Концепция управленческой деятельности ГООУ СПО «Павловский педагогический колледж»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования - представить и обосновать концепцию управленческой деятельности Павловского педагогического колледжа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность понятия «управление» («менеджмент»);
2) проследить пути развития менеджмента в образовании;
3) раскрыть особенности управленческой деятельности в Павловском педагогическом колледже.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
3
Глава 1. История развития менеджмента (управления) в образовании .........
6
1.1 Понятие менеджмента (управления) и основные концепции управления ……………………………………………………………….

6
1.2 Цели, принципы и методы управления ……………………………
10
Глава 2. Управленческая деятельность ГООУ СПО «Павловский педагогический колледж» ………………………………………………………

15
2.1 Работа с кадрами …………………………………………………….
15
2.2 Учебно-методическая работа и инновационная деятельность …..
23
2.3 Воспитательная работа и спортивно-оздоровительная работа колледжа ………………………………………………………………...

27
2.4 Производственная работа и трудоустройство ……………………
45
2.5 Укрепление материальной базы ……………………………………
55
Заключение ………………………………………………………………………
56
Список литературы ……………………………………………………………...
58

Файлы: 1 файл

Концепция управленческой деятельности ГООУ СПО «Павловский педагогический колледж».doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Воронежский институт высоких технологий


 


Дополнительное профессиональное обучение

(факультет)

 

 

 

Специальность «Управление персоналом»

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационая работа

 

 

 

Тема  дипломной работы  Концепция управленческой деятельности ГООУ СПО «Павловский педагогический колледж»

 

 

 

Разработал (а)    ____________      О.И. Гарбуз

Подпись, дата  Инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

Руководитель     ____________      С.В. Орлова

Подпись, дата  Инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2011

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление образовательным  учреждением в современных условиях - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей  и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности обучающихся и педагогического коллектива, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Решение этих вопросов зависит  от умения руководителя и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов и обучающихся.

Эффективность и конкурентоспособность  современных образовательных учреждений и роль психологического фактора в управлении ими описывает в своих трудах Розанова В.А.

Проблемам, возникающим  в управлении образовательными учреждениями, посвящают свои труды Лазарев  В.С., Поташник М.М., Фриш Г.Л., Пидкасистый  П. И, Сластенин В.А., Рогов Е. И, Конаржевский Ю.А., Шамова Т.И.

Личность руководителя в структурах управления рассматривают украинские психологи Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Большое внимание роли руководителя в системе управления уделяют Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н.

Решение теоретических  и практических задач управления образовательным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формированием новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание основ организации и управления. Хотя эти механизмы в современном управлении образовательным учреждением все еще мало изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя создавать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе образовательного учреждения. В более сложной ситуации оказываются руководители  учреждений среднего профессионально образования.

Современное состояние  среднего профессионального образования  можно рассматривать как кризисное. Налицо неприятная тенденция разрушения, управленческая деятельность в такой  ситуации достаточно сложна. Перед  руководителем образовательного учреждения названного уровня стоит очень сложная задача: каким образом противостоять этому неприятному процессу, чтобы не деградировать,   не функционировать, а развиваться и совершенствоваться.

Мы считаем, что ответ  на этот вопрос частично дает Константин Михайлович Ушаков, доктор педагогических наук, по мнению которого образовательное учреждение, чтобы успешно развиваться, должно быть открытым, имеющим положительную обратную связь и структурную сложность. Ключевым звеном эффективного развития каждого образовательного учреждения является руководитель, от профессионализма, деловых и личностных качеств которого во многом зависит успешность учреждения. В современных условиях руководитель должен иметь достаточные знания в области теории и практики управления, о чем очень убедительно говорят исследования Шамовой Т.И., Третьякова И.П., Давыденко Т.М., Кричевского В.Ю., Тонконогой Е.П.

Новые условия, недостаточность  финансирования, сложная демографическая  ситуация, чрезмерная отчетность диктуют новые подходы к управлению. Руководитель должен не только уметь грамотно руководить образовательным учреждением с устоявшимися традициями, но и уметь перевести его на новый, более высокий и качественный уровень.

Актуальность данного исследования обусловлена особенностью современного состояния системы среднего профессионального образования, реформирование которой происходит на фоне радикальных изменений в обществе.

Объектом исследования является управленческая деятельность в образовании.

Предметом исследования является концепция управленческой деятельности ГООУ СПО «Павловский педагогический колледж».

Цель данного исследования - представить и обосновать концепцию управленческой деятельности Павловского педагогического колледжа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить сущность понятия «управление» («менеджмент»);

2) проследить пути  развития менеджмента в образовании;

3) раскрыть особенности  управленческой деятельности в  Павловском педагогическом колледже.

Методы исследования: библиографический анализ литературы по теме исследования, системный анализ.

 

Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА (управления)

В ОБРАЗОВАНИИ

1.1 Понятие  менеджмента (управления) и основные концепции управления

Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов.

Под управлением понимается систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности (одного человека, группы лиц или специального созданного органа) на социальный объект, в качестве какового может выступать общество в целом, его отдельная сфера (например, экономическая или социальная), отдельное предприятие, фирма и т.п., с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, динамическое равновесие с окружающей средой и достижение намеченной цели.

Поскольку образовательное  учреждение - социальная организация  и она представляет собой систему  совместной деятельности людей (педагогов, обучающихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею.

Социальное управление осуществляется путем воздействия  на условия жизни людей, мотивацию  их интересов, их ценностные ориентации.

Многие ученые определяют понятие "управление" через понятие "деятельность", "воздействие", "взаимодействие".

Как отмечает Пидкасистый П.И., управление - процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов [21, с. 517].

Управление как “влияние”  или “воздействие” определяют также Шипунов В.П., Кишкель Е.Н., Бандурка А.М.

"Под управлением вообще, - пишет В.А. Сластенин, - понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации". А внутришкольное управление, по его мнению, представляет собой "целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата" [23, с. 482].

Так как сегодня на смену философии "воздействия" в управлении школой приходит философия "взаимодействия", "сотрудничества", следует определять понятие "управление образовательным учреждением" через  понятие взаимодействия. Итак, под управлением образовательным учреждением мы понимаем систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения.

В настоящее время  понятие «управление» все более  и более смещается в сторону  понятия «менеджмент».

Менеджмент (от английского  management) – обширная область науки, практики и искусства. Это слово стало известно каждому образованному человеку в мире. В русском языке большее распространение получил термин управление.  Слова «менеджмент=управление=руководство» являются синонимами.

Менеджмент (управление) – самостоятельный вид профессиональной деятельности людей, направленный на достижение организацией или учреждением определенных целей управления путем рационального использования ресурсов.

Персонал, выполняющий  управленческие функции, называют менеджерами  или руководителями. Слова «менеджер=управляющий=руководитель» - тоже являются синонимами. [18, с. 119]

Система управления (менеджмента) организацией представляет собой множество  взаимосвязанных элементов (звеньев), составляющих единое целое, реализующих  процесс управления для достижения поставленных целей.

Основу управленческой грамотности современного директора по- прежнему составляют основные виды деятельности: он должен уметь управлять учебным процессом и образовательным учреждением в целом.   В содержании управления по-прежнему включаются функции анализа, планирования, организации, коррекции, стимулирования, контроля,  мониторинга, которые в современных условиях приобретают новое качество. [19, с. 3]. К этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет целеполагание и регулирование [23, с. 506].

А.М. Моисеев, кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, выделяет три большие группы функций управления образовательным учреждением:

1. Функции управления поддержания  стабильного функционирования образовательным  учреждением;

2. Функции управления развитием учреждения и инновационными процессами;

3. Функции управления функционированием  и саморазвитием управления включают  в себя действия по отношению  к самой системе управления  образовательным учреждением.

Концепции управления –  научные модели менеджмента, используемые для построения системы управления организацией. В XX столетии было разработано значительное количество научных концепций управления, наиболее значимыми из которых являются:

1. Научное управление трудом  и классическая административная школа (Фредерик У. Тейлор, Анри Файоль).

2. Школа человеческих отношений  и поведенческих наук  (Джорж  Мейо, Мэри Паркер Фоллет).

3. Теория принятия решений и  количественный подход (эмпирическая  школа) (Питер Друкер, Василий Леонтьев).

4. Системный и ситуационный подход (школа социальных систем) (Герберд Саймон, Т. Парсонс).

5. Теории стратегий, инноваций  и лидерства (Майкл Портер, Райвет  Акофф).

6. Теория устойчивого  развития и глобального «менеджмента  без границ»  (Дж. Грейсон, Т.  Питерс) [18, с. 121].

В разработке названных  научных концепций менеджмента  активную роль сыграли российские ученые: Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, В.М. Глушков, Н.Д. Кондратьев, Д.С. Львов, В.Л. Макаров, В.С. Немчинов, С.С. Шаталин и др.

Новые концепции управления, действующие на современном этапе, значительно отличаются от концепций старых. Особенно четко это прослеживается в таблице учебного пособия «Менеджмент, маркетинг и экономика образования под редакцией А.П. Егоршиной и Н.Д. Никандрова»

Старая концепция

(Ф. Тейлор, А. Файоль)

Новая концепция

(И. Ансофф, П. Друкер)

Организация – это  «закрытая» система, цели, задачи и  условия деятельности которой достаточно стабильны и мало зависят от внешней  среды.

Организация – это  открытая система.

Расширение масштабов  услуг – главный фактор успеха и конкурентоспособности.

Ориентация на качество услуг,  на удовлетворение требований потребителей, а не на объемы выпуска.

Рациональная организация  производства; акцент на текущее планирование и баланс ресурсов.

Ситуационный подход к управлению; акцент на стратегическое планирование.

Персонал как трудовой ресурс.

Персонал – человеческий ресурс, интеллектуальный капитал; акцент на человеческие отношения.

Система управления построена  на контроле всех видов деятельности, нормах, стандартах, и правилах исполнения.

Система управления ориентированная  на организационную культуру и нововведения, на мотивацию работников и стиль  управления.


 

 

1.2 Цели, принципы и методы управления

 

Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, разных возможностей человека и применяемых средств для достижения цели. Цели могут быть стратегическими (глобальными) и тактическими (локальными) [18, с. 122].

Информация о работе Концепция управленческой деятельности ГООУ СПО «Павловский педагогический колледж»