Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение вопроса конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции.
Достижение поставленной цели предполагает необходимость поэтапного решения следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть и раскрыть содержание понятий конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции;
- произвести оценку конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конкурентоспособность предприятия и ее оценка…………….…….6
1.1 Понятия о конкурентоспособности предприятия…………………….……6
1.2 Обзор существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………..…10
1.3 Методика выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………..20
Глава 2. Конкурентоспособность продукции, сущность и методы ее определения………………………………………………………………………29
2.1 Понятия о конкурентоспособности продукции…………………………....29
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции……………………………….31
2.3 Пути повышения конкурентоспособности продукции……………………38
Заключение…………………………………………………………………...…..46
Список использованной литературы……………………………………….…..48

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность предприятия и ее оценка.docx

— 81.29 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Конкурентоспособность предприятия и ее оценка…………….…….6

1.1 Понятия о конкурентоспособности  предприятия…………………….……6

1.2 Обзор существующих  методов оценки конкурентоспособности  предприятия…………………………………………………………………..…10

1.3 Методика выявления  путей повышения конкурентоспособности  предприятия……………………………………………………………………..20

Глава 2. Конкурентоспособность продукции, сущность и методы ее определения………………………………………………………………………29

2.1 Понятия о конкурентоспособности  продукции…………………………....29

2.2 Оценка конкурентоспособности  продукции……………………………….31

2.3 Пути повышения конкурентоспособности  продукции……………………38

Заключение…………………………………………………………………...…..46

Список использованной литературы……………………………………….…..48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции  являлся не реальный спрос, а с  точностью до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.1

Повышение конкурентоспособности  любого объекта - эволюционный процесс, обусловленный невозможностью принятия эффективных управленческих решений  только на основе предшествующего опыта  или его экстраполяции, требующий  создания специфических моделей  и механизмов мобилизации научно-технического, производственно-технологического, финансово-экономического, социального и организационного потенциалов предприятий. Отсюда необходимость активизации исследований в направлении формирования механизма устойчивого процесса повышения уровня конкурентоспособности как самих отечественных предприятий , так и их продукции, глубокого теоретического и методического анализа сущности экономической категории «конкурентоспособность продукции», ее основных факторов и методов оценки. Как следствие, появляется острая потребность в обосновании эффективных инструментов и методов управления конкурентоспособностью продукции, способных обеспечить выработку оптимальных управленческих решений, что обусловливает необходимость глубокого исследования и экономической категории конкурентоспособности продукции, и оценочных механизмов в реальном временном и пространственном измерении.2

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий , способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса , а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;

- изучении опыта западных  компаний, которые поставляют на  мировой рынок продукцию , превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии.

Целью дипломной работы является рассмотрение вопроса конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции.

Достижение поставленной цели предполагает необходимость поэтапного решения следующих взаимосвязанных  задач:

- рассмотреть и раскрыть  содержание понятий конкурентоспособность,  конкурентоспособность предприятия  и выпускаемой им продукции;

- произвести оценку конкурентоспособности  предприятия и выпускаемой им  продукции ;

- выявить возможные пути  повышения конкурентоспособности  предприятия и выпускаемой им  продукции.

Объектом исследования является оценка конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции. Предметом - конкурентоспособность предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конкурентоспособность  предприятия и ее оценка

    1. Понятие о конкурентоспособности предприятия

 

Конкурентоспособность - это  свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.3 Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

“Европейский форум по проблемам управления” определил, что конкурентоспособность - это  реальная и потенциальная возможности  фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать  товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов.4Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.

Конкурентоспособность объекта  определяется по отношению к конкретному  рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим  признакам стратегической сегментации  рынка. Если не указан рынок, на котором  конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время  является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность  характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность  страны, тем выше жизненный уровень  в этой стране.

Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда таких факторов, как:

- конкурентоспособность  товаров предприятия на внешнем  и внутреннем рынках;

- вид производимого товара;

- ёмкость рынка (количество  ежегодных продаж);

- лёгкость доступа на  рынок;

- однородность рынка;

- конкурентные позиции  предприятий , уже работающих на данном рынке;

- конкурентоспособность  отрасли;

- возможность технических  новшеств в отрасли;

- конкурентоспособность  региона и страны.

Существуют следующие  общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

1) Нацеленность всех и  каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

2) Близость предприятия  к клиенту.

3) Создание автономии  и творческой атмосферы на  предприятии.

4) Рост производительности  благодаря использованию способностей  людей и их желанию работать.

5) Демонстрация важности  общих для предприятия ценностей.

6) Умение твёрдо стоять  на своём.

7) Простота организации,  минимум уровней управления и  служебного персонала.

8) Умение быть одновременно  мягким и жёстким. Держать под  жёстким контролем наиболее важные  проблемы и передавать подчинённым  менее важные. Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.5

В экономической литературе можно встретить весьма разнородные  определения конкурентоспособности  предприятия:

- способность предприятия  выпускать конкурентоспособную  продукцию, а также конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции;

- способность предприятия  приносить прибыль на вложенный  капитал в краткосрочном периоде  не ниже заданной прибыльности;

- способность предприятия  производить пользующуюся спросом  продукцию при эффективном использовании  производственного, кадрового и  финансового потенциалов;

- способность фирмы выпускать  конкурентоспособную продукцию,  преимущество фирмы по отношению  к другим фирмам данной отрасли  внутри страны и за ее пределами;

- реальная и потенциальная  способность предприятия, а также  имеющихся у него для этого  возможностей проектировать, изготовлять  и сбывать товары, которые по  своим ценовым и неценовым  характеристикам в комплексе  более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов;

- свойство субъекта рыночных  отношений выступать на рынке  наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений;

- обобщающая характеристика  деятельности предприятия, отражающая  уровень эффективности использования  экономических ресурсов относительно  эффективности использования экономических  ресурсов конкурентами.

Ранее уже рассматривались  причины подобной множественности  понятий. В целях настоящего исследования считаем наиболее адекватным определение  конкурентоспособности, основывающееся на эффективности хозяйственной  деятельности. Действительно, в рамках настоящей работы конкуренция определяется как соперничество между хозяйствующими единицами, заинтересованными в  достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующих достижению этой цели. Если эту цель конкретизировать с  точки зрения рыночной экономики, то рыночная конкуренция есть борьба хозяйствующих  субъектов за получение прибыли.

Основным способом получения  прибыли в условиях рыночной экономики  выступает реализация продукции  и заложенной в ней прибавочной  стоимости. При этом производство и/или  реализация продукции осуществляется посредством использования ограниченных экономических ресурсов. Из этого  следует, что получение прибыли  в условиях рыночной экономики опосредуется эффективностью использования экономических  ресурсов или соотношением полученного  результата и затрат, осуществленных для его достижения. Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается  в борьбе за получение максимальной прибыли путем максимально эффективного использования экономических ресурсов.

Таким образом, конкурентоспособность  предприятия в условиях рыночной экономики есть обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности  использования хозяйствующим субъектом  экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических  ресурсов конкурентами.

 

 

 

 

1.2.Обзор существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия

 

Наряду с теоретическими исследованиями сущности конкуренции  и конкурентоспособности, в экономической  литературе давно обсуждается проблема практической оценки конкурентоспособности. Можно констатировать, что в вопросах оценки конкурентоспособности продукции  на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности  идентичных товаров и услуг.6 Сложнее дело обстоит с оценкой конкурентоспособности предприятий. Несмотря на то, что определенные шаги в этом направлении предпринимались и предпринимаются, универсальной и общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия экономистами в настоящее время не выработано.

В то же время, потребность  в оценке конкурентоспособности  того или иного предприятия существует. Изучение конкурентов и условий  конкуренции в отрасли требуется  предприятию в первую очередь  для того, чтобы определить, в  чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать  выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного  преимущества. Определение конкурентоспособности  предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта необходима в  целях:

- разработки мероприятий  по повышению конкурентоспособности;

- выбора контрагентов  для совместной деятельности;

- составления программы  выхода предприятия на новые  рынки сбыта;

- осуществления инвестиционной  деятельности;

- осуществления государственного  регулирования экономики.

В любом случае осуществление  оценки конкурентоспособности предприятия  преследует цель: определить положение  предприятия на исследуемом рынке.7

Основной задачей каждого  экономиста, изучающего проблему оценки конкурентоспособности предприятий, является отыскание критериев конкурентоспособности, ее источников и факторов. Анализ экономической  литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия