Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение вопроса конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции.
Достижение поставленной цели предполагает необходимость поэтапного решения следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть и раскрыть содержание понятий конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции;
- произвести оценку конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конкурентоспособность предприятия и ее оценка…………….…….6
1.1 Понятия о конкурентоспособности предприятия…………………….……6
1.2 Обзор существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………..…10
1.3 Методика выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………..20
Глава 2. Конкурентоспособность продукции, сущность и методы ее определения………………………………………………………………………29
2.1 Понятия о конкурентоспособности продукции…………………………....29
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции……………………………….31
2.3 Пути повышения конкурентоспособности продукции……………………38
Заключение…………………………………………………………………...…..46
Список использованной литературы……………………………………….…..48

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность предприятия и ее оценка.docx

— 81.29 Кб (Скачать файл)

- учет особенностей каналов  распределения;

- правильный выбор способа  проникновения на рынок;

- учет культурных, социальных, политических, технологических, экологических  и юридических особенностей.

В заключение следует отметить, что на процесс глобализации рынка  существенно повлияло и продолжает влиять развитие информационной сети. Наличие всемирной информационной сети значительно расширяет возможности  предприятия и способствует его  выходу на мировой рынок, а также  способствует уменьшению затрат предприятия  и повышению скорости передачи информации, которая является важнейшим производственным ресурсом. Одной из особенностей в  условиях глобализации является глобальная электронная торговля: традиционные формы внешней торговли вытесняют  электронные торги через Интернет. На сегодняшний день около 70% продукции  рынка B2B (бизнес-рынка) реализуется именно таким способом, что в несколько раз превышает объем реализации продукции рынка B2C (потребительского рынка).

Таким образом, конкурентоспособность  предприятия в условиях рыночной экономики есть обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности  использования хозяйствующим субъектом  экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических  ресурсов конкурентами.21

Проведя анализ некоторых  вопросов теории конкурентоспособности  предприятия , приходим к выводу , что конкурентоспособность предприятия тесно связана с внутренним (такие, как качество товаров, свойство потребителей и т.д.) и внешним (международным) рынками и ни один из существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий не нашел широкого применения в практике экономического анализа. Это позволяет сделать вывод о том, что универсальной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия в настоящее время не существует. На наш взгляд, это обусловлено тем, что предлагаемые подходы обладают целым рядом недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Конкурентоспособность  продукции , сущность и методы ее определения

2.1. Понятия о конкурентоспособности продукции

 

Любой товар, находящийся  на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает  тот товар, который максимально  удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно  соответствует общественным потребностям, по сравнению с конкурирующими с  ним товарами.

Поэтому конкурентоспособность (т. е. коммерчески выгодный сбыт на конкурентном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов  между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное  к конкретному рынку и времени  продажи. И поскольку у каждого  покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных  потребностей, конкурентоспособность  приобретает еще и индивидуальный оттенок.22

Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (оплачивать потребляемую энергию, запасные части, текущий ремонт, расходные  материалы и т. п.), оплачивать (если это продукция производственного  назначения) труд обслуживающего персонала, нести расходы на его страхование, обучение и т. д.

Экономической составляющей конкурентоспособности продукции  является цена потребления данного  товара. В это понятие входит цена приобретения изделия, цена эксплуатации изделия, зависящая от показателей  его качества, и цена сервисного обслуживания. Цена потребления обычно значительно выше продажной цены (в общих расходах за срок службы транспортных средств продажная цена составляет не более 20%, магистрального самолета - 10-12%, бытового холодильника - около 10%), поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.

Однако этот экономический  показатель при всей его информативности  и значимости не исчерпывает полностью  понятия конкурентоспособности . Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов.23

Наконец, конкурентоспособность  определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес  для покупателя и, естественно, гарантируют  удовлетворение данной потребности. Все  характеристики изделия, выходящие  за рамки этих интересов, рассматриваются  при оценке конкурентоспособности  как не имеющие к ней отношения  в данных конкретных условиях.

Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано  предстоящим повышением государственных  и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку  ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

Изучение конкурентоспособности  товара должно вестись непрерывно и  систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения конкурентоспособности  и принять соответствующие предупреждающие  решения (например, снять изделие  с производства, модернизировать  его, перевести на другой сектор рынка  и др.) При этом исходят из того, что выпуск предприятием нового товара прежде, чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности , обычно экономически нецелесообразно.

Вместе с тем любой  товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал  конкурентоспособности . Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но полностью остановить невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Следовательно, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.

 

2.2.Оценка конкурентоспособности продукции

 

Обеспечение конкурентоспособности  продукции на требуемом уровне предполагает необходимость её количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара, услуги) на должном уровне останутся благим пожеланием.24

Отправной момент оценки конкурентоспособности  любого товара -формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара на ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.25

После выбора продуктов (товаров, услуг), по которым будет проводиться  анализ, на основе изучения рынка и  требований покупателей определяется номенклатура параметров участвующих  в оценке. При анализе должны использоваться те же категории, которыми оперирует  потребитель, выбирая товар.

По группам параметров (технических и экономических) проводятся сравнения для выяснения, насколько  параметры близки к соответствующему параметру потребности.

В группу технических параметров, используемых при оценке конкурентоспособности , входят: параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры.

Параметры назначения характеризуют  область применения продукции и  функции, которые она обязана  выполнять. По ним можно судить о  содержанииполезного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции в конкретных условиях потребления. Параметры назначения разделяются на классификационные (например, пассажировместимость для средств транспорта), технической эффективности (например, производительность станка) и конструктивные (характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке изделия).

Эргономические параметры  показывают продукцию с точки  зрения её соответствия свойствам человеческого  организма при выполнении трудовых операций или потреблении.

Эстетические параметры  характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного  использования продукции и стабильность товарного вида. Эти параметры  моделируют внешнее восприятие продукции и именно такие его внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными.

Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами  и законодательством на рынке, где  эту продукцию предполагается продавать.

Номенклатура экономических  параметров, применяемых при оценке конкурентоспособности, характеризуется структурой полезных затрат потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, которая определяется её свойствами, а также условиями приобретения и использования на конкретном рынке.

Полные затраты потребителя  включают единовременные и текущие  затраты.

Выбор базы сравнения производимой и требуемой рынком продукции  включает:

1. установление цели оценки  конкурентоспособности продукции  и выбор предполагаемых рынков  сбыта;

2. анализ состояния рынка,  объемов, структуры и факторов  спроса и предложения, перспектив  их изменения на соответствующий  период оценки конкурентоспособности;

3. выбор номенклатуры  и установление величин параметров  потребности покупателей, оцениваемой  и конкурирующей продукции.26

На основе изучения потребностей потенциальных покупателей определяется номенклатура параметров, которыми пользуется производитель при оценке продукции  на рынке, а так же величины этих параметров, требуемых потребителю, и весомость каждого в общем наборе.27

В случае невозможности определения  базы для сравнения может использоваться косвенный метод оценки конкурентоспособности  с помощью образца, особенно если оценивается продукция известного класса, и на рынке существуют её аналоги. Товар-образец моделирует потребность и позволяет сравнить его параметры с параметрами продукции, подлежащей оценке.

Таким образом, конкурентоспособность  оценивается путём сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами, необходимыми потребителю, или с параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнение производится по группам  технических и экономических  параметров.

При оценке конкурентоспособности  могут применяться дифференциальный, комплексный и смешанный методы. При организационных возможностях получателя необходимой информации для оценки конкурентоспособности , трудностях подбора образца-аналога могут применяться упрощённые методы.28

Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении.29

Если за базу оценки принимается  потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

где qi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i = 1, 2, 3, ..., n);

Pi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Piо - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n - количество параметров.

Так как параметры могут  оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает  только два значения - 1 или 0. При  этом если анализируемая продукция  соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0. При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами. Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100% и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин - 100% или фактически значение этого показателя.

Если за базу оценки принимается  образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводится по формулам:

Из формул выбирают ту, в  которой росту единичного показателя соответствуют повышение конкурентоспособности. Если технические параметры продукции не имеют количественной оценки , для придания этим параметрам количественных характеристик используются экспертные методы оценки в баллах.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия