Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа
Цель данного исследования - представить и обосновать концепцию управленческой деятельности Павловского педагогического колледжа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность понятия «управление» («менеджмент»);
2) проследить пути развития менеджмента в образовании;
3) раскрыть особенности управленческой деятельности в Павловском педагогическом колледже.
Введение…………………………………………………………………………
3
Глава 1. История развития менеджмента (управления) в образовании .........
6
1.1 Понятие менеджмента (управления) и основные концепции управления ……………………………………………………………….
6
1.2 Цели, принципы и методы управления ……………………………
10
Глава 2. Управленческая деятельность ГООУ СПО «Павловский педагогический колледж» ………………………………………………………
15
2.1 Работа с кадрами …………………………………………………….
15
2.2 Учебно-методическая работа и инновационная деятельность …..
23
2.3 Воспитательная работа и спортивно-оздоровительная работа колледжа ………………………………………………………………...
27
2.4 Производственная работа и трудоустройство ……………………
45
2.5 Укрепление материальной базы ……………………………………
55
Заключение ………………………………………………………………………
56
Список литературы ……………………………………………………………...
58
Преподаватель не должен предоставлять одни и те же знания на протяжении длительного периода времени, а постоянно самосовершенствоваться, работать над повышением своего профессионального и культурного уровня.
Именно личность определяет сущность педагогической деятельности: ради чего трудится преподаватель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает средства и методы для их достижения и решения. Поэтому личность является центральным фактором в труде преподавателя на современном этапе развития системы образования.
Структура личности преподавателя включает:
- мотивацию личности (направленность личности и ее виды);
- свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);
- интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности учителя.
Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.
К свойствам личности преподавателя относят ее способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воли, интеллекта, речи и др.).
Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого. Важную роль в работе преподавателя играют управленческие педагогические способности, в которые входят: способность влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям студента и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком.
Анализ личности преподавателя следует начинать с изучения направленности, т.е. того, на что он устремлен в своем труде. Способности в целом являются более компенсируемой чертой личности, их можно сформировать, если у человека есть устойчивое желание быть учителем. Способности чаще проявляются и развиваются у тех, у кого есть личностная направленность на соответствующий труд.
Рассмотренные состав и структура профессиональной компетентности работающих в системе средних профессиональных образовательных учреждений показывает, что перед руководителем образовательного учреждения встает задача индивидуализации работы не только среди студентов, но и среди преподавателей. Необходимо рассмотреть индивидуальные способности преподавателей и учитывать эти особенности в своей кадровой политике.
Задачами изучения профессиональной компетентности преподавателя являются:
- определение направлений
и перспектив дальнейшего
- сохранение или коррекция существующего положения преподавателя при проведении плановой аттестации;
- дифференцированная оплата труда преподавателей с учетом уровня профессионализма;
- присвоение званий; участие в конкурсах;
- выдвижение на руководящие
должности в системе
В целом при изучении труда преподавателя могут быть применены два подхода: объективный, при котором используются непрямые методы, когда изучение труда преподавателя осуществляется по объективным показателям развития студентов, которые проверяются экспертами; и субъективный, когда диагностика осуществляется на основе того, что преподаватель сообщает о себе сам (его самооценка и др.). К нему примыкает проективный подход, когда педагог, например, комментирует, интерпретирует неясные, плохо структурированные педагогические ситуации и его рассуждения затем анализируются.
При изучении труда преподавателя важно соблюдение ряда условий диагностики. Изучение профессиональной компетентности преподавателя должно носить не только диагностический, но и прогностический характер, т. е. охватывать не только прошлый опыт профессиональной деятельности, но и ближайшую и отдаленную перспективы профессионального развития. Важно исходить из пластичности. Если какие-то важные профессиональные качества у преподавателя недостаточно сформированы, то он, с одной стороны, может их компенсировать за счет более высокого развития других качеств (например, учитель не имеет опыта преподавания, но он его восполняет гуманной атмосферой общения на уроке и достигает хороших результатов); с другой стороны, преподаватель может раскрыться, если будут сняты какие-то неблагоприятные условия (при изменении климата в педагогическом коллективе, улучшении личных обстоятельств и др.). Важно принимать во внимание и оценку преподавателем своих потенциальных возможностей, например, при улучшении обстоятельств его труда. В любом случае в ходе диагностики преподавателя надо предоставлять ему аванс доверия. По существу оценки должны быть справедливыми, ибо как занижение, так и завышение оценки может тормозить профессиональное развитие.
Желательно учитывать логику индивидуального развития данного преподавателя. Поэтому целесообразно сравнивать достижения преподавателя с его же успехами в прошлом, а не только с успехами других преподавателей. Вместе с тем надо создать условия для ориентации преподавателя в критериях высоких уровней мастерства, но оценку себя относительно них он должен осуществлять самостоятельно, в самоанализе.
В Павловском педагогическом колледже диагностика личностных качеств преподавателя проводится по самооценкам педагогов, оценкам студентов, обучаемых ими, а также коллег и администрации образовательного учреждения. Для этих целей используются тесты: «преподаватель глазами студента», «преподаватель глазами коллег», «преподаватель глазами администрации».
Особое место в управленческой деятельности Павловского педагогического колледжа занимает работа с молодыми преподавателями. За последние два года в коллектив Павловского педагогического колледжа пришли работать 8 молодых преподавателей. В течение первого года работы в результате индивидуальных бесед, анкетирования, посещения уроков удалось определить основные трудности которые испытывают молодые педагоги это:
- постановка целей, определение задач и структуры учебных занятий;
- выбор форм организации
самостоятельной работы
- календарно-тематическое и поурочное планирование;
- способы организации студентов на учебных занятиях;
- методы организации внимания студентов.
С целью преодоления обозначенных трудностей в план работы школы молодого преподавателя были включены вопросы по изучению указанных затруднений. Кроме этого каждому молодому преподавателю назначен наставник, который постоянно оказывает методическую помощь молодому педагогу. Обязательным условием для молодого преподавателя является посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий, проводимых в колледже с целью изучения и внедрения в своей работе методов обучения и форм организации студентов на учебных занятиях.
Молодым преподавателям устанавливается стимулирующие выплаты.
Все это способствует сохранению коллектива, привлечению молодых кадров и стабильности в работе колледжа.
2.2 Учебно-методическая работа и инновационная деятельность
Одним из важных направлений управленческой деятельности колледжа является деятельность по организации учебно-методической работы и инноваций.
Система работы включает:
1.Организацию работы
по разработке документов и
материалов по содержанию
К разработке учебных планов привлекаются руководители структурных подразделений: зав. отделением, методист, зав. по педагогической практике.
Учебные программы
разрабатываются
1) работу с председателями
цикловых комиссий по
2) проведение групповых или индивидуальных разъяснений требований к содержанию и оформлению программ.
3) определению внутренних и внешних рецензентов.
Программы
итоговой государственной
Разработка
материалов промежуточной
2. Планирование работы
на новый учебный год включает:
подготовку Плана работы
Исходя также из анализа работы колледжа в прошедшем году, планируются различные виды контроля.
3.Контроль качества подготовки специалиста - важный момент в общем руководстве учебной работой. Каждый преподаватель в отчетах за семестр результаты успеваемости представляет в графической виде. (см. Приложение 2) по которому можно проследить динамику. Проводится мониторинг успеваемости в группе за весь период обучения., который ведут классные руководители (см. Приложение 3), а направляет их работу зав. отделением. Мониторинг работы преподавателей цикловой комиссии (см. Приложение 4), успеваемости по каждой специальности (см. Приложение 5) и по колледжу в целом (см. Приложение 6) по итогам семестра проводит зав. отделением. На основании результатов семестра проведится рейтинговая оценка качества знаний по группам (см. Приложение 7) и индивидуальная, которая позволяет студентам оценить свой образовательный статус и соответственно стремиться к его повышению (см. Приложение 8).
С целью оказания методической помощи, выявления проблем в обучении и их преодолении, проводится контроль различных направлений работы:
1.Контроль за исполнением нормативных документов.
2. Контроль за использованием принятых решений.
3. Контроль за выполнением государственных стандартов.
4.Контроль за состоянием
преподавания учебных дисциплин
5. Контроль за качеством знаний, умений и навыков студентов.
6. Контроль за работой факультативов и кружков.
7. Контроль за работой предметно-цикловых комиссий.
8. Контроль за воспитательной работой.
9. Контроль за ведением училищной документации.
10.Контроль за охраной труда и техникой безопасности.
Используются различные формы контроля: предупреждающий, фронтальный, тематический, персональный, предметно- обобщающий, классно-обобщающий.
Средства и методы контроля разнообразны: посещение уроков, беседы, письменные работы, анкетирование и другие.
Контроль организуется в
зависимости от направления
Коллегиальным методическим
органом колледжа является
Регулярно(1 раз в месяц) проводятся
заседания методического