Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение вопроса конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции.
Достижение поставленной цели предполагает необходимость поэтапного решения следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть и раскрыть содержание понятий конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции;
- произвести оценку конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции ;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конкурентоспособность предприятия и ее оценка…………….…….6
1.1 Понятия о конкурентоспособности предприятия…………………….……6
1.2 Обзор существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………..…10
1.3 Методика выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………..20
Глава 2. Конкурентоспособность продукции, сущность и методы ее определения………………………………………………………………………29
2.1 Понятия о конкурентоспособности продукции…………………………....29
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции……………………………….31
2.3 Пути повышения конкурентоспособности продукции……………………38
Заключение…………………………………………………………………...…..46
Список использованной литературы……………………………………….…..48
Матричные методы.
Группа методов базируется на оценке маркетинговой стратегии предприятия на основе построения матрицы конкурентных стратегий. В основе методики лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали - темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали - относительная доля предприятия на рынке. С некоторыми вариациями подобный подход можно встретить в работах И. Ансоффа, А. Томпсона и А. Стрикланда, разработках Бостонской консалтинговой группы, а также МакКинзи и Ко. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.
Преимущества метода: при наличии информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов метод позволяет обеспечить высокую адекватность оценки.
Недостатки метода: исключает
проведение анализа причин происходящего
и осложняет выработку
Методы, основанные на оценке
конкурентоспособности
Эта группа методов базируется
на суждении о том, что конкурентоспособность
предприятия тем выше, чем выше
конкурентоспособность его
Расчет показателя конкурентоспособности по каждому виду продукции ведется с использованием экономического и параметрического индексов конкурентоспособности. В свою очередь, указанные индексы определяются путем суммирования частных индексов по каждому оцениваемому параметру с учетом весовых коэффициентов.
Каждый из частных индексов по соответствующему параметру принимается как отношение фактического значения оцениваемого параметра к значению соответствующего показателя у конкурирующей продукции (либо иной продукции, выбранной за базу сравнения). При этом параметрический индекс определяется на основе оценки технических (качественных) параметров продукции, экономический - стоимостных. Перечень стоимостных и технических параметров, а также вес каждого из параметров устанавливается экспертным путем. В частности, в ряде методов в качестве одного из стоимостных параметров рассматривается величина затрат по послепродажному обслуживанию продукции.
Параметрический и экономический индексы конкурентоспособности позволяют рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности рассматриваемой продукции по отношению к конкурирующей продукции. Он определяется как отношение параметрического индекса к экономическому.
Показатели
К несомненным преимуществам
рассматриваемого подхода можно
отнести то, что он учитывает одну
из наиболее важных составляющих конкурентоспособности
предприятия - конкурентоспособность
его продукции. К недостаткам - то,
что он позволяет получить весьма
ограниченное представление о преимуществах
и недостатках в работе предприятия,
так как конкурентоспособность
предприятия принимает вид
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции.
Согласно этой теории, наиболее
конкурентоспособными являются те предприятия,
где наилучшим образом
Суть подхода заключается
в оценке способностей предприятия
по обеспечению
В дальнейшем, в зависимости от метода, с целью оценки конкурентоспособности предприятия полученные экспертные оценки подвергаются различной математической обработке. Чаще всего показатель конкурентоспособности предприятия находится путем вычисления средневзвешенного значения из полученных экспертных оценок с учетом удельного веса, который отводится каждой из оцененных способностей в достижении конкурентных преимуществ предприятия.9
К преимуществам данного подхода следует отнести учет весьма разносторонних аспектов деятельности предприятия. В то же время лежащий в основе подхода посыл о том, что показатель конкурентоспособности предприятия может быть определен путем элементарного суммирования способностей предприятия к достижению конкурентных преимуществ, является недоказанным, поскольку сумма отдельных элементов сложной системы (каковой является любое предприятие), как правило, не дает того же результата, что и вся система в целом.
Комплексные методы.
Методы, отнесенные к данному
подходу, определены как комплексные
в силу того, что оценка конкурентоспособности
предприятия в рамках каждого
из методов ведется на основании
выделения не только текущей, но и
потенциальной
Текущая и потенциальная
конкурентоспособность и их соотношения
в рамках интегрального показателя
конкурентоспособности
В рамках рассматриваемого
подхода представляет интерес метод,
предложенный П. В. Забелиным, в котором
конкурентоспособность
Текущая конкурентоспособность предприятия, в свою очередь, определяется как способность хозяйствующего субъекта приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности и рассматривается автором как отношение агрессивности существующей стратегии к необходимому в будущем уровню агрессивности (стратегический норматив).
Конкурентный потенциал
- потенциальная возможность (текущие
предпосылки) сохранять или увеличивать
конкурентоспособность в
Весовые коэффициенты показывают долю совокупных стратегических капитальных вложений, которые идут соответственно на вложения в стратегию и мощности (затраты на стратегическое планирование, исследования рынков, разработку новой продукции и запуск ее в серийное производство, здания и оборудование, сбытовую сеть, маркетинг); вложения в потенциал предприятия (наем и обучение персонала, приобретение технологий, затраты на создание функциональных служб и т. д.)
Определение каждого из рассмотренных выше показателей в рамках данного метода осуществляется экспертным путем на основании различных оценочных таблиц и матриц.
К достоинствам подхода следует
отнести то, что он учитывает не
только достигнутый уровень
В качестве недостатка данной
группы методов следует отметить
то, что конкретные способы и приемы,
используемые при определении текущей
и потенциальной
Заметим, что ни один из существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий не нашел широкого применения в практике экономического анализа. Это позволяет сделать вывод о том, что универсальной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия в настоящее время не существует. На наш взгляд, это обусловлено тем, что предлагаемые подходы обладают целым рядом недостатков.
Помимо частных недостатков, отмеченных ранее, анализ существующих подходов позволяет отметить следующие общие недостатки представленных методов.10
Подавляющее большинство методик основывается на выявлении факторов, определяющих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, при этом упор делается на выявлении максимального количества этих факторов, создании их исчерпывающего списка. Далее выделенные факторы обрабатываются с помощью различных математических методов.
Однако, как было показано ранее, система факторов конкурентоспособности предприятия является открытой, а множество элементов этой системы - нечетким. Действительно, оценивая трудовые ресурсы предприятия, можно прийти к выводу о зависимости эффективности труда от психофизиологического благополучия работников, а значит, в том числе, и от уровня разводов в конкретной местности. Рассматривая производственные возможности предприятия, приходим к выводу о зависимости технологического потенциала предприятия от уровня финансирования научных программ в данном государстве, а значит - степени наполняемости бюджета. Подобным образом (когда углубление анализа приводит к неимоверному возрастанию количества факторов) дело обстоит по всем направлениям исследования хозяйствующего субъекта: финансы, производственно-экономический потенциал, трудовые ресурсы, конкурентная среда и так далее. Можно утверждать, что, в конечном итоге, вся совокупность случайных и закономерных элементарных событий, происходящих в исследуемом пространстве, в той или иной степени оказывает влияние на конкурентоспособность предприятия.
Таким образом, количество факторов
конкурентоспособности
Даже если бы и удалось установить абсолютно полный перечень факторов конкурентоспособности, то согласно теории систем, оценка свойств объекта на основании оценки предельно элементарных его составляющих в итоге не дает адекватной оценки рассматриваемого объекта, так как эти элементарные составляющие определяют свойства объекта не автономно, а в совокупности, во взаимодействии друг с другом, что не учитывается при поэлементной оценке исследуемого объекта. Помимо этого, чрезмерное увеличение количества факторов конкурентоспособности (в случае теоретического допущения возможности формирования абсолютно полного перечня факторов) ведет к тому, что трудоемкость их математической обработки становится чрезвычайно высокой, а задача по сбору необходимых данных - практически неосуществимой, что существенно снижает практическую применимость подобных методов оценки конкурентоспособности предприятий.11
Для оценки выявленных исследователями
факторов конкурентоспособности, а
также определения ряда других показателей
используются приблизительные, примерные
оценки, "экспертные методы", страдающие
существенной субъективностью и
условностью. Конечно, в ряде случаев
избежать такого подхода невозможно,
однако использование подобных оценок
в качестве базового метода приводит
к весьма слабой математической связи
исходных условных факторов с оцениваемым
показателем
В связи с этим отметим
и следующее. Ряд методик при
оценке конкурентоспособности