Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа
Цель данного исследования - представить и обосновать концепцию управленческой деятельности Павловского педагогического колледжа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность понятия «управление» («менеджмент»);
2) проследить пути развития менеджмента в образовании;
3) раскрыть особенности управленческой деятельности в Павловском педагогическом колледже.
Введение…………………………………………………………………………
3
Глава 1. История развития менеджмента (управления) в образовании .........
6
1.1 Понятие менеджмента (управления) и основные концепции управления ……………………………………………………………….
6
1.2 Цели, принципы и методы управления ……………………………
10
Глава 2. Управленческая деятельность ГООУ СПО «Павловский педагогический колледж» ………………………………………………………
15
2.1 Работа с кадрами …………………………………………………….
15
2.2 Учебно-методическая работа и инновационная деятельность …..
23
2.3 Воспитательная работа и спортивно-оздоровительная работа колледжа ………………………………………………………………...
27
2.4 Производственная работа и трудоустройство ……………………
45
2.5 Укрепление материальной базы ……………………………………
55
Заключение ………………………………………………………………………
56
Список литературы ……………………………………………………………...
58
Практика «Пробные уроки и занятия» находится под особым контролем. При посещении уроков и консультаций, проверяется ведение документации методистами и студентами, контролируется соответствие пробных уроков и занятий дидактическим требованиям к современному уроку, объективность оценки, качество наглядности и умение ею пользоваться, внедрение передовых технологий и методик в учебно-воспитательный процесс. Начальные классы в школах работают по разным программам и методикам: традиционной, «Гармония», «Школа России», что придает особую сложность процессу подготовки и проведения уроков. Но мы стараемся изучать их специфику и обучение проводить на хорошем методическом уровне.
По специальности «
Заключительным этапом профессиональной практической подготовки является преддипломная практика. Студенты распределяются с учетом их уровня подготовки к самостоятельной педагогической деятельности, возможностью дальнейшего трудоустройства, с тематикой педагогического исследования для выпускной квалификационной работы. Они проходят практику в школах города Павловска и в селах Воронежской, Белгородской, Волгоградской и Ростовской областей. За каждым студентом приказом по колледжу закрепляется руководитель, который осуществляет методическую помощь студенту, контролирует выполнение им программы практики. Методисты посещают уроки студентов, как в городе, так и, выезжая в села.
Отчетная документация студентов, отзывы администрации школ, посещенные уроки студентов говорят о педагогической компетентности наших практикантов, их хорошей методической подготовке и достаточно высоком уровне развития у них практических педагогических умений и навыков. Они успешно справляются с планированием урока, самоорганизацией и организацией детей на выполнение поставленных задач, применяют элементы развивающих технологий, используют различные средства обучения, приемы активизации познавательной деятельности школьников.
Кроме педагогической практики в колледже организуются все необходимы виды учебной практики. Так, на всех отделениях проводится практика показательных уроков в связи с изучением частных методик и уроки наблюдения в связи с изучением педагогики и психологии.
В 4 семестре по специальности
«Физическая культура»
На 3(4) курсе для всех отделений проводится учебная практика по подготовке к летней работе с детьми.
Большое внимание в колледже
уделяется вопросам совершенствования
практической подготовки специалистов.
Заведующей педпрактикой разработана
Концепция личностно
Регулярно заслушивается информация на заседаниях педагогического совета, методического совета по вопросам повышения качества практической подготовки студентов. Так, например, в 2009-2010, 2010-2011 учебном году на педагогическом совете обсуждали доклады на темы: «Возможности внедрения в практику работы колледжа рефлексивно-оценочной саморазвивающей технологии (РОСТ)», «Использование деятельностных технологий в педагогическом процессе – залог успешности в формировании профессиональной компетентности студентов».
На совещаниях методического совета заслушивались вопросы: «О методической готовности студентов группы 4нк к проведению пробных уроков», «О выполнении программы практики «Введение в специальность» в группе 2АФК», «Развитие коммуникативных компетенций у студентов группы 3нк на практике «Внеурочная воспитательная работа», «Формирование технико-тактических компетенций у студентов групп 2ФК и 2АФК», «Качество работы по подготовке студентов к работе в ДОЛ» и другие.
В помощь методистам и практикантам оформлен стенд, где расположен рекомендательный материал по организации практики, аналитической и контрольной деятельности субъектов практической подготовки специалистов. В каждом кабинете частных методик, педагогики и психологии по моей рекомендации разработан стенд «В помощь практиканту».
В помощь студентам выпущены сборники: «Целевые комплексные программы для планирования воспитательной работы в классе», «Современные формы внеурочной воспитательной работы», «Конспекты пробных уроков по математики и русскому языку в малокомплектной школе».
В журнале «Начальная школа» №8 2007года в рубрике «Готовим будущих учителей» опубликована статья «Формирование педагогических умений у студентов», где заведующий педпрактикой делится опытом работы по формированию практической компетентности будущих учителей. В 2008 году были участниками межрегиональной научно-практической конференции по вопросу «Профессиональная подготовка конкурентоспособного выпускника педагогического колледжа на основе компетентностного подхода. Статья Ворониной О.И. «Реализация компетентностного подхода как условие подготовки конкурентоспособного специалиста в образовании» помещена в сборнике по итогам конференции.
Строго следим за соблюдением нормативных документов в части производственного (практического) обучения.
О качестве практической
подготовки студентов говорят
В колледже уделяется огромное внимание трудоустройству выпускников. Создан центр, менеджером которого является Воронина О.И.. Мы организуем мониторинг вакантных мест, для чего осуществляем прямую связь с руководителями школ и муниципальных отделов образования. После получения информации о востребованности выпускников проводим индивидуальную и групповую рекламно-разъяснительную работу среди студентов. Многие выпускники воспользовались такой информацией. Но есть случаи, когда студенты, имея вакансию на работу по месту жительства своих родителей, отказываются ехать в село на работу в связи с тем, что село не перспективное, нет молодежи, не возможно устроить свою личную жизнь. Кроме того, есть еще одна проблема: обещая нашим студентам взять их на работу, в августе директора школ отказывают, заявляя, что нужны учителя с высшим образованием и опытом работы, а молодые специалисты не нужны.
На наш взгляд, нужно восстановить статус молодого специалиста и повысить престиж учительской профессии в государстве.
2.5 Укрепление материальной базы.
Важную роль в обеспечении учебного процесса имеет состав и состояние материальной базы. В ее формировании, поддержании в надлежащем порядке, обновлении роль руководителя должна быть определяющей. Минимальные требования к материальной базе – она должна обеспечивать своим техническим оснащением проведение всех лабораторных и практических занятий, всех элементов учебного процесса. Ее уровень должен отвечать современным требованиям. В современных условиях обучения требования существенно расширяются. Должна быть сведена к минимуму монотонность учебного процесса, увеличено число альтернативных дисциплин, должна внедряться дифференциация заданий. Существующее финансовое обеспечение образовательных учреждений не позволяет в полной мере реализовать этот подход. В основном руководителю приходится изыскивать средства на приобретение нового оборудования учебных кабинетов, спортивных залов, кабинетов информатики из внебюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности.
Заключение
В России, как и во многих странах, переживающих переходный период, идут широкомасштабные социально-экономические реформы. Важной составляющих этих реформ являются реформы в системе образования.
Сложившаяся система образования переживает непростой период обновления. Основной задачей на данном этапе является поиск правильного ответа на вопрос, каким должно быть управление образовательным учреждением сегодня, чтобы наилучшим образом способствовать демократии, формирующемуся гражданскому обществу, новому качеству национальной культуры и новому пониманию явления глобализации образования.
Переход экономики России на рыночные отношения выявил некоторые проблемы, которые можно отнести как к общему состоянию российской системы образования, так и к профессиональной школе. Быстро меняющаяся конъюнктура рынка; его неравномерная насыщенность: дефицит одних специалистов при избытке других; неустойчивый спрос на специалистов со стороны работодателей; ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределения выпускников; усиление конкуренции вследствие сложившейся демографической ситуации, а также увеличения числа негосударственных образовательных учреждений и расширение платного образования, - все это предопределяет в настоящее время пересмотр подходов к управлению образовательным учреждением.
Последние десятилетия отчетливо выявили возросшее влияние управленческой деятельности руководителей разного уровня на процессы развития общества. Личность руководителя, его профессиональные и нравственные качества могут служить основой для сплочения педагогического коллектива, успешного решения усложнившихся в современных условиях задач обучения и воспитания новых поколений граждан страны.
Все перечисленное выше требует более глубокой, всеобъемлющей и всесторонней оценки управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. В связи с этим важное место в организации и становлении эффективного учебно-воспитательного процесса занимает умение руководителей образовательных учреждений преодолевать собственные стереотипные представления, осмысливать все составляющие образовательного пространства и переосмысливать свой управленческий опыт.
Важным элементом эффективной системы управления образовательным учреждением является стиль управления. Стиль управления - это определенная система предпочитаемых руководителем способов, методов и форм управленческой деятельности. Стиль руководства оказывает большое влияние на деятельность подчиненных и эффективность работы образовательного учреждения. Сегодня наиболее значимым для руководителя образовательным учреждением определяется рефлексивный стиль управления, предполагающий введение в обиход управления таких ценностей, как: соуправление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний, стимулирование научно-исследовательской деятельности преподавателей и т.п.
Таким образом, понятие управления еще десяток лет назад трактуемое только как командование, сегодня кардинально меняется: это регулирование информационных потоков и коммуникативных процессов, а не трансляция приказов сверху вниз. Это делегирование полномочий и совместное решение ключевых вопросов; ставка на компетентность и моральный авторитет.
Успешность деятельности образовательного учреждения во многом будет зависеть от деятельности управленческой команды.
Литература
1. Анисимов П. Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. – Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. – 256 с.
2. Ашпалова Т.В., Есенков Ю.В. Система контроля качества подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. – 2004. - № 6.
3. Бабетов А., Калужская М. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации "Управление школой на основе коммуникативных технологий". - Екатеринбург: КОРИФЕЙ, 2003.
4. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. - Харьков, 1998.
5. Барышева А.В., Балдин К.В., Галдицкая С.Н., Ищенко М.М., Передеряев И.И. Инновации. – М.: Издательство: Дашков и Ко, 2006. – 384 с.
6. Блохина Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне. Журнал «Народное образование». № 8, 2010.
7. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Личность и общение: Избр. труды. - М., 1983.
8. Большакова Н.В., Ходырев
А.П. Большой совет –
9. Бутко Е. Я. Социальное партнерство – мост в будущее начального профессионального образования России // Профессиональное образование. – 2002. - № 7. – С. 13-14.
10. Воропаев Н.И., Шишлова Е. А.Организация работы с педагогическими кадрами как фактор улучшения качества профессионального образования // Материалы III Всероссийского совещания «Качество среднего профессионального образования как основной фактор совершенствования подготовки специалистов в условиях модернизации российского образования», 19-20 мая 2005 г. Воронеж, ВГПГК, 2005 г. – С. 52-55.
11. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М., 1993.
12. Жуковский И.В. Эффективная педагогическая команда. Журнал «Народное образование». № 8, 2010.
13. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - М., 2005.
14. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2002. – 301 с.