Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:47, контрольная работа
Цель работы – комплексный анализ существующих концепций лидерства и сравнение стилей управления на ЧУПТП «Белпромторг».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить понятие «лидерство»;
изучить различие между лидерством и руководством;
определить существующие основные теории о лидерстве и развития темы лидерства в современных исследованиях;
проанализировать значение лидерства в современном менеджменте;
провести анализ взаимоотношений между руководителями различных уровней и подчиненными в процессе работы на ЧУПТП «Белпромторг».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Понятие лидерства. Лидерство и руководство…………………….……4
2 Традиционные концепции лидерского поведения………………..……..8
3 Ситуационные модели лидерства……………………………………….17
4 Современные исследования лидерства. Роль лидерства в организации………………………………………………………………………20
5 Анализ стилей работы руководителей ЧУПТП «Белпромторг»………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33
Характеристика лидерства и руководства
С древнейших времен и до наших дней в трудах, посвященных искусству успешного управления хозяйством (Каутилья «Артхашастра», Ли Гоу «План обогащения государства», Н. Макиавелли «Государь» и др.) указывалось, что эффективное руководство должно содержать в себе лидерство. Таким образом, выделялось, что лидерство – это важнейший компонент эффективного руководства.
Руководство – это процесс влияния на подчиненных, являющийся способом заставить их работать на достижение единой цели. Сравнивая понятия лидерства и руководства можно отметить, что лидер ведет за собой коллектив, используя свой авторитет, свои способности и при этом люди чувствуют удовлетворение от достижения поставленной цели. Руководитель же ставит перед необходимостью работать на достижение результата, используя свое положение в организации, и подчиненные при этом не получают удовлетворение от работы.
Однако в современном мире каждый эффективный руководитель стремится не заставлять, а вести за собой людей. То есть жесткое противопоставление руководства и лидерства едва ли правомерно, так как эти понятия очень близки друг другу, а их различия зависят от сложившихся традиций в их трактовке, а также от исследовательских подходов.
Различают понятие формального
и неформального лидерства. Формальный
лидер – это приоритетное влияние
определенного лица на членов группы,
основывающееся на руководящем положении
в общественной иерархии, связанного
с обладанием власти и ресурсов.
В противоположность
Оба эти аспекта – формальный
и неформальный, - характеризуют
эффективное руководство. Руководитель
по самому своему замыслу предполагает
наличие у занятых этого рода
деятельностью людей
В целом же, подчеркнем еще
раз, противопоставление руководства
и лидерства методологически
неправомерно, можно говорить лишь
о различных аспектах, на которые
традиционно акцентируют
Соотношению понятий «менеджер» и «лидер» в последнее время уделяют все больше внимания. Гарвардская школа выдвинула следующую точку зрения – понятия «менеджер» и «лидер» не идентичны. Главное качество лидера – четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях или не видится вовсе. Основное же качество менеджера – эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную цель.
Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Различия между ними проводятся по многим позициям. Наиболее часто встречаемые отличия приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Отличительные признаки менеджера и лидера
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План – основа действия |
Видение – основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует доводы |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Принимает решения |
Превращает решение в реальность |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Уважаем |
Обожаем |
Примечание – Источник: составлено по [11]
Наиболее часто различие идет по линии, с одной стороны, формального и неформального лидерства, а с другой – шаблонного и инновационного, творческого поведения. Например, менеджер должен заботиться о том, чтобы работники эффективно выполняли задания, лидеры же, напротив, призваны своевременно постигать вызовы и требования времени, развивать инновационные идеи. Они концентрируют внимание на влияние тех или иных событий на предприятии в целом, а не на решении отдельных частных проблем. При этом менеджмент трактуется как управление всей организацией, а руководство – как управление изменениями.
Такая точка зрения трактует понятие менеджмента, лидерства (и руководства) чрезмерно узко, не учитывая более распространенные в науке значения этих терминов.
Исходя из того, представляется более обоснованной позиция авторов, которые проводят различие между менеджером и лидером по линии формального и неформального лидерства соответственно. Менеджеры делают так, как нужно; лидеры делают то, что нужно. Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно; лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно.
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Желание быть лидером присуще, по-видимому, отнюдь не малому числу людей. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами.
Все вышеперечисленное
2 Традиционные концепции лидерского поведения
Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х гг. ХХ века. Общим с устоявшейся в то время концепцией врожденных лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.
Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры делают. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:
• три стиля руководства;
• исследования Университета штата Огайо;
• исследования Мичиганского университета;
• системы управления (Ликерт);
• управленческая сетка (Блейк и Моутон);
• концепция вознаграждения и наказания;
• заменители лидерства.
Различие между политическими системами США и Германии перед Второй мировой войной послужило причиной исследования лидерства, проведенного в лабораторных условиях известным американским ученым-бихевиористом Куртом Левиным. Изучение заключалось в сравнении эффекта от использования трех лидерсих стилей: авторитарного, демократического и пассивного. Результаты этого исследования привели в удивление исследователей, ожидавших наивысшей удовлетворенности и производительности от демократического стиля руководства. Курт Левин эмигрировал в США из Германии непосредственно перед началом войны и верил в то, что репрессивный, авторитарный режим в Германии был менее эффективен, чем демократическое общество. Он ожидал, что результаты более чем четырехмеся\чного эксперимента в трех группах десятилетних мальчиков, где каждая группа руководилась соответствующим образом подготовленными студентами, подтвердят его гипотезу.[4] Оказалось, что, хотя ребята предпочитали демократического лидера, более продуктивны они были при авторитарном руководстве. Подробно черты каждого стиля приведены в таблице 2.1.
Более поздние исследования также подтвердили факт, что демократический стиль не всегда является наиболее продуктивным. Так, исследование 1000 рабочих обнаружило, что те из них, кто часто взаимодействовал с начальником по роду работы, предпочитали и были удовлетворены работой с авторитарным лидером. Работники таких профессий, как пожарные, полицейские, административные помощники, проявляли аналогичное отношение к автократизму. В конечном счете так и не было найдено прямой связи какого-либо стиля с эффективным лидерством.
Исследования Университета штата Огайо считаются наиболее значительными среди тех, которые были предприняты в послевоенный период в области лидерского поведения [4]. Их целью была разработка двухфакторной теории руководства. За основу были взяты две переменные: структура отношений и отношения в рамках этой структуры. К первой переменной относятся образцы поведения, с помощью которых лидер организует и определяет структуру отношений в группе: определение ролей, установление коммуникационных потоков, правил и процедур работы, ожидаемых результатов. Вторая переменная включает образцы поведения, отражающие уровень или качество отношений между лидером и последователями: дружественность, взаимное доверие и уважение, симпатия и гармония, чувствительность друг к другу, желание сделать друг другу доброе.
Таблица 2.1 - Содержание трех стилей руководства
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Пассивный стиль | |
Природа стиля |
Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера Прерогатива в установлении целей и выборе средств Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху |
Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера Принятие решений разделено по уровням на основе участия Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях |
Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы/организации Предоставление возможности Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе |
Сильные стороны |
Внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата |
Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в уп- равлении |
Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера |
Слабые стороны |
Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы |
Демократический стиль требует много времени |
Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства |
Информация о работе Концепции лидерского поведения в современном менеджменете