Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение вопроса конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции.
Достижение поставленной цели предполагает необходимость поэтапного решения следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть и раскрыть содержание понятий конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции;
- произвести оценку конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции ;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конкурентоспособность предприятия и ее оценка…………….…….6
1.1 Понятия о конкурентоспособности предприятия…………………….……6
1.2 Обзор существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………..…10
1.3 Методика выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………..20
Глава 2. Конкурентоспособность продукции, сущность и методы ее определения………………………………………………………………………29
2.1 Понятия о конкурентоспособности продукции…………………………....29
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции……………………………….31
2.3 Пути повышения конкурентоспособности продукции……………………38
Заключение…………………………………………………………………...…..46
Список использованной литературы……………………………………….…..48
Определенные нарекания вызывает сведение разноразмерных и неоднородных показателей (к примеру, уровня производительности труда и вероятности банкротства предприятия) в единый показатель конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Здесь экономисты вводят коэффициенты, определяющие весовое значение каждого из оцениваемых факторов, а заодно и приводящие в порядок размерность показателей. Однако применяемые коэффициенты в большинстве случаев весьма условны, что влечет за собой неадекватность оценки влияния тех или иных факторов на конкурентоспособность предприятия. Но дело не только в условности весовых коэффициентов. Как было показано ранее, различные экономические факторы в каждой конкретной экономической ситуации в различной степени влияют на конкурентоспособность различных предприятий, поэтому неадекватным является заведомое установление единых весовых коэффициентов для оценки конкурентоспособности различных хозяйствующих субъектов.
Большинство методик предполагает
сопоставление практически
Отмеченные недостатки существующих
подходов к оценке конкурентоспособности
предприятий обуславливают
1.3.Методика выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия
В рыночной экономике становится
ясно, что повышение
Конкурентоспособность базируется на качестве, скорости принятия решений, техническом преимуществе, обслуживании и дифференциации продукта. Главной детерминантой конкурентоспособности , идет ли речь о национальном секторе или уровне предприятия , является повышение общей продуктивности (производительности). Изменяющаяся природа производства и его организации, так же как и изменения рыночной ситуации, требует новых концепций продуктивности.
Безусловно, что на повышение
конкурентоспособности
Глобализация - это общая
мировая взаимозависимость
Глобальная электронная среда - информационная сеть, образующая систему коммуникаций, которую не способен создать рынок.13
Существенными факторами глобализации стали всемирно доступные средства информации - радио, телевидение, пресса и Интернет. Глобальная интернет-среда способствует скорейшему проникновению компаний в глобальный рынок. В последнее время глобализации способствует наличие и развитие всемирной информационной сети. Отсутствие национальных границ в кибернетическом пространстве способствует процессу глобализации производства, торговли, финансовых потоков. Информация превращается в основной производственный ресурс. Сама информация приобретает в условиях информационной экономики первостепенное значение. Очевидно, что конкурентоспособность фирмы ( предприятия ) - это основной фактор национального развития и корпоративного выживания. Конкурентоспособность фирмы на отдельном рынке определяется как способность удовлетворять потребности покупателей лучше, чем соперники.
Решение этой задачи требует различных подходов в различное время в зависимости от постоянно меняющихся условий внутренней и внешней среды. Предприятие должно быть гибким к изменениям внешней среды и своевременно реагировать на эти изменения.
В настоящее время бизнес становится все более сложным, разноплановым и динамичным. Технологии, люди, информация, деньги, система менеджмента меняются гораздо быстрее, чем раньше, приводя к созданию все более конкурентных рынков. Предприятия вынуждены постоянно разрабатывать и применять инновационные стратегии, чтобы занять конкурентную позицию на рынке. Пока фирмы конкурируют друг с другом, такие инфраструктуры как телекоммуникации, транспорт, уровень образования и технические навыки поощряют конкуренцию предприятий. Основа конкуренции - всегда идти наравне с техническим, технологическим, информационным прогрессом и не отставать от постоянно меняющихся условий.14
Повышение конкурентоспособности предприятия достигается путем ориентации предприятия на потребителя, улучшения качества продукции, внедрения инновационной политики, более качественного использования ресурсов, в том числе человеческих, улучшения условий работы и ряда других факторов.
Особое внимание необходимо уделить человеческим ресурсам как ключевому элементу продуктивности и конкурентоспособности.
Безусловно, существуют общие
методы повышения
Основными факторами, которые определяют конкурентоспособность предприятия , являются: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых, финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента, выпуск конкурентоспособной продукции. Существуют два вида конкурентного преимущества:
1) более низкие затраты
- означают способность
2) дифференциация товаров
- это способность обеспечения
покупателя большей ценностью
в форме нового качества
Скорость, эффективность, оригинальность, ориентация на потребителя, качество и продуктивность - это факторы, которые могут привести к занятию фирмой более выгодной конкурентной позиции, в том числе в глобальной экономической системе.
Для того, чтобы предложить пути повышения конкурентоспособности предприятия необходимо хорошо представлять внешнюю среду, в которой работает предприятие, её факторы и иметь четкое представление о внутренней среде предприятия.16
Для повышения
Существует ряд факторов, влияющих на конкурентоспособность фирмы. Их можно разделить на внутренние и внешние. К внешним факторам относятся: политическая обстановка в государстве и влияние государства на ценовую политику, налоговую, внешнеэкономическую, финансово-кредитную, научно-техническую и инновационную политику, государственное регулирование качества продукции, антимонопольное законодательство, система мер государственной поддержки отечественного производителя, состояние спроса и предложения на рынке и развитие инфраструктуры рынка, наличие конкурентов и состояние конкуренции на рынке, размещение производственных сил и уровень концентрации производства, наличие сырьевых ресурсов, общий уровень техники, технологий и инноваций в отрасли.
К внутренним факторам относятся:
система и методы управления фирмой,
уровень технологий процесса производства,
система долгосрочного
Для выхода же отечественных
предприятий на глобальный рынок
необходимо выполнение ряда определенных
условий. В условиях глобальной конкуренции
корпоративная стратегия
В условиях глобализации предприятие, а также система и методы управления предприятием и, конечно, производимый предприятием товар или услуга должны соответствовать международному уровню.
Факторами повышения
1) Внедрение инновационной
политики предприятия, которая
определяет возможность
2) Наличие квалифицированных
трудовых ресурсов, соответствующим
требованиям международного
3) Система управления
качеством на предприятии.
4) Непрерывное совершенствование
реализуемой на внутреннем
Кроме того конкурентоспособность предприятия зависит от выполнения следующих условий:
- правильного понимания
предпочтений зарубежных
- знания правил и культуры ведения бизнеса в отдельно взятой стране;
- знания уровня
- внесения в свой продукт изменений и модификаций в соответствии со вкусами и традициями потребителей той страны, куда будет экспортироваться товар;