Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2015 в 16:04, дипломная работа
Целью настоящей работы является разработка мероприятий по совершенствованию процесса управления конфликтами на основе социально - психологического анализа конфликтов в коллективе туристического агентства «Прикамские Зори».
В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи:
-рассмотреть понятие, функции, виды, основные причины конфликтов;
-рассмотреть методы управления конфликтов в организации и алгоритм разрешения конфликта;
-исследовать психологические особенности конфликтов в туристическом агентстве «Прикамские Зори»;
-рассмотреть организационно – правовую характеристику «Прикамские Зори»;
-проанализировать технико – экономические показатели турагентства «Прикамские Зори»
-разработать мероприятия и рекомендации для совершенствования процесса управления конфликтами в турагентстве «Прикамские Зори».
-определить социально – экономический эффект мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..
1. КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………………
1.1 Конфликты: понятие, функции, виды, основные причины ………………
1.2 Методы управления конфликтов в организации …………………………
1.3 Технология управления конфликтов в организации …………………….
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА «ПРИКАМСКИЕ ЗОРИ» ……………………………………………………..
2.1 Организационно – правовая характеристика агентства «Прикамские Зори» ……………………………………………………………………………..
2.2. Анализ технико – экономических показателей агентства «Прикамские Зори» ……………………………………………………………………………..
2.3 Анализ конфликтов в агентстве «Прикамские Зори» ………………..
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ «ПРИКАМСКИЕ ЗОРИ» ………………………………..
3.1 Обоснование рекомендаций на основе анализа конфликтов на предприятии «Прикамские Зори» ……………………………………………..
3.2 Социально – экономический эффект оптимизаций мероприятий………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..
Есть авторы, которые рассматривают сущность конфликта с правовой точки зрения и относят социально-трудовые конфликты к области юридической конфликтологии. Такое отнесение базируется на широком смысле юридического (юридически оформленного) конфликта. Они понимают под конфликтом любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон, а сам конфликт влечет юридические последствия.
Различные типы конфликтов взаимосвязаны между собой. В ходе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа (например, внутриличностные - в межличностные, межличностные - в групповые). Причины, порождающие внутрифирменные конфликты, можно сгруппировать следующим образом в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Причины внутрифирменных конфликтов
Причины внутрифирменных конфликтов | |
Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников |
Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей |
Ограниченность ресурсов |
Недостаточный уровень профессиональной подготовки подчиненного, приводящий к тому, что его не допускают к выполнению определенных функций |
Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала других работников |
Противоречие между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника |
Различия в манере поведения и жизненном опыте |
Неопределенность перспектив |
Недостаточность благожелательного внимания со стороны руководства |
Неблагоприятные физические условия работы |
Внутрифирменные конфликты могут принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им. Некоторые туристские фирмы вводят в штатное расписание должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолога). Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следующим немаловажным типом конфликтов являются конфликты между туроператором и его деловыми партнерами (поставщиками) и агентами. Причинами таких конфликтов чаще всего выступают:6
-денежные взаимоотношения (экономическая природа конфликтов);
-недолжное качество работы обеих сторон, приведшее к возникновению конфликтных ситуаций с туристами (например, из-за некачественного выполнения туроператором возложенных на себя обязательств вспыхнул конфликт между агентством и туристом или между туристом и работниками отеля);
-недопонимание между сторонами (работник туристского агентства неправильно понял менеджера туроператора и потому донес до туриста недостоверную информацию, что и привело к появлению конфликта), которое чаще всего возникает в силу некачественных систем коммуникации между фирмами;
-недобросовестность или непрофессионализм сторон.
Для преодоления возможных конфликтных ситуаций во взаимоотношениях туроператора и партнеров или агентов необходимо:
-по возможности строить серьезные деловые отношения только с опытными и известными своей положительной репутацией фирмами (как партнерами, так и агентствами);
-текущую работу полностью оформлять в договорной форме (педантичное отношение к бумагам и документам зачастую позволяет избежать появления конфликтных ситуаций между партнерами и туроператорами за счет максимальной ясности и отсутствия возможностей для недопонимания сторонами друг друга);
-постоянно модернизировать схемы взаимного сотрудничества, к примеру расширять применение в партнерских отношениях интернета или программного обеспечения.7
Таким образом, конфликт может быть полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, то есть функциональным, и дисфункциональные, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива. Последствия конфликта зависят в основном от того, насколько эффективно управляет им менеджер.
Избежать конфликтов невозможно, но и оставлять конфликты без внимания нельзя, так как, разрастаясь, переходя из межличностного в межгрупповой, а затем и обще коллективный, конфликт может привести к непредсказуемым разрушительным результатам. Поэтому нужно управлять конфликтами, а для этого - изучать их, исследовать источники их возникновения, типичные модели и этапы развития.8
1.2 Методы управления конфликтов в организации
Конфликтной ситуации противники могут агрессивно атаковать друг друга, уклоняться от столкновения, отступать, сдавая позиции одну за другой, прятаться, а то и полностью «менять окраску». Зачастую для ведения боевых действий образуются мощные союзы. Но никто не доказал, что нет неразрешимых конфликтов, которые нельзя разрешить без применения силы, поэтому любую попытку урегулирования ситуации «мирным путем» нужно обязательно использовать. Однако подходы здесь бывают разными. Способы управления конфликтной ситуацией и разрешения конфликтов делятся на структурные и межличностные. Существует четыре структурных метода разрешения конфликтов.
-разъяснение требований к работе. Одним из лучших методов управления. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, ,процедуры и правила, чтобы подчиненные поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.
-кординарные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, целевые группы. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого.
-общеорганизационные комплексные цели, то есть установление общеорганизационных комплексных целей – это еще один структурный метод управления структурной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов.
Идея, которая заложена в эти высшие цели - направит усилия всех участников на достижение общей цели.
-структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.9
А также существуют межличностные способы разрешения конфликтов. Уклонение от конфликта. Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.
Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу.10
Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.
При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени. Стили избежания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта.
При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. Избежание и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены. Конфликты разрешаются не только уходом «в кусты», взаимными уступками или выкручиванием рук, а и изменением по существу той ситуации, которая их вызвала.11
Для решения межличностного конфликта может быть использована теория американского психолога К. Томаса, разработавшего тест «Поведение в конфликте». По мнению этого ученого, в конфликтной ситуации возможны две стратегии: «напористость» и «партнерство». Содержание первой стратегии сводится к реализации собственных интересов и к достижению собственных целей. Подход жесткий: оппонент — противник, цель — победа в конфликте.
Возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Дисфункциональные последствия. Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут образоваться следующие последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей. Во-первых, это неудовлетворённость, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности; меньшая степень сотрудничества в будущем.
Во-вторых, это сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами в организации, представление о другой стороне как о «враге».
В-третьих, это представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных, так же сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами и увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения, смещение акцента, как придание «победе» в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы.12
Кроме того, конфликт может уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчинённые не высказывают идей, которые, по их мнению, не соответствуют идеям их руководителей. Через конфликты члены группы могут проработать проблемы в исполнении ещё до того, как решение начнёт выполняться.
Существует большое количество
способов разрешения конфликтных ситуаций
в организации, которые можно применить
без строгих мер наказания и тем более
применения физической силы. Это было
доказано выше в работе и аргументировано
весьма доходчиво, что является весьма
весомо. Далее после изучения способов
разрешения конфликтных ситуаций в организации,
можно перейти к изучению технологий управления
конфликтами в организации.
1.3 Технология управления конфликтов
в организации
Управление конфликтами, как сложный процесс, включает следующие виды деятельности:
-прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
-предупреждение или стимулирование конфликта;
-регулирование конфликта;