Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение вопроса конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции.
Достижение поставленной цели предполагает необходимость поэтапного решения следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть и раскрыть содержание понятий конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции;
- произвести оценку конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конкурентоспособность предприятия и ее оценка…………….…….6
1.1 Понятия о конкурентоспособности предприятия…………………….……6
1.2 Обзор существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………..…10
1.3 Методика выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………..20
Глава 2. Конкурентоспособность продукции, сущность и методы ее определения………………………………………………………………………29
2.1 Понятия о конкурентоспособности продукции…………………………....29
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции……………………………….31
2.3 Пути повышения конкурентоспособности продукции……………………38
Заключение…………………………………………………………………...…..46
Список использованной литературы……………………………………….…..48

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность предприятия и ее оценка.docx

— 81.29 Кб (Скачать файл)

Определенные нарекания  вызывает сведение разноразмерных и неоднородных показателей (к примеру, уровня производительности труда и вероятности банкротства предприятия) в единый показатель конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Здесь экономисты вводят коэффициенты, определяющие весовое значение каждого из оцениваемых факторов, а заодно и приводящие в порядок размерность показателей. Однако применяемые коэффициенты в большинстве случаев весьма условны, что влечет за собой неадекватность оценки влияния тех или иных факторов на конкурентоспособность предприятия. Но дело не только в условности весовых коэффициентов. Как было показано ранее, различные экономические факторы в каждой конкретной экономической ситуации в различной степени влияют на конкурентоспособность различных предприятий, поэтому неадекватным является заведомое установление единых весовых коэффициентов для оценки конкурентоспособности различных хозяйствующих субъектов.

Большинство методик предполагает сопоставление практически идентичных предприятий, производящих схожие товары и услуги и действующих в схожих экономических условиях. Вместе с  тем, развитие товарно-денежных отношений  приводит ко все большей диверсификации предприятий, все большей дифференциации товаров и услуг, все более усугубляющимся различиям в экономических условиях деятельности предприятий. Все сложней становится определить четкие географические границы того или иного рынка, установить перечень конкурирующих товаров и предприятий, что влечет за собой неприменимость подобных методик оценки конкурентоспособности предприятий.

Отмеченные недостатки существующих подходов к оценке конкурентоспособности  предприятий обуславливают невысокие  возможности практического применения большинства из них. Основной причиной такового, по нашему мнению, является изначально недостаточно четко определяемое большинством экономистов понятие конкурентоспособности предприятия и критериев оценки этого показателя. Это, в свою очередь, обуславливается отсутствием общепринятого понятия конкурентоспособности предприятия, что было показано в первом параграфе настоящей работы.

 

1.3.Методика выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия

 

В рыночной экономике становится ясно, что повышение конкурентоспособности  предприятия в частности и  национальной экономики в целом  является необходимым условием для  интеграции страны в глобальную экономику. Разработка концепции комплексного подхода повышения конкурентоспособности  предприятия -задача непростая. Её решение не может быть одинаковым даже для двух очень похожих предприятий, работающих на одном рынке и ставящих перед собой идентичные цели. Поэтому в зависимости от воздействия внешней среды, внутренних факторов, стратегических задач, индивидуальных особенностей предприятия концепция повышения конкурентоспособности может включать в себя множество различных элементов: организационно-управленческих, технологических, маркетинговых, финансовых, инвестиционных.

Конкурентоспособность базируется на качестве, скорости принятия решений, техническом преимуществе, обслуживании и дифференциации продукта. Главной  детерминантой конкурентоспособности , идет ли речь о национальном секторе или уровне предприятия , является повышение общей продуктивности (производительности). Изменяющаяся природа производства и его организации, так же как и изменения рыночной ситуации, требует новых концепций продуктивности.

Безусловно, что на повышение  конкурентоспособности предприятия  огромное влияние оказывает сам  рынок, т. е. рыночная среда, в которой  функционирует предприятие, и его  особенности. К таким особенностям можно отнести: 1) глобализацию рынка  и 2) наличие всемирной информационной сети.

Глобализация - это общая  мировая взаимозависимость стран, предприятий и людей в рамках открытой системы финансово -экономических, общественно - политических и культурных связей на основе современных коммуникаций и информационных технологий.

Глобальная электронная  среда - информационная сеть, образующая систему коммуникаций, которую не способен создать рынок.13

Существенными факторами  глобализации стали всемирно доступные  средства информации - радио, телевидение, пресса и Интернет. Глобальная интернет-среда способствует скорейшему проникновению компаний в глобальный рынок. В последнее время глобализации способствует наличие и развитие всемирной информационной сети. Отсутствие национальных границ в кибернетическом пространстве способствует процессу глобализации производства, торговли, финансовых потоков. Информация превращается в основной производственный ресурс. Сама информация приобретает в условиях информационной экономики первостепенное значение. Очевидно, что конкурентоспособность фирмы ( предприятия ) - это основной фактор национального развития и корпоративного выживания. Конкурентоспособность фирмы на отдельном рынке определяется как способность удовлетворять потребности покупателей лучше, чем соперники.

Решение этой задачи требует  различных подходов в различное  время в зависимости от постоянно  меняющихся условий внутренней и  внешней среды. Предприятие должно быть гибким к изменениям внешней  среды и своевременно реагировать  на эти изменения.

В настоящее время бизнес становится все более сложным, разноплановым  и динамичным. Технологии, люди, информация, деньги, система менеджмента меняются гораздо быстрее, чем раньше, приводя  к созданию все более конкурентных рынков. Предприятия вынуждены постоянно разрабатывать и применять инновационные стратегии, чтобы занять конкурентную позицию на рынке. Пока фирмы конкурируют друг с другом, такие инфраструктуры как телекоммуникации, транспорт, уровень образования и технические навыки поощряют конкуренцию предприятий. Основа конкуренции - всегда идти наравне с техническим, технологическим, информационным прогрессом и не отставать от постоянно меняющихся условий.14

Повышение конкурентоспособности  предприятия достигается путем  ориентации предприятия на потребителя, улучшения качества продукции, внедрения  инновационной политики, более качественного  использования ресурсов, в том  числе человеческих, улучшения условий  работы и ряда других факторов.

Особое внимание необходимо уделить человеческим ресурсам как  ключевому элементу продуктивности и конкурентоспособности.

Безусловно, существуют общие  методы повышения конкурентоспособности предприятия, однако пути повышения конкурентоспособности конкретной фирмы должны рассматриваться исходя из сферы ее деятельности, вида предприятия, организационной структуры и других факторов.

Основными факторами, которые  определяют конкурентоспособность  предприятия , являются: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых, финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента, выпуск конкурентоспособной продукции. Существуют два вида конкурентного преимущества:

1) более низкие затраты  - означают способность предприятия  разрабатывать, выпускать и продавать  похожий товар с наименьшими  затратами, чем у конкурентов;

2) дифференциация товаров  - это способность обеспечения  покупателя большей ценностью  в форме нового качества товара, его особенных потребительских  свойств или послепродажного  обслуживания, что дает возможность  устанавливать более высокие цены.15

Скорость, эффективность, оригинальность, ориентация на потребителя, качество и  продуктивность - это факторы, которые  могут привести к занятию фирмой более выгодной конкурентной позиции, в том числе в глобальной экономической  системе.

Для того, чтобы предложить пути повышения конкурентоспособности предприятия необходимо хорошо представлять внешнюю среду, в которой работает предприятие, её факторы и иметь четкое представление о внутренней среде предприятия.16

Для повышения конкурентоспособности  предприятия необходимо обращать внимание на обдуманное, взвешенное и квалифицированное  управление производством с учетом специфических условий переходного  периода, а также на разработку и  реализацию внешней и внутренней конкурентоспособной политики предприятия.

Существует ряд факторов, влияющих на конкурентоспособность  фирмы. Их можно разделить на внутренние и внешние. К внешним факторам относятся: политическая обстановка в государстве и влияние государства на ценовую политику, налоговую, внешнеэкономическую, финансово-кредитную, научно-техническую и инновационную политику, государственное регулирование качества продукции, антимонопольное законодательство, система мер государственной поддержки отечественного производителя, состояние спроса и предложения на рынке и развитие инфраструктуры рынка, наличие конкурентов и состояние конкуренции на рынке, размещение производственных сил и уровень концентрации производства, наличие сырьевых ресурсов, общий уровень техники, технологий и инноваций в отрасли.

К внутренним факторам относятся: система и методы управления фирмой, уровень технологий процесса производства, система долгосрочного планирования, ориентация на маркетинговую концепцию, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, система управления качеством  на предприятии , ассортиментная политика, доступ к качественному сырью и оптимизация эффективности использования сырьевых ресурсов, инновационный характер производства.17

Для выхода же отечественных  предприятий на глобальный рынок  необходимо выполнение ряда определенных условий. В условиях глобальной конкуренции  корпоративная стратегия компании должна пересматриваться и в неё  необходимо включать реакцию на изменение  конкурентной среды на международном  уровне.

В условиях глобализации предприятие, а также система и методы управления предприятием и, конечно, производимый предприятием товар или услуга должны соответствовать международному уровню.

Факторами повышения конкурентоспособности  предприятия с учётом особенностей современного рынка являются:

1) Внедрение инновационной  политики предприятия, которая  определяет возможность предприятия  конкурировать не только на  внутреннем, но и на внешних рынках. Цель инновационной деятельности определяет её направленность на создание производства новых или отсутствующих на рынке товаров и услуг. Современная инновационная политика представляет собой совокупность научно-технических, производственных, управленческих, финансовых и других мер, направленных на производство и продвижение новой или улучшенной продукции на рынок сбыта. Инновация - это не просто нововведение, это современный технико-экономический процесс, который, благодаря использованию новых идей и изобретений, приводит к созданию лучших по своим качествам изделий, технологий, что помогает фирме занять определенную конкурентную позицию на рынке. Основной смысл инновации - это улучшение продукции, способов её распределения и производства. В основе инноваций лежат качественно новые идеи и технологии. Необходимо понимать, что с ростом НТП растут и видоизменяются потребности, потребитель выдвигает все более сложные требования к рынку товаров и услуг. Задача инновационной политики - это удовлетворение этих потребностей. Для предприятия важно заранее предусматривать инновационные возможности, комплексно управлять всем инновационным циклом, что обеспечивает его конкурентоспособность и долгосрочную эффективность.

2) Наличие квалифицированных  трудовых ресурсов, соответствующим  требованиям международного рынка  труда. Трудовые ресурсы являются  одним из важнейших составляющих  деятельности предприятия и важнейшим  фактором повышения конкурентоспособности  в глобальной экономике. Опыт  зарубежных компаний говорит  об усилении роли управления  трудовыми ресурсами в системе  факторов, которые обеспечивают  конкурентоспособность предприятия . Согласно современным концепциям управления люди являются одним из важнейших экономических ресурсов предприятия , влияющих на ее доход, конкурентоспособность и развитие. К сожалению, на сегодняшний день этот фактор является наислабейшим звеном в деятельности отечественных предприятий . Очень немногие отечественные фирмы, в том числе крупные заботятся об улучшении условий работы и мотивации своих сотрудников. В этом плане мы на порядок отстаём от европейских государств, Японии, Америки. Руководителям предприятий в первую очередь необходимо обратить внимание на мотивацию своих сотрудников, должны быть обеспечены соответствующие условия работы, отдыха, высокий уровень заработных плат, так как люди являются наиглавнейшим фактором развития любого предприятия.18

3) Система управления  качеством на предприятии. Сегодня,  когда потребитель может выбирать  из огромного числа предлагаемых  товаров и услуг, одной из  важнейших детерминант существования  и развития предприятия на  рынке является качество предлагаемых  им изделий или услуг. Если  же предприятие стремится к  завоеванию международного рынка,  тогда его продукция должна  соответствовать международным  стандартам качества и должна  иметь сертификат соответствия  системы качества международному  стандарту ISO 9001. Соответствие системы  управления качеством на предприятии  международному стандарту ISO 9001 предполагает  изменение организационной структуры  предприятия , перестроения всех этапов производственного цикла: от проектирования продукции до её сбыта. Предприятие должно сертифицировать всё производство в целом и произвести «сертификацию системы качества». Продукция предприятия должна также соответствовать общепринятому международному стандарту безопасности продуктов - системе ХАССП.19

4) Непрерывное совершенствование  реализуемой на внутреннем рынке  продукции национальных производителей  и расширение их деятельности  на международном рынке. Сюда можно отнести: обеспечение приоритетности продукции, изменение качества товара и его технических параметров с целью удовлетворения потребностей и конкретных запросов потребителя, определение преимуществ товара в сравнении с заменителями, определение недостатков товаров-аналогов, которые выпускают конкуренты, изучение методов конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, определение и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, новые приоритетные сферы использования продукции, дифференциацию продукции, обеспечивающую относительно стойкие преимущества потребителям, которым предоставляются определённые виды взаимозаменяемых товаров, влияние непосредственно на потребителя путём ограничения появления на рынке новых товаров, проведение рекламы, предоставление денежного или товарного кредита.20

Кроме того конкурентоспособность  предприятия зависит от выполнения следующих условий:

- правильного понимания  предпочтений зарубежных потребителей;

- знания правил и культуры  ведения бизнеса в отдельно  взятой стране;

- знания уровня конкурентоспособности  в отрасли;

- внесения в свой продукт  изменений и модификаций в  соответствии со вкусами и  традициями потребителей той  страны, куда будет экспортироваться  товар;

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия