Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:16, курсовая работа
Конфликт в организации – это осознанные противоречия между общающимися членами трудового коллектива, которые сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации в междуорганизационном пространстве [36, c.6]. В обществе пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы управления конфликтами на предприятии 6
1.1 Понятие конфликтов и их причины 6
1.2 Типы конфликтов на предприятии 15
1.3 Основные методы управления конфликтами на предприятии 20
Глава 2 Анализ управления конфликтами на предприятии ООО «Металлснабсервис» 33
2.1 Характеристика организации ООО «Металлснабсервис 33
2.2 Анализ конфликтов и методы их разрешения на предприятии ООО «Металлснабсервис» 37
2.3 Анкетирование подчиненных 42
2.4 Анкетирование руководителей 55
Глава 3 Рекомендации по управлению конфликтами и их предупреждению в организации ООО «Металлснабсервис» 64
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение 76
Ф.И.О. |
Пол |
Возраст |
Должность |
Образование |
Голиков А.Л. |
муж |
55 лет |
Зам.директора |
высшее |
Нефёдов Н.В. |
муж |
26 лет |
Бухгалтер |
средне-специальное |
Буйлина Н.В. |
жен |
27 лет |
менеджер |
среднее-техническое |
Бурдина Н.В. |
жен |
45 лет |
Старший продавец |
средне-техническое |
Галашиа Г.А. |
жен |
45 лет |
Менеджер |
средне-специальное |
Кузьмиа О.А. |
жен |
29 лет |
Администратор |
средне-специальное |
Михайлина Н.Ю. |
жен |
30 лет |
Администратор |
незаконченное высшее |
Таирова Г.Ш. |
жен |
24 года |
Администратор |
средне-специальное |
В исследовании приняло участие 8 человек. Возрастной состав членов коллектива от 24 до 55 лет. Образование: средне-специальное и высшее.
В рамках исследования были применены:
- метод наблюдения (осуществлялся автором проекта);
- метод тестирования (с привлечением эксперта-психолога).
Методы исследования:
- индивидуальное анкетирование;
- анализ анкет;
- математическая и графическая обработка результатов.
Предполагаемые результаты исследования: работники, придерживающиеся таких способов поведения в конфликте, как: соперничество, приспособление и избежание, могут в меньшей степени быть удовлетворены межличностными отношениями в коллективе.
Ход проведения исследования:
В рамках тестирования были применены методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и тест-опросник для оценки межличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности, представленные в приложении А.
Сущность методики К. Томаса сводится к выявлению «симпатий» и «антипатий» между членами группы.
Цель исследования: определить закономерности
между способами поведения в
конфликтной ситуации работников
и степенью удовлетворённости
По данным показателям, занесённым
в таблицу 7, видно, что индекс групповой
сплоченности в коллективе ООО «Металлснабсервис»
равен 17,6 балла, что соответствует высокому
уровню. Это свидетельствует о хороших
взаимоотношениях в коллективе. Однако
если рассматривать индексы индивидуально,
то разброс показателей уровня сплочённости
от 19 баллов (максимум 20) до 16 баллов (ближе
к среднему). Выделив крайние показатели
индекса сплоченности (три самых высоких
и три самых низких), автором выполнена
диаграмма средних показателей по способу
поведения в конфликте данных сотрудников.
Таблица 7 - Результаты тестирования, в баллах.
№ анкеты |
компромисс |
сотрудничество |
соперничество |
избежание |
приспособление |
степень удовлетворения межличностными отношениями |
1 |
8 |
6 |
1 |
6 |
9 |
19 |
2 |
10 |
9 |
1 |
5 |
5 |
19 |
3 |
9 |
5 |
1 |
6 |
9 |
18 |
4 |
7 |
9 |
2 |
7 |
5 |
18 |
5 |
10 |
5 |
3 |
6 |
4 |
17 |
6 |
9 |
6 |
0 |
10 |
5 |
17 |
7 |
8 |
5 |
0 |
5 |
12 |
17 |
8 |
8 |
5 |
2 |
8 |
7 |
16 |
средний балл с №1 по №4 |
8,5 |
7,25 |
1,25 |
6,0 |
7,0 |
18,5 |
v больше ^ меньше |
^ |
V |
= |
^ |
= |
V |
средний балл с №5 по № 8 |
8,75 |
5,25 |
1,25 |
7,25 |
7,0 |
16,75 |
общий средний балл |
8,6 |
6,3 |
1,25 |
6,6 |
7,0 |
17,6 |
На основе этого можно сделать выводы - основной способ поведения в конфликтных ситуациях у работников ООО «Металлснабсервис»:
Определяется некоторая зависимость
способа поведения в
Если работник склонен в конфликтной
ситуации решать, проблемы, прибегая к
компромиссу или
Таким образом, предполагаемый результат исследования в большей степени подтверждён. За исключением стиля поведения в конфликте, такого как соперничество. Вероятно, что в нашем исследовании этот показатель очень низок и непоказателен.
Руководством ООО «Металлснабсервис» выбрана правильная стратегия управления коллективом.
2.3. Анкетирование подчиненных
а) любопытство
б) желания
в) необходимость
По данным
опроса, 12 опрошенных считают, что
человеком в жизни движет
Проанализировав
ответы подчиненных, можно
Меньшей
частью подчиненных движут
В первую очередь у человека существует необходимость, а потом уже желания и тем более любопытство, поэтому на работе руководителеем приветствуется желание работать и зарабатывать, быть исполнительнм, ответственным и коммуникабельным работником.
2.Когда у Вас происходят неприятности?
а) Вы откладываете их решение до последнего
б) у Вас есть потребность проанализировать, насколько виноваты Вы сами
в) Вы не хотите даже и думать о том, что случилось
12 опрошенных ответили, что решение принимается после его анализа, 5 опрошенных ответили, что откладывают решение своих неприятностей до последнего и лишь один из опрошенных, считает, что если у него происходят неприятности, он даже и не думает о том, что случилось.
Проанализировав ответы подчиненных, можно сделать вывод, что большинство из них, все-таки имеют чувство вины и совести, они склонны анализировать почему же с ними происходят неприятности на работе и в чем их вина.
Меньшая же часть опрошенных откладывает решение своих неприятностей на потом, до последнего, пока с них не спросит руководитель, а возможно и накажет, применив к ним дисципилинарную ответственность, вплоть до увольнения.
Поэтому большинство
подчинненых решает свои
Ответсвенность
и исполнительность
3. Если у Вас возникают задержки в решении проблемы, с чем это связано?
а) с
тем, что проблема слишком
б) трудности со сбором информации
Все
опрошенные сказали, что
Но 12 человек ответили, что задержки в решение проблемы бывают лишь в том случае, если проблема слишком сложна и необычна, поэтому может потребоваться больше времени для сбора всей интересующей информации. А 6 человек ответили, что в различных ситуациях информации предоставляется меньше или больше, чем требуется для решения задач. Что в свою очередь ведет к задержкам в принятии решения.
Можно предположить, что в первую очередь эти затруднения связаны с ошибочным выбором носителей информации. Все информационные носители условно можно разделить на «бедные» и «богатые». Наиболее «богатый» носитель – личное общение. Далее идут телефон, электронные средства коммуникации, затем – напоминания, письма, специальные компьютерные отчеты. И самый «бедный» носитель – это всевозможные межличностные статистические средства – бюллетени, записки, обобщенные компьютерные отчеты.
«Богатый» носитель информации включает возможность прояснения недостатков, обнаруженных в информационном сообщении, скорость получения обратной связи от оппонента, способность информационного носителя отражать различные аспекты сообщения (деловой, эмоциональный).
4.Когда Вы достигаете какой-
а) с чувством облегчения
б) с бурными положительными эмоциями
в) по-разному в зависимости от цели, но не так бурно
Из 18 опрошенных подчиненных, 12 ответили, что при достижении поставленной цели встречают известие об этом с чувством облегчения, 5 человек ответили, что встречают это известие с бурными положительными эмоциями и лишь 1 из опрошенных ответил, что встречает это известие по-разному в зависимости от цели, но не так бурно.
Проанализировав
ответы подчиненных, можно
Работник может с новыми силами приступить к выполнению других не менее важных поручений и дел.
Меньшая часть
опрошенных встречает
Поощрение
– это один из материальных
стимулов работников, который позволяет
мотивировать работника к
5.Как Вы поступите в конфликтной ситуации?
а) поговорю с тем, с кем вступил в конфликт
б) напишу ему письмо
в) попробую разрешить конфликт через посредника
Ответы распределились так: 12 опрошенных ответили, что поступят в конфликтной ситуации путем переговоров лично, 4 из опрошенных в конфликтной ситуации напишут письмо и лишь 2 из опрошенных разрешат конфликт через посредника.
Для начала следует разобраться, что же такое конфликт. Конфликт - это несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт (от лат . conflictus - столкновение), столкновение сторон, мнений, сил.
Организацию как совместную деятельность людей по достижению ими целей можно рассматривать как сети взаимозависимых организационных единиц, эффективное управление понимать как умелое управление данной взаимозависимостью. Отношения между организационными единицами оказывают основное влияние на взаимодействие указанных единиц.