само понятие «руководство» может противоречить идеалам свободного общества. Так называемые лидеры ассоциируются с такими неприглядными понятиями, как захват власти и получение дополнительных прибылей и доходов.

Вместо того чтобы определять характерные особенности лидеров, формы их подготовки и награды  для них, организациям необходимо создавать такие команды работников, которые будут выполнять поставленные задачи как единый организм. Эти команды будут исполнять самостоятельно определенные операции, без необходимости накладывать дисциплинарные взыскания, а также отвечать за качество и количество конечного продукта.

Однако, не смотря на все  вышеперечисленное, в каждой группе, к какой бы ни принадлежал человек - семье, спортивной команде, социальной группе, группе студентов, рабочей бригаде, - одно лицо обязательно имеет большее влияние, чем остальные члены этого маленького коллектива. Возможно, его даже называют лидером. Лидеры играют очень важную роль в каждой группе. В самом деле, при отсутствии лидера организации будут менее эффективны, деятельность их окажется менее производительной, а в экстремальных ситуациях такие группы окажутся не в состоянии выполнять поставленные задачи.

От одного человека может зависеть результат деятельности всей организации.

Лидерство для организаций  играет одну из решающих ролей. В современном  мире лидерство приобретает глобальный характер. Дня того, чтобы организация  эффективно функционировала у ее руля должен стоять лидер-менеджер.

Однако не сегодняшний  день многие организации и не задумываются об этой проблеме. Хотя необходимо отметить, что этой проблеме стали уделять  больше внимания, но все равно многое остается еще неизученым.

Руководители предприятий  должны не только воспитывать в себе лидера, но и поощрять лидерские  качества у своих подчиненных.

Лидерство может способствовать быстрому росту организации. И эта  проблема должна изучаться не только теоретически, но и в современной практике, непосредственно в компаниях.

 

5 Анализ  стилей работы руководителей  ЧУПТП «Белпромторг»

Основой любого предприятия служит производственный коллектив, способный  с помощью имеющихся в его  распоряжении средств изготавливать  нужную продукцию. Главной задачей  ЧУПТП «Белпромторг» является производство и реализация продукции (деревянных и пластиковых евроокон) в установленные  сроки.

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями  организации, распределения между  ними прав и ответственности. В ней  реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех  или иных принципах управления.

Организационная структура предприятия постоянно  изменяется, совершенствуется в соответствии с меняющимися условиями. Организационная  структура данного предприятия  линейная (Рисунок 1). Она имеет ряд  достоинств: четкие системы взаимосвязи  между руководителями и подчиненными, быстрота реакции в ответ на прямые указания, личная ответственность руководителя за конечные результаты предприятия  и другие. Есть и недостатки, такие  как перегрузка менеджеров и маркетологов.

Рисунок 5.1 – Схема линейной структуры ЧУПТП «Белпромторг»

Во  главе всего ЧУПТП «Белпромторг»  стоит директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия. Также он распоряжается имуществом, заключает договоры, в том числе  по найму работников. Издает приказы  и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками предприятия. Директор несет в пределах своих  полномочий полную ответственность  за деятельность организации, обеспечение  сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого  имущества предприятия. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами.

В подчинении директора находятся главный  бухгалтер (заместитель главного бухгалтера, бухгалтера); отдел кадров; главный  экономист (экономисты); главный инженер (инженер-технолог, инженер-механик); начальник  производства (зав. производства, зав. склада).

Главный бухгалтер - осуществляет организацию  бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и  основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а  также финансовых, расчетных и  кредитных операций.

В подчинении у главного бухгалтера находятся  бухгалтера. Они выполняют работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, затрат на производство, реализации продукции, расчеты  с поставщиками и заказчиками). Осуществляют прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, и подготавливает их к счетной  обработке. Отражает в бухгалтерском  учете операции, связанные с движением  денежных средств.

В подчинении директора находится отдел кадров. Начальник отдела кадров возглавляет  работу по обеспечению предприятия  кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств. Принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода, контролирует расстановку и правильность использования работников в подразделениях предприятия. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью.

Информация о работе Концепции лидерского поведения в современном менеджменете