Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа
Цель данного исследования - представить и обосновать концепцию управленческой деятельности Павловского педагогического колледжа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность понятия «управление» («менеджмент»);
2) проследить пути развития менеджмента в образовании;
3) раскрыть особенности управленческой деятельности в Павловском педагогическом колледже.
Введение…………………………………………………………………………
3
Глава 1. История развития менеджмента (управления) в образовании .........
6
1.1 Понятие менеджмента (управления) и основные концепции управления ……………………………………………………………….
6
1.2 Цели, принципы и методы управления ……………………………
10
Глава 2. Управленческая деятельность ГООУ СПО «Павловский педагогический колледж» ………………………………………………………
15
2.1 Работа с кадрами …………………………………………………….
15
2.2 Учебно-методическая работа и инновационная деятельность …..
23
2.3 Воспитательная работа и спортивно-оздоровительная работа колледжа ………………………………………………………………...
27
2.4 Производственная работа и трудоустройство ……………………
45
2.5 Укрепление материальной базы ……………………………………
55
Заключение ………………………………………………………………………
56
Список литературы ……………………………………………………………...
58
Одной из главных задач построения системы управления учреждением является формирование миссии (от английского mission – «видение») – четко выраженный глобальной цели существования организации. В ней обычно формулируется цель и принципы работы организации, представлено определение самых важных отличительных особенностей продукта, отношение к потребителю и конкурентное положение на рынке.
Главными компонентами миссии, по мнению А.П. Егоршина и Н.Д. Никандрова являются:
Принципы управления - это основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов [18, с. 128].
Для руководителей образовательных учреждений очень важно знать теорию управления персоналом, в которую в 90-х годах XX века вошли новые принципы управления, переносящие центр тяжести с административного воздействия на человека на социально-психологические способы, повышающие значимость человеческих отношений, такие как: адаптивность, деловое партнерство, доброжелательность, коммуникативность, лояльность, мотивация, ответственность, перспективность, саморазвитие, согласованность, участие в прибыли, честность и этичность.
Каждому руководителю необходимо выбрать нужные методы управления.
Методы управления –
это способы осуществления
Ученые выделяют административные, экономические, социологические и психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей.
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута».
Экономические методы – это способ воздействия на персонал на основе использования экономических законов, известный как «метод пряника».
Социологические методы предполагают воздействие на людей через «мнение коллектива». Это – социальное планирование, методы исследования, личностные качества, партнерство, общение, переговоры…
Психологические методы основываются на знании психологии человека и известны как «метод убеждения».
На наш взгляд, наиболее эффективными являются последние две группы методов, хотя умелый руководитель должен в процессе управления умно использовать элементы разных методов.
Одним из основных показателей управления является эффективность управления, которая может быть экономическая и социальная.
Экономическая эффективность определяется путем сопоставления результата и затрат на его достижения. Социальная эффективность позволяет изменить социальный эффект (стимулы мотивации, психологический климат, поведение людей, отношения в коллективе и др.).
Для каждого директора повышение качества управления образовательным учреждением актуально.
Эффективности управленческой деятельности способствуют многие факторы, но одним из основных является, по мнению многих ученых, управленческая команда. Каждый член этой команды должен иметь представление о реальном состоянии дел в образовательной учреждении: о достижениях, проблемах, трудностях, стратегических целях, а также задачах деятельности на ближайший период. Это, в свою очередь, определяет конкретную деятельность каждого члена управленческой команды в соответствии со знанием проблем образовательного учреждения. И каждый вносит свое видение, свое понимание обсуждаемого вопроса. Совокупность всех позиций управления – директора, заместителей, заведующих, методиста может составить целостность управленческого мышления.
Опыт работы многих предприятий,
организаций, учреждений и фирм убеждает:
наилучших результатов
Именно единая команда позволяет максимально проявить себя каждому ее члену; достичь наилучших результатов в труде благодаря творческой инициативе, свободному обмену идеями, рациональному разделению труда, сплоченности и целеустремленности.
В хорошей команде все равны, каждый – на своем месте уникален и важен, понимает другого с полуслова, взгляда, жеста. Очень значимы также психологическая и социальная совместимость членов команды, выражающаяся в нравственных нормах поведения, в отсутствии провокационности, стремления «столкнуть людей лбами». Все это ведет к бесконфликтности, радости общения друг с другом, продуктивности, к отсутствию враждебности и недоверия.
Команда – это группа людей объединенных общей целью, принимающих эту цель как свою, выполняющих четко определенные роли, имеющих высокий уровень совместимости, высокой профессионализм; живущих по принятым каждом членом команды нравственным нормам, традициям, ценностям; имеющих признанного лидера, к которому каждый относится с уважением.
К сожалению, понятие «управленческая команда» и «администрация» не всегда тождественны.
Инициатором создания управленческой команды должен выступать директор образовательного учреждения, но для этого он должен уйти от авторитарного стиля руководства, уметь принимать альтернативы в управлении, уметь генерировать варианты управленческих решений, прогнозировать результаты и принимать единственно верное решение [26, с. 64].
К членам команды предъявляются довольно высокие требования. Основной критерий эффективной деятельности команды – продуктивность в решении проблем, повседневной деятельности. Между членами команды не должно быть недопонимания, враждебности, зависти и отчужденности.
Член команды – это человек инициативный, желающий работать, способный пойти на компромисс, умеющий убеждать, располагающий к общению, «болеющий» за результаты работы своего учреждения, обладающий профессиональной компетентностью. В управленческой команде должны четко просматриваться два ведущих качества: доверие друг к другу и верность общим целям и принципам.
Недопустимо, когда не учитывается чужое мнение, отличное от мнения руководителя. Такое мнение должно быть ценным для директора. А бытующее сегодня мнение о том, что организация успешна, если она состоит из единомышленников, пожалуй, не выдерживает критики. Этого на самом деле почти никогда не бывает, зато бывает спираль молчания, причина которой в том, что люди не любят оказываться в меньшинстве и при этом публично высказывать мнение, которое, как они предполагают, будет отлично от мнения большинства.
Единомыслие в этом контексте – упрощение организации, а снижение её сложности, по мнению К.М. Ушакова – путь к деградации. Для существования различных групп и мнений необходимо, чтобы существовало (по выражению А. Аузана) «договороспособность» (способность договариваться).
На наш взгляд создание управленческой команды - это основа успешности образовательного учреждения.
Глава 2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГООУ СПО «ПАВЛОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2.1 Работа с кадрами
Направления управленческой деятельности директора колледжа определяет миссия учебного заведения. Миссия ГООУ СПО «Павловский педагогический колледж» - обеспечить качественное среднее профессиональное образование по лицензированным направлениям и специальностям на базе передовых технологий обучения, привлечения высококвалифицированного преподавательского состава, современных технических средств и с учетом индивидуальных потребностей и способностей студентов.
Основными задачами учреждения являются:
- сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.
Чтобы успешно выполнить миссию колледжа, необходимо осознавать, что формирование личности студента, признание ее ценности напрямую зависит от личности педагога. Поэтому в первую очередь мы стараемся создать все условия для роста профессионального мастерства своих педагогов и положительной мотивации их труда. Осознавая, что социально- экономический кризис российского образования отражается в первую очередь на кадрах ССУЗов, что в них идет массовый отток молодых и перспективных специалистов в другие сферы, идет общее старение персонала, стараемся актуализировать основные ресурсы управления колледжем.
Общее руководство колледжем осуществляет Совет колледжа, избранный на общем собрании трудового коллектива. Непосредственное управление деятельностью колледжа осуществляет директор. В соответствии Уставом в образовательном учреждении создан педагогический совет, объединяющий педагогический коллектив.
На основе группировки осуществляемых в колледже функций, определяющих содержание его деятельности по осуществлению образовательного процесса, сформированы структурные подразделения. (Приложение 1)
Общее руководство деятельности подразделений осуществляет директор колледжа, непосредственное – руководители подразделений. Координация деятельности осуществляется посредством проведения совещаний с руководителями подразделений, посредством личных бесед.
В управлении колледжем стараемся применять научные методы и современные технологии управления.
Прежде всего, стараемся грамотно определить функции каждого руководителя подразделения применительно к целям и задачам, которые необходимо решить.
При определении обязанностей стремимся учитывать следующие особенности управления колледжем:
- традиционная деятельность (сохранять все лучшее из прошлого в интересах настоящего и будущего);
- инновационная деятельность (серьезное осмысление перед внедрением любых инноваций);
- проективная деятельность (использование потенциальных возможностей коллектива).
Из всех процессов, протекающих в образовательном учреждении, образовательный является ведущим, потому что он несет в себе не только обучающую функцию, но и выполняет также задачи воспитания и развития.
Главной составляющей организации образовательного процесса является кадровый потенциал, определяющий культурно-нравственные традиции, инновационность педагогических технологий, отвечающий за разработку и реализацию стратегии и тактики развития организации.
В современных условиях целесообразно формировать не столько преподавателей-предметников, сколько специалистов, обеспечивающих высокий уровень интеграции воспитательных, образовательных и производственных технологий. Требуются педагоги, владеющие не столько специфическими знаниями в рамках сложившихся стереотипов, сколько различными формами и способами профессионально-педагогической деятельности, сочетающие отраслевые, педагогические, психологические и методические знания для творческого решения изменяющихся педагогических задач, в том числе в нестандартных ситуациях современной жизни.
Для современного студента усвоение учебного материала определяется не только его содержанием, но и способом передачи и опосредованно отношением к лицу, которое сообщает эту информацию. В значительной степени это отношение зависит не только от профессиональных, но и от личностных качеств преподавателя. Если преподавание наглядно, учитывает интересы и возможности студентов, развивает их, то оно, естественно, делает учебный материал более доступным.
Существуют устойчивые требования к высококвалифицированному кадровому потенциалу, выработанные десятилетиями. К их числу относятся компетентность, ответственность, коммуникабельность, творческий подход к решению задач, способность предвидения, умение внушать и оправдывать доверие.
Естественно, что преподавателя нельзя считать профессионалом своего дела, если он не владеет в полной мере профессиональными знаниями и умениями. Однако в настоящее время в связи с необходимостью индивидуализации учебного процесса, переходом к личностно-ориентированному обучению все большее значение приобретают личностные качества педагога. При подготовке к индивидуализированным занятиям перед преподавателем встает несколько непривычная задача: планировать не только содержание учебного материала, но слова и действия свои и студентов применительно к их индивидуальным способностям и потребностям. Для такого планирования нужны не только знания, которыми пользуются при разработке традиционных уроков, т.е. профессиональные знания и умения, но и некоторые иные качества.